Interested Article - Раскраски для взрослых
- 2020-08-08
- 2
«Раскра́ски для взро́слых» — первый студийный альбом российской певицы Монеточки , выпущенный 25 мая 2018 года.
В «Раскрасках» Монеточка отходит от простых фортепианных песен, записанных дома, в сторону более коммерческих поп -аранжировок с влиянием поп-музыки 1990-х и танцевальной музыки , которые написал . Основные темы, которые затрагивает альбом — молодость, взросление и любовь. Тексты Монеточки часто отсылают к различным явлениям русской и мировой культур, упоминая и цитируя музыкантов и поэтов, а также к приметам быта молодёжи 2010-х .
Альбом принёс Монеточке огромную популярность в России и стал одним из самых обсуждаемых русскоязычных релизов года. Критики отзывались о «Раскрасках» в целом положительно
; многие издания называли его одним из главных российских альбомов года и даже десятилетия . Сама Монеточка после «Раскрасок» стала одним из главных поп-музыкантов России конца 2010-х .История создания
В 2016 году Елизавета Гырдымова под псевдонимом «Монеточка» опубликовала альбом « », записанный дома под фортепианные поп-аранжировки . Несмотря на кустарную запись, альбом привлёк к Монеточке внимание музыкальной прессы , а также попал в списки лучших альбомов года по версии « Афиши Daily » и The Flow . После выхода альбома Монеточка упомянула в интервью порталу «Дистопия», какой бы хотела видеть свою музыку в будущем: «Моя мечта — уйти в киберпанк или нечто вроде этого. Чтобы мой голос был, словно электронным, музыка — почти восьмибитной, и тексты о вечности» .
Монеточка рассказала, что захотела познакомиться с музыкантом после того, как услышала его проект «БЦХ», написала ему, и они встретились . Они начали сотрудничество: в 2017 году певица выпустила сингл «Последняя дискотека», спродюсированный Исаевым. Сингл ознаменовал отход от первоначального «домашнего» звучания Монеточки и был тепло принят критикой, и Монеточка и Исаев начали совместную работу над следующим релизом . В январе 2018 года издание The Village включило предстоящий альбом певицы в число самых ожидаемых альбомов года .
Лейбл «М2», на котором должен был выйти альбом, установил для Монеточки и Исаева дедлайн, к которому релиз должен был быть завершён, — 1 мая 2018 года . «Раскраски для взрослых» появились на стриминговых сервисах 25 мая. В этот же день об альбоме написали многие издания, в том числе Meduza посвятила ей большую статью . 28 мая Монеточка выступила с композицией «Каждый раз» в телепередаче « Вечерний Ургант » . 1 июня в клубе Aglomerat состоялась презентация альбома . 2 июня Монеточка выступила на кинофестивале «Кинотавр» в Сочи с песнями «Каждый раз» и «Нимфоманка» .
К 4 июня все песни с «Раскрасок для взрослых» оказались в чарте « Яндекс.Музыки » . 10 июня Монеточка выступила на фестивале « » в Москве, 28 июля — на VK Fest , а 4 августа — на « Пикнике „Афиши“ » . В течение июня на некоторых федеральных телеканалах России вышли сюжеты, посвящённые выходу альбома и неожиданной популярности певицы .
Обложка
Автор обложки — екатеринбургский художник Никита Жижанов, известный под псевдонимами GREEDYART и «Nikita.» . Он рассказал, что Монеточка рассказала ему идею про силуэт, который она представляла, а он её реализовал; также он пояснил, что жёлтый круг вокруг головы этого силуэта является не нимбом , а изображением лампочки .
Видеоклипы
4 июня 2018 года был опубликован видеоклип на песню «Запорожец», режиссёром которого выступил Дмитрий Масейкин . Клип с улетающим в космос автомобилем « Запорожец » должен был отсылаться к запуску автомобиля Tesla Roadster в космос Илоном Маском , но процесс создания затянулся, и выпустить его получилось только через четыре месяца после самого события . 17 августа в калининградском кинотеатре «Заря» в рамках фестиваля «Короче» состоялась премьера видео на песню «90», срежиссированного Михаилом Идовым ; 21 августа клип был опубликован на YouTube . Визуально клип является оммажем фильму « Брат » Алексея Балабанова , с цитированием конкретных сцен и образов из фильма. В видео в качестве камео появились музыканты Татьяна Буланова , Гречка , Мистер Малой и Евгений Фёдоров , а также кинокритик Станислав Зельвенский .
2 апреля 2019 года был опубликован клип на песню «Нимфоманка». В нём Монеточка предстала в трёх образах, отражающих разные исторические эпохи, «от советского времени в духе Пугачевой до ютьюб-эры с её хип-хопом, неоном и детским контентом» . 5 сентября 2019 года был опубликован четвёртый клип, на песню «Нет монет», в котором покадрово дословно воспроизводится сюжет песни .
Музыка и лирика
«Раскраски для взрослых» состоят из десяти треков; их жанровую принадлежность в прессе описывали как поп , инди-поп или тин-поп с влиянием электроники , поп-музыки 80-х и 90-х и танцевальной музыки . В песнях альбома певица исследует такие темы, как «взросление и поиск себя» , «молодость, любовь, смерть и прочее злободневное» , а также с иронических и постмодернистских позиций осмысляет наследие русскоязычной культуры . Вместе с тем в текстах много примет быта современной России и в особенности молодёжи; в отношении альбома в прессе неоднократно использовали выражения вроде «гимн поколения» , «манифест поколения» , «портрет поколения» и подобные . Обозреватели The Village посчитали, что «в „Раскрасках для взрослых“ собраны почти все языковые маркеры молодых жителей больших городов России конца 2010-х — и как минимум эпоху по ним можно будет изучать» . За подробное описание своего времени Монеточку неоднократно сравнивали с Земфирой , а также с Виктором Цоем и писателем Виктором Пелевиным . Сама Монеточка отмечала влияние лирики рэп-музыканта Noize MC на свои тексты , а её общее ироническое настроение сравнивали с творчеством группы « » , которую она сама также называла в числе вдохновений . Свою лирику на «Раскрасках» она описывает так :
Про мои стихи можно тоже сказать «они простоватые». Но в этом самая соль. Моя творческая задача — закладывать как можно более сложный смысл в как можно более простую оболочку. Я не люблю открытую сложность. Монеточка
Noize MC так описал лирику «Раскрасок» :
В плане построения текста, дискурса, риторики, литературных приемов и языка песни Монеточки — это такой пост-хип-хоп. <...> Уличный сленг, вордплей, неймдроппинг, постмодернистское жонглирование названиями брендов и ссылками на объекты поп-культуры, часто меняющийся ритмический рисунок в куплетах, высокоскоростная подача текста, обильные внутренние рифмы — все это и про рэп, и про песни Монеточки. Noize MC
Монеточка рассказывала, что при написании текстов альбома ей хотелось сочинить в первую очередь более позитивную музыку :
Мне не нравится, что сейчас очень много агрессии, деструктива в России вообще в целом, в информационном поле. Это касается и политики, и это касается музыки. <...> Я хочу научиться делать музыку, которая была бы созидательной, светлой, которая хотя бы не была агрессивной, как рэп. Монеточка
Тексты альбома содержат множество отсылок к явлениям русской культуры: преимущественно поэзии русского Серебряного века (прежде всего Марины Цветаевой и Анны Ахматовой ), а также к песне « Хочу перемен! » группы Кино , стихотворениям Александра Пушкина и фильму « Русский ковчег » Александра Сокурова . Многие музыканты или их произведения упоминаются в альбоме напрямую: среди них « Кровосток », Pussy Riot , Стас Михайлов , « Ласковый май », Boulevard Depo и Lil Peep ; упоминается также песня « Rape Me » группы Nirvana и самоубийство её лидера Курта Кобейна . Сама Монеточка так ответила на вопрос о скрытых отсылках: «Никаких отсылок я не делала. Я это просто не люблю. Но когда мы записывали альбом, я много читала этих поэтов [Блока, Ахматову, Цветаеву], может, что-то отложилось в подсознании и вылилось в текст» .
При этом она так прокомментировала своё образование :
Мне очень не хватает в нашей музыке, в нашей культуре среди молодёжи, вот в этой «новой волне» чуваков с образованием, с каким-то культурным багажом, и я хочу быть... «учёной кошечкой» в русском рэпе. Монеточка
Марина Аглиуллина из Buro 24/7 посчитала, что «признаки, заставляющие записывать Монеточку в молодёжную музыку, а то и вовсе в тин-поп — чисто формальные» . Некоторые критики сравнивали звучание альбома с музыкой Moby . Музыкальный продюсер альбома, , в шоу «Вписка» так охарактеризовал свою музыку: «Весь концепт был [в том, чтобы] <…> поддержать Лизину лирическую сторону музыкальной — такой же. И чтобы она была такой, шутливой, типа, интернетной… ироничной» . Монеточка рассказывала, что она предоставила Исаеву полную творческую свободу в музыкальном плане, сосредоточившись на текстах .
Песни
Название открывающей композиции «Русский ковчег» отсылает к одноимённому фильму Александра Сокурова , а в тексте цитируется одна из реплик фильма («И плыть нам вечно, и жить нам вечно»). В песне Монеточка обильно цитирует явления русской культуры, по её словам, песня — «про ковчег, про русскую культуру. Она плывёт-плывёт, все думают: когда же она уже затонет. А она всё никак не тонет» . В числе прочих явлений Монеточка упоминает Виктора Цоя и цитирует композицию « Хочу перемен! » группы Кино , помимо этого в аранжировке содержится музыкальная отсылка к гитарному риффу из «Хочу перемен!» . Сергей Мезенов из Colta , рассказывая о песне, сказал, что «у Монеточки хватает всего, что нужно: таланта, ума, наблюдательности, иронии, эмпатии, смелости, наконец, чтобы выступить по такой теме, ну, в общем, блистательно» .
Песня «Каждый раз» стала главным хитом с альбома . Сама Монеточка пояснила, что песня повествует о девушке, которая «страшно влюблена <…> но хочет казаться крутой и самостоятельной: „Мне никто не нужен, мне нужны одни стихи!“». Также она сказала, что песня задумывалась как автобиографичная . На текст припева песни Монеточку вдохновила надпись на стене в лестничном проёме в здании бара «Сосна и липа»: «Если бы мне платили за каждый раз, когда я тебя вспоминаю, я была бы бомжом» — эта строчка в несколько изменённом виде стала основой припева . В песне также цитируется название рассказа «Инкогнида» Василия Лебедева-Кумача .
Гармонию «Каждый раз» сравнивали с гармонией композиции « Get Lucky » группы Daft Punk . Монеточка заявила, что по её мнению, совпадение аккордов нельзя считать плагиатом . По словам Исаева, треки «Каждый раз» и «Нимфоманка» были закончены последними, за несколько дней до дедлайна, установленного лейблом . Он также заявил, что «Каждый раз» была написана без расчёта на коммерческий успех .
Песня «Нет монет» вдохновлена танцевальной музыкой и хаус-рэпом, который стал популярен в России в 2010-х. Монеточка так прокомментировала стиль композиции: «…Ты берешь жанр рэпа о творческом пути и в рамках этого жанра по всем его канонам его высмеиваешь. И музыка должны быть соответствующей. Тоже созданной якобы в этих канонах, но в то же время высмеивать их своей наивностью и простотой» . Песня началась с англоязычного вокального семпла, найденного Исаевым, на котором как будто поётся фраза «нет монет» .
Композиция «Кумушки» построена вокруг русской народной песни «Ой, кумушки, кумитеся» .
Песня «90» высмеивает стереотипы о « лихих 90-х », которые воспроизводятся в том числе и теми, кто родился позже 1990-х годов и этого времени не застал . «Твоё имя», рассказывающая о смерти человека, посвящена дедушке Монеточки . Трек «Запорожец» вдохновлён реальным автомобилем « Запорожец », который был у дедушки .
В заключительной песне «Пост-пост» Монеточка иронически осмысляет наследие постмодернизма и постструктурализма , современный метамодернизм , упоминая Жана-Поля Сартра . Некоторые моменты нарратива песни отсылаются к событиям жизни самой Монеточки: так, лирическая героиня из Екатеринбурга, а упоминаемый в песне «Слава», прообразом которого является музыкант Вячеслав Карелин , с которым Монеточка общалась, уговаривает её бросить институт . Егор Беликов из ТАСС посчитал, что в этой песне не только «самый бронебойный припев за этот год, так даже более того — это абсолютно программное произведение», и назвал её «гимном поколения, которое в сутолоке пост- и метамодерна, оккупировавшего все области жизни, потеряло смысл жизни» .
Реакция
Критика
Альбом вызвал бурные обсуждения среди слушателей и критиков . Большинство журналистов положительно отозвались об альбоме; многие высоко оценили аранжировки Вити Исаева, а также похвалили тексты, отметив присущую Монеточке иронию .
Обозреватель портала Meduza Александр Горбачёв назвал «Раскраски» лучшим русским поп-альбомом 2018 года, отметив серьёзную работу над музыкой по сравнению с и вклад в эту работу продюсера : «БЦХ дал Монеточке грув , высветил всю неотразимую ясность её мелодий и поместил голос в оптимальное звуковое окружение» . Егор Беликов в статье ТАСС назвал «Раскраски» «кажется, главным русскоязычным альбомом за весь 2018 год» и посчитал, что он «довольно зрелый, хотя частично неопытность в нём все же ощущается» . Никита Величко из Time Out нашёл в «Раскрасках» «въедающиеся в память рифмы и отличный продакшн» . Кирилл Мажай в статье The Village отметил, что «мнения о молодой сенсации диаметрально противоположные: от непринятия и жесточайшей критики до возведения в статус спасительницы русской музыки и самой лучшей певицы в России нового века», но заявил, что Монеточка «прошла гигантский путь <…> до… меметичной поп-звезды с убийственными хуками и качественным продакшеном» .
Николай Овчинников посчитал, что альбом представляет «удивительный, слегка наивный взгляд нового поколения на судьбы родины, на 1990-е, на отношения, который звучит не как трёхгрошовый инди, но как настоящий поп-блокбастер» . Кирилл Бусаренко из « Канобу » назвал альбом «поэтичным, разноцветным и очень ироничным портретом поколения соцсетей» . Сергей Мезенов посчитал, что композиции с альбома «озвучены бодрыми мелодиями, изящно балансирующими на грани идеально-бессмысленной, но энергичной попсы и точнейшей на неё пародии, <…> богаты запоминающимися литературными деталями и при всей своей ласковости фиксируют среднюю температуру по палате довольно безжалостно — как бы бравурно ни полоскались флаги над мачтами русского ковчега, на его борту царит вечная неудовлетворенность» . Редакторы «Стороны», обозревая альбом, посчитали, что в лирике «Лиза, кажется, не имеет аналогов на современной российской сцене», а также написали, что «практически все композиции с этой пластинки уже постепенно становятся самостоятельными ироничными гимнами общественной и личной жизни современного поколения в России» .
Алексей Мажаев в рецензии для портала InterMedia написал, что «у Монеточки появились „настоящие“ аранжировки, порой довольно сложные — впрочем, вопрос о том, подходят ли они к её высокому голосу, пока остаётся дискуссионным», а также посчитал, что «тексты Монеточки отличаются всё той же глубиной, юмором и парадоксальностью» . Борис Барабанов из « Коммерсантъ » высказался менее восторженно, выразив своё удивление от успеха альбома у критиков: «Это странная история, честно говоря, то, что я послушал, меня вообще никак не впечатляет, то есть это для меня какой-то изгиб магнитного поля, связанный скорее с нашими журналистами, нежели с качеством этого материала» . Гуру Кен посчитал, что Монеточке удалось отразить «зеркальную искренность поколения 19-летних», но «в сочетании с незамысловатой инди-поп аранжировкой от БЦХ это выглядит отчаянно нелепо», и пожелал ей в будущем «сделать звук отточенно-профессиональным из большой поп-музыки», поставив альбому 6 из 10 .
Признание
Альбом стал громким культурным явлением в России, о нём писали и спорили многие не-музыкальные публицисты . Так, Олег Кашин назвал альбом «феноменом» , а Юрий Сапрыкин признался, что «в попытках разоблачить художественную несостоятельность Монеточки прослушал её альбом за лето больше, чем любой другой, выучил половину песен наизусть, посмотрел все видео, сходил на концерт, [теперь] ставлю её друзьям» .
Музыкальный обозреватель газеты « Коммерсантъ » Борис Барабанов , несмотря на сдержанную рецензию , назвал трек «Каждый раз» одной из 16 главных песен 2018 года, а об альбоме в целом написал, что с ним певица «сумела сломать рамки независимой сцены и вырваться на поле мейнстрима » .
Артемий Троицкий осудил шумиху вокруг альбома, заявив следующее: «Что действительно меня раздражает — это что по поводу Гречки и Монеточки стали апологетически, со слюнями высказываться высоколобые интеллектуальные обозреватели. <…> Это одновременно суперснобизм и пресмыкательство перед неразборчивой молодежью» . Так же сдержанно об альбоме отозвался Максим Кононенко , посчитавший, что значение «Раскрасок» переоценено: «это просто альбом, хороший, удачный, получившийся — но просто альбом, здесь и сейчас» .
Некоторые подозревали, что неожиданный успех альбома является результатом целенаправленной продюсерской раскрутки , но сама Монеточка заметила, что это не так, несмотря на то, что она общается и советуется с некоторыми личностями из музыкальной индустрии: помимо музыкального продюсера Вити Исаева, в их числе Noize MC и .
На вопрос о причинах внезапной популярности альбома Монеточка ответила так: «В России, если пишут попсу — даже качественную — она обязательно про ссоры, расставания. А музыки с интересным текстом, которая при этом была бы танцевальной, крутой, свежей — почему-то не было давно. Мне кажется, у меня получается делать что-то подобное» . Во многих интервью она рассказывала, что не ожидала такой бурной реакции на выход «Раскрасок» , и ни она с Исаевым, ни звукозаписывающая компания не рассчитывали на большой успех , а также заявила, что значение альбома, по её мнению, переоценено прессой . Исаев также рассказал, что при выходе «Раскрасок» музыканты не слишком рассчитывали на успех . В другом интервью изданию « Коммерсантъ » Монеточка, однако, сказала следующее: «Я просто очень старалась, и я знаю, что если я прямо стараюсь, то оно всегда ко мне возвращается. И я знала, что он понравится, и я делала на него вот такую большую-большую ставку, и если бы он не понравился, то я бы, наверное… не знаю. Может быть, я бы вообще больше ничего не писала» .
Награды и списки
«Раскраски для взрослых» были неоднократно названы одной из главных или лучших записей 2018 года на русском языке . После выхода альбома Монеточка получила две премии Jager Music Awards — в номинациях «Группа года» и «Сингл года» (за песню «Каждый раз») .
Сайт The Flow поставил композиции «90» на двадцатое место в списке 50 лучших треков 2018 года , «Каждый раз» — на первое , а сам релиз — на первое место в списке лучших альбомов года по версии редакции . По результатам голосования, проводившегося среди читателей The Flow с 9 по 16 января 2019 года, альбом «Раскраски для взрослых» занял третье место среди главных альбомов 2018 года и первое место среди поп-альбомов года .
«Лайфхакер» назвал «Раскраски для взрослых» лучшим альбомом года и самым обсуждаемым русскоязычным альбомом года . Издания Meduza , « Канобу » , «РокКульт» , «Инде» , «Сторона» , а также российская редакция Time Out и « GQ Россия » включили альбом в число главных или лучших русскоязычных альбомов 2018-го. The Village включили «Раскраски» в список лучших альбомов первого полугодия 2018 года .
«Раскраски» попали в списки главных культурных явлений и главных русскоязычных альбомов 2010-х по версии The Village, а также в списки главных альбомов десятилетия Meduza и главных русскоязычных альбомов десятилетия российской редакции Time Out . Альбом также попал на 30-е место в списке лучших альбомов постсоветской музыки, собранный изданием « Афиша Daily » в 2022 году .
Чарты
Альбом имел значительный успех на стриминговых сервисах . После выхода альбома все его песни попали в чарт 100 самых прослушиваемых треков в « Яндекс.Музыке » . В первую неделю «Раскраски для взрослых» оказались на 2 месте среди альбомов в российских чартах Google Play , Apple Music и iTunes . Через неделю альбом поднялся на 1 позицию в iTunes и Apple Music и вновь попал на 1 позицию 15 июля . 17 июля альбом попал на 1 позицию в Google Play . Долгое время «Раскраски» оставались в числе десяти самых популярных альбомов в этих чартах, окончательно покинув их только в октябре 2018 года .
Песня «Нимфоманка» стартовала на 1 месте в чарте «Яндекс.Музыки» , 10 июня оказалась на 5 месте в чарте композиций Apple Music , а 19 июня — на 7 месте в чарте « ВКонтакте » . Наибольшую же популярность имела песня «Каждый раз». Стартовав на 7 месте в «Яндекс.Музыке», 26 июня она оказалась на 1 месте и держалась там в течение месяца . В чарте Apple Music песня появилась 10 июня на 1 позиции . В чарте «ВКонтакте» она стартовала с 28 места и 19 июня достигла пиковой позиции — 4 места . «Каждый раз» ушла из числа десяти самых прослушиваемых композиций в Apple Music в июле , в «ВКонтакте» — в августе , а в «Яндекс.Музыке» — только в октябре .
Год | Песня | Чарт | Высшая позиция |
---|---|---|---|
2018 | Каждый раз | Top Radio & YouTube Hits от TopHit | 45 |
2018 | Нимфоманка | Top Radio & YouTube Hits от TopHit | 57 |
2018 | 90 | Top Radio & YouTube Hits от TopHit | 50 |
Альбом отметился в итогах года стриминговых сервисов в России. «Яндекс.Музыка» назвала Монеточку «прорывом года», «Раскраски для взрослых» — российским «поп-альбомом года», а песня «Каждый раз» оказалась на 6 месте в списке самых прослушиваемых песен года . В «ВКонтакте» «Каждый раз» оказалась на 21 месте в списке 30 самых популярных треков 2018 года, а сам альбом — на 4 месте среди 10 самых популярных альбомов . В Apple Music «Раскраски для взрослых» оказались на 2 месте среди самых прослушиваемых в России альбомов в 2018 году, а «Каждый раз» — на 5 месте среди песен .
Список композиций
№ | Название | Длительность | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1. | «Русский ковчег» | 3:33 | |||||||
2. | «Каждый раз» | 3:28 | |||||||
3. | «Нимфоманка» | 2:40 | |||||||
4. | «Нет монет» | 4:38 | |||||||
5. | «Ночной ларёк» | 2:44 | |||||||
6. | «Кумушки» | 3:32 | |||||||
7. | «90» | 3:21 | |||||||
8. | «Твоё имя» | 3:01 | |||||||
9. | «Запорожец» | 2:49 | |||||||
10. | «Пост-пост» | 3:47 | |||||||
33:33 |
Участники записи
- Елизавета Гырдымова (Монеточка) — вокал, клавишные
- — аранжировки
- Никита Жижанов (Nikita.) — оформление
Издания
Регион | Год | Лейбл | Формат | Каталог |
---|---|---|---|---|
Россия | 2018 | М2 | Цифровая дистрибуция | нет |
Мистерия звука | CD | CD-M2+678-1 | ||
2019 | LP | LP-M2+678-1 |
Примечания
- . The-Flow (27 января 2016). Дата обращения: 26 июня 2020. 15 ноября 2019 года.
- ↑ Николай Редькин. . Афиша (1 февраля 2016). Дата обращения: 26 июня 2020. 5 ноября 2019 года.
- Алексей Мажаев . . InterMedia (10 февраля 2016). Дата обращения: 26 июня 2020. 23 августа 2017 года.
- ↑ Ночной Гость. . Дистопия (29 января 2016). Дата обращения: 23 июля 2020. 23 июля 2020 года.
- . Афиша Daily (29 декабря 2016). Дата обращения: 29 апреля 2017. 24 марта 2017 года.
- . The-Flow (1 января 2017). Дата обращения: 26 июня 2020. 22 января 2021 года.
- ↑ . Meduza . 2018-07-18. из оригинала 8 октября 2020 . Дата обращения: 25 июня 2020 .
- ↑ Николай Редькин. . The-Flow.ru (5 сентября 2017). Дата обращения: 25 июня 2020. 27 июня 2020 года.
- Степан Нилов. . The Village (11 января 2018). Дата обращения: 25 июня 2020. 25 июня 2020 года.
- ↑ Лёша Горбаш. . The Flow (29 августа 2020). Дата обращения: 3 сентября 2020. 31 августа 2020 года.
- ↑ Борис Барабанов . . Коммерсантъ (29 августа 2018). Дата обращения: 25 июня 2020.
- ↑ Александр Горбачев . . Meduza (25 мая 2018). Дата обращения: 22 октября 2018. 14 июня 2018 года.
- ↑ Святослав Иванов (2018-05-29). . Афиша Daily . из оригинала 16 июля 2020 . Дата обращения: 18 июля 2020 .
- Ульяна Бондаренко. . The Village (25 мая 2018). Дата обращения: 25 июня 2020. 27 июня 2020 года.
- . Коммерсантъ . 2018-06-05. из оригинала 25 июня 2020 . Дата обращения: 18 июля 2020 .
- ↑ Галла Гинтовт, Надя Самодурова, Антон Гвоздев, Михаил Конатус, Денис Карцев. . Сторона (9 июля 2018). Дата обращения: 30 сентября 2020.
- ↑ Алексей Шахов. . The Village (11 сентября 2018). Дата обращения: 4 ноября 2018. 5 ноября 2018 года.
- Марина Сухогузова. . ЕТВ . Дата обращения: 4 ноября 2018. 4 ноября 2018 года.
- . Meduza . 2018-06-04 . Дата обращения: 15 июля 2020 .
- ↑ Михаил Козырев . . Телеканал «Дождь» . из оригинала 27 декабря 2018 . Дата обращения: 22 октября 2018 .
- ↑ Алексей Шахов (2018-08-21). . The Village . из оригинала 18 июля 2020 . Дата обращения: 18 июля 2020 .
- . Новый Калининград (16 августа 2018). Дата обращения: 18 июля 2020. 18 июля 2020 года.
-
.
Телеканал «Дождь»
.
из оригинала
27 декабря 2018
. Дата обращения:
22 октября 2018
.
{{ cite news }}
: no-break space character в|title=
на позиции 43 ( справка ) - Роман Чернянский (2019-04-02). . The Village . Дата обращения: 25 июня 2020 .
- . Meduza . 2019-09-05. из оригинала 20 июля 2020 . Дата обращения: 20 июля 2020 .
- ↑ Гуру Кен . . NEWSmuz.com (31 мая 2018). Дата обращения: 5 августа 2019. 5 августа 2019 года.
- . iTunes (25 мая 2018). Дата обращения: 25 мая 2018. 25 мая 2018 года.
- ↑ . The-Flow . 2018-05-24 . Дата обращения: 25 июня 2020 .
- ↑ Елена Фомина. . РБК Стиль (7 июня 2018). Дата обращения: 26 июня 2020. 28 июня 2020 года.
- Александра Лябина (2018-05-31). . Комсомольская правда . из оригинала 16 июля 2018 . Дата обращения: 21 октября 2018 .
- ↑ Алексей Мажаев . . InterMedia (10 июня 2018). Дата обращения: 1 июля 2018. 12 августа 2018 года.
- Дмитрий Козаченко (2018-05-25). . Афиша . из оригинала 14 августа 2020 . Дата обращения: 25 июня 2020 .
- ↑ Илья Клишин. (англ.) . RTVI (6 апреля 2018). Дата обращения: 28 июня 2019. 28 июня 2020 года.
- ↑ Олег Кашин . . Republic (6 июня 2018). Дата обращения: 25 июня 2020. 25 июня 2020 года.
- ↑ Егор Беликов. . ТАСС (5 июня 2018). Дата обращения: 1 июля 2020. 2 июля 2020 года.
- ↑ Кирилл Бусаренко. . Канобу (27 декабря 2018). Дата обращения: 23 июля 2020. 23 июля 2020 года.
- ↑ Марина Аглиуллина. . BURO 24/7 (18-08-24). Дата обращения: 25 июня 2020. 27 июня 2020 года.
- ↑ Юлия Рузманова, Лев Левченко, Павел Яблонский. . The Village (26 декабря 2019). Дата обращения: 25 июня 2020. 28 июня 2020 года.
- ↑ Сергей Минаев. . Esquire (19 июня 2018). Дата обращения: 25 июня 2020. 15 октября 2020 года.
- ↑ Анастасия Парфёнова. . Коммерсантъ (5 июня 2018). Дата обращения: 25 июня 2020. 28 июня 2020 года.
- ↑ Андрей Никитин. . Афиша (3 августа 2018). Дата обращения: 25 июня 2020. 31 августа 2020 года.
- ↑ . Коммерсантъ (9 июня 2018). Дата обращения: 25 июня 2020. 26 июня 2020 года.
- ↑ Сергей Мезенов. . Colta (30 мая 2018). Дата обращения: 25 июня 2020. 25 июня 2020 года.
- ↑ Николай Редькин, Кирилл Бусаренко, Леша Горбаш, Андрей Недашковский, Владимир Завьялов. . «The Flow» (19 декабря 2018). Дата обращения: 20 декабря 2018. 19 декабря 2018 года.
- ↑ Андрей Никитин, Николай Редькин, Кирилл Бусаренко, Леша Горбаш, Андрей Недашковский, Владимир Завьялов. . The-Flow (30 декабря 2018). Дата обращения: 25 июня 2020. 30 октября 2020 года.
- On Air. . YouTube (24 мая 2018). Дата обращения: 25 июня 2020. 3 августа 2020 года.
- ↑ Кирилл Мажай. . The Village (26 июля 2018). Дата обращения: 25 июня 2020. 4 ноября 2018 года.
- ↑ Никита Величко. . Time Out (14 декабря 2018). Дата обращения: 18 июля 2020. 18 июля 2020 года.
- ↑ Николай Овчинников. . Инде (201812-26). Дата обращения: 23 июля 2020. 27 октября 2020 года.
- Борис Барабанов . . Коммерсантъ (31 декабря 2018). Дата обращения: 18 июля 2020. 21 июля 2019 года.
- Дмитрий Быков . . GQ Россия (20 июля 2018). Дата обращения: 25 июня 2020. 4 сентября 2019 года.
- Лена Крестинина. . Актуальные комментарии (6 июня 2018). Дата обращения: 1 июля 2020. 1 июля 2020 года.
- РЕН ТВ (2018-05-08). . YouTube . из оригинала 11 августа 2020 . Дата обращения: 25 июня 2020 .
- ↑ Надя Самодурова, Галла Гинтовт, Денис Карцев, Сергей Сиразутдинов, Стас Хайдаров, Ксения Каменская. . Сторона (29 декабря 2018). Дата обращения: 30 сентября 2020. 22 сентября 2020 года.
- . InterMedia . 2018-11-19. из оригинала 25 ноября 2018 . Дата обращения: 24 ноября 2018 .
- Андрей Никитин, Николай Редькин, Кирилл Бусаренко, Леша Горбаш, Андрей Недашковский, Владимир Завьялов. . «The Flow» (17 декабря 2018). Дата обращения: 20 декабря 2018. 18 декабря 2018 года.
- . The-Flow.ru. Дата обращения: 21 января 2019. 21 января 2019 года.
- Паша Прокофьев. . Лайфхакер (5 декабря 2018). Дата обращения: 23 июля 2020. 28 сентября 2020 года.
- Паша Прокофьев. . Лайфхакер (14 декабря 2018). Дата обращения: 23 июля 2020. 16 июля 2020 года.
- . Лучшие фильмы, книги, сериалы, игры и альбомы. Выбор «Медузы» . Meduza (30 декабря 2018). Дата обращения: 23 июля 2020. 23 июля 2020 года.
- Григорий Князев. . РокКульт (2 января 2019). Дата обращения: 23 июля 2020. 23 июля 2020 года.
- . GQ Россия (28 ноября 2018). Дата обращения: 23 июля 2020. 6 февраля 2020 года.
- Артём Макарский. . The Village (21 января 2020). Дата обращения: 25 июня 2020. 27 июня 2020 года.
- Александр Филимонов. . Meduza (2 января 2020). Дата обращения: 10 октября 2020. 15 июня 2021 года.
- Никита Величко. . Time Out (26 декабря 2019). Дата обращения: 1 июля 2020. 2 июля 2020 года.
- . Афиша Daily (30 января 2022). Дата обращения: 6 февраля 2022. 5 февраля 2022 года.
- . InterMedia (31 мая 2018). Дата обращения: 20 июля 2020. 3 апреля 2019 года.
- ↑ . InterMedia (7 июня 2018). Дата обращения: 20 июля 2020. 3 апреля 2019 года.
- ↑ . InterMedia (14 июня 2018). Дата обращения: 20 июля 2020. 3 апреля 2019 года.
- ↑ . InterMedia (19 июля 2018). Дата обращения: 20 июля 2020. 3 апреля 2019 года.
- . InterMedia (4 октября 2018). Дата обращения: 20 июля 2020. 3 апреля 2019 года.
- ↑ . InterMedia (11 октября 2018). Дата обращения: 20 июля 2020. 3 апреля 2019 года.
- ↑ . InterMedia (21 июня 2018). Дата обращения: 20 июля 2020. 3 апреля 2019 года.
- . InterMedia (28 июня 2018). Дата обращения: 20 июля 2020. 3 апреля 2019 года.
- . InterMedia (2 августа 2018). Дата обращения: 20 июля 2020. 3 апреля 2019 года.
- . InterMedia (30 августа 2018). Дата обращения: 20 июля 2020. 3 апреля 2019 года.
- . Дата обращения: 9 августа 2020. 20 июля 2021 года.
- . Дата обращения: 9 августа 2020. 7 ноября 2020 года.
- . Дата обращения: 9 августа 2020. 4 апреля 2019 года.
- . The Village (6 декабря 2018). Дата обращения: 1 июля 2020. 2 июля 2020 года.
- . ВКонтакте (25 декабря 2018). Дата обращения: 1 июля 2020.
- . The Village (4 декабря 2018). Дата обращения: 1 июля 2020. 24 июня 2019 года.
- 2020-08-08
- 2