Interested Article - Арагонская хота (Глинка)
- 2020-06-08
- 1
« Арагонская хота » (первоначально «Блестящее каприччио на тему арагонской хоты» ; также известна как «Испанская увертюра № 1» ) — симфоническая увертюра , написанная М. И. Глинкой в 1845 году в Мадриде . Основана на теме хоты — национального испанского танца. «Арагонская хота», наряду со второй «испанской увертюрой» Глинки (« Воспоминание о летней ночи в Мадриде »), положила начало популярности испанской тематики в русской музыке.
История
В 1844 году Глинка отправился в путешествие по Европе, которое продлилось три года . Проведя почти год в Париже , он решил поехать оттуда в Испанию, к которой с давних пор испытывал интерес . В Испании композитор прожил более двух лет, изучая культуру испанского народа и записывая испанские мелодии. Итогом этих лет стали две симфонические увертюры — «Арагонская хота» и « Воспоминание о летней ночи в Мадриде » .
В своих «Записках» (завершённых в 1855 году ) Глинка вспоминал о своём пребывании в Вальядолиде и об истории возникновения этого произведения: «По вечерам собирались у нас соседи, соседки и знакомые, пели, плясали и беседовали. Между знакомыми сын одного тамошнего негоцианта по имени Felix Castilla бойко играл на гитаре, в особенности арагонскую хоту, которую с его вариациями я удержал в памяти и потом в Мадриде, в сентябре или октябре того же года сделал из них пьесу под именем „Capriccio brilliante“, которое впоследствии, по совету князя Одоевского , назвал Испанской увертюрой» .
Впоследствии Глинка продолжил работу над «Арагонской хотой» в Мадриде и в короткий срок закончил её . Авторская рукопись этого произведения озаглавлена « Caprichio brillante para gran orchesta sobre la Jota Aragonese compuesta por Miguel de Glinka. Madrid аñо 1845 » ('Блестящее каприччио для большого оркестра на тему Арагонской хоты, сочинённое Михаилом Глинкой. Мадрид, 1845 год'); в ней также указана точная дата: « Madrid, 24 Setiembre 1845 » . В настоящее время оригинальная партитура хранится в Российской национальной библиотеке .
П. А. Степанов , бывший с композитором в дружеских отношениях, вспоминал, что вскоре после возвращения из Испании Глинка, вместе со своим спутником Педро Фернандесом, играл ему у себя на квартире «Арагонскую хоту»: «Глинка блистательно исполнил на фортепиано, дон Педро ловко выбирал струны на гитаре, а в иных местах подплясывал — музыка вышла очаровательная» . Кроме того, известно, что Глинка и сам учился танцевать испанские танцы: об этом он вспоминает в своих «Записках» («Пробовал я сам учиться танцевать у тамошнего танцовщика Pello, ноги повиновались, но с кастаньетками я не мог справиться» ) и не раз писал из Испании друзьям. Сохранился дружеский шарж художника-карикатуриста Н. А. Степанова , сделанный вскоре после возвращения Глинки в Россию, на котором композитор изображён танцующим испанский танец с кастаньетами под аккомпанемент гитары дона Педро .
Первое концертное исполнение обеих «испанских» увертюр состоялось в Петербурге 15 марта 1850 года . Впервые опубликованы они были в Лейпциге в 1858 году фирмой Зигеля ( Siegel ) на средства сестры композитора Л. И. Шестаковой . В 1879 году партитура вышла в издательстве П. Юргенсона , в редакции М. А. Балакирева и Н. А. Римского-Корсакова . Существуют также фортепианные переложения, в том числе выполненные М. Балакиревым .
Состав оркестра
2 флейты , 2 гобоя , 2 кларнета , 3 фагота , 4 валторны , 2 трубы , 3 тромбона , офиклеид (в современных версиях туба ), литавры , кастаньеты , тарелки , большой барабан , арфа , струнные .
Общая характеристика
В основу симфонической увертюры Глинки легли темы, записанные им от Феликса Кастильи; в частности, мелодия хоты — наиболее распространённого, узнаваемого и общенационального испанского танца . Среди многочисленных разновидностей хоты наиболее известной и общепризнанной является арагонская, классический вариант которой и использовал в своей музыке Глинка . По мнению О. Е. Левашёвой , энергия, размах и блеск хоты как нельзя лучше передавали общее впечатление Глинки от Испании и дух этой страны .
«Арагонская хота», написанная в сонатной форме , открывается медленным, торжественным вступлением , в котором призывные возгласы валторн и труб сменяются тиратами струнных и духовых . В. А. Васина-Гроссман характеризует его как «строгое, полное сдержанной силы и величия», с «маршевым ритмом и блестящими фанфарными звучаниями» . Затем, эпизод за эпизодом, начинается развитие темы хоты . Она возникает в главной партии основного раздела у струнных и арфы, звуча легко и прозрачно. Её сменяет напевная мелодия у деревянных духовых : кларнета, гобоя, фагота . Побочная партия звучит вначале изящно и грациозно, напоминая наигрыш на мандолине ; потом к ней присоединяется новая тема, певучая и экспрессивная . Постепенно в разработке нарастает напряжение, музыка приобретает драматичный, героический, отчасти даже грозный и воинственный характер . Наконец, в репризе все образные линии объединяются; вновь возникает первоначальная тема хоты с блеском и весельем безудержной пляски, а завершением служит «величественное, торжествующее tutti » .
Говоря о композиции «Арагонской хоты», О. Е. Левашёва отмечает в ней «естественное слияние сонатности и вариационности» . С. М. Слонимский также видит в ней «сочетание принципов сонатности и двойных вариаций с превалирующей ролью сонатности» . Б. В. Асафьев полагает, что название увертюры «не вяжется ни с „Арагонской хотой“, ни с „Ночью в Мадриде“» и «сбивает с пути интонационно правильной их оценки». Он видит в ней не увертюру, а блестящее и безупречное по форме и стилю каприччио .
Значение
О. Е. Левашёва предполагает, что обе испанские увертюры послужили стимулом для последующего создания знаменитой « Камаринской », и объединяет три этих произведения в особую группу, концентрирующую основные принципы зрелого симфонизма Глинки и представляющую собой «энциклопедию его оркестрового мышления» . Впоследствии они оказали влияние на ряд русских композиторов, в первую очередь членов « Могучей кучки » (примером могут служить «Увертюра на тему испанского марша» Балакирева и «Испанское каприччио» Римского-Корсакова ) . Продолжением глинковских традиций стал и общий «расцвет „испанизмов“» во всей европейской музыке конца XIX — начала XX века .
Неоднократно отмечалось, что испанские увертюры Глинки известны и высоко ценимы не только в России, но и в Испании . Так, Мануэль де Фалья в одной из своих статей писал, что испанскую симфоническую музыку первыми создали русские композиторы, в частности, Глинка и Римский-Корсаков .
Комментарии
- Приводится в авторской орфографии по сохранившейся рукописи .
Примечания
- ↑ , стб. 1003.
- , с. 110.
- , с. 140.
- ↑ Рамазанова Н. В. . Российская национальная библиотека . Дата обращения: 8 мая 2021. 8 мая 2021 года.
- ↑ , с. 364.
- , с. 64.
- , с. 81.
- , с. 5.
- ↑ , с. 122.
- , с. 172—173, 175.
- . Российская национальная библиотека . Дата обращения: 8 мая 2021. 8 мая 2021 года.
- ↑ , с. 186.
- , с. 102.
- М. Глинка в русской и мировой культуре . Дата обращения: 8 мая 2021. 8 мая 2021 года.
- , с. 125.
- . Российская национальная библиотека . Дата обращения: 8 мая 2021. 9 мая 2021 года.
- , с. 365—366.
- , с. 304, 311.
- , с. 311.
- . Российская национальная библиотека . Дата обращения: 8 мая 2021. 8 мая 2021 года.
- , с. 13.
- , с. 175.
- , с. 177.
- , с. 179.
- , с. 211—212.
- , с. 84.
- , с. 241.
- ↑ , с. 213.
- , с. 366.
- , с. 215.
- , с. 367.
- , с. 216.
- , с. 366—367.
- , с. 211.
- , с. 22.
- , с. 241—242.
- , с. 195—196.
- , стб. 1007.
- ↑ , с. 194.
- , с. 22.
- , с. 17.
- , p. 103.
Литература
- Асафьев Б. В. М. И. Глинка. — Л. : Музыка, 1978. — 311 с.
- Балакирев М. А. . — Гос. муз. изд-во, 1958. — 417 с.
- Васина-Гроссман В. А. Михаил Иванович Глинка. — М. : Музыка, 1979. — 102 с.
- Глинка М. И. Записки. — М. : Музыка, 1988. — 222 с.
- Ларин А. Л. // Глинка М.И.: Тайны творчества, проблемы интерпретации. — РАМ им. Гнесиных, 2017.
- Левашёва О. Е. Глинка Михаил Иванович // Музыкальная энциклопедия / Ю. В. Келдыш. — М. : Советская энциклопедия, 1973. — Т. 1. — Стб. 1000—1012.
- Левашёва О. Е. Михаил Иванович Глинка: Монография : в 2 кн. — М. : Музыка, 1988. — Т. 2. — 352 с. — ISBN S-7140-0077-3.
- Ляпунова А. С. Каталог-справочник произведений М. И. Глинки. Изд. 1917-1954 гг.. — Л. : Музгиз, 1958. — 247 с.
- Михеева Л. В., Кенигсберг А. К. Испанские увертюры // 111 увертюр, симфонических поэм, сюит и картин. — СПб. : Культ-информ-пресс, 2002. — С. 364—367.
- Овчинников М. А. Творцы русского романса (вып. 1). — М. : Музыка, 1988. — 160 с.
- Рапацкая Л. А. . — М. : Владос, 2013. — 384 с.
- Слонимский С. М. Русское чудо (Творчество Глинки) // Свободный диссонанс. Очерки о русской музыке. — СПб. : Композитор, 2004. — С. 7—35.
- Carol A. Hess. . — University of Chicago Press, 2001. — 347 p.
Ссылки
- . YouTube . Дата обращения: 7 мая 2021. 7 мая 2021 года.
- Инна Астахова. . Дата обращения: 7 мая 2021. 10 августа 2020 года.
- Рамазанова Н. В. . Культурное наследие земли Смоленской . Дата обращения: 8 мая 2021. 8 мая 2021 года.
- 2020-06-08
- 1