Interested Article - Духовные концерты

Афиша духовного концерта 15 августа 1754 года

Духовные концерты ( фр. concerts spirituels ) — публичные концерты , проводившиеся в парижском дворце Тюильри с 1725 по 1790 год. Стали первой общедоступной альтернативой представлениям, устраивавшимся Парижской оперой , причём проводились исключительно в дни церковных праздников, когда была закрыта сама Опера. Основанные , впоследствии многократно меняли руководителей и прекратили своё существование в годы Французской революции . Духовные концерты привлекали как дебютантов, так и европейских знаменитостей; изначально на них исполнялась преимущественно духовная музыка (откуда название), но затем репертуар значительно расширился и стал по большей части светским. Начиная с конца XVIII века по образцу парижских создавались аналогичные концерты в ряде городов Европы.

История

1725—1727

В XVIII веке монополия на проведение публичных концертов и театральных представлений принадлежала Королевской академии музыки (то есть Парижской опере ) . Помимо «официальных» представлений музыкальные мероприятия регулярно устраивались при дворе или в домах аристократов, но широкая публика доступа к ним не имела . Лишь в 1725 году гобоист и композитор , сводный брат знаменитого композитора и шахматиста Франсуа-Андре Филидора , добился королевской привилегии на проведение регулярных концертов для широкой публики . Тем не менее Филидору пришлось столкнуться с рядом препятствий и ограничений. Во-первых, устраивать концерты можно было лишь тогда, когда была закрыта сама Опера, — во время религиозных праздников, в период Великого поста и т. п. Во-вторых, ему надлежало ежегодно, на протяжении трёх лет (срок действия привилегии) выплачивать Академии крупную сумму ), что, однако, давало ему право задействовать в своих концертах музыкантов Оперы . Таким образом возникла первая устойчивая концертная ассоциация с постоянным хоровым и оркестровым составом (не считая приглашённых виртуозов), что обеспечивало высокое качество исполнения .

Центральный павильон дворца Тюильри, в котором проходили духовные концерты

Первоначально на концертах должна была исполняться исключительно религиозная и инструментальная музыка, отчего они стали называться «духовные» . Однако вскоре концерты приобрели совершенно светский характер и заняли важное место в культурной жизни Парижа . Местом их проведения был так называемый Швейцарский зал ( Salle des Cent Suisses , «зал ста швейцарских гвардейцев») во дворце Тюильри ; место стоило от 2 до 4 ливров .

Первый из серии духовных концертов состоялся 18 марта 1725 года (всего в том году прошло 13 концертов ). На нём были исполнены два мотета Делаланда и другие произведения этого композитора, а также «Рождественский концерт» Корелли .

1728—1790

В 1727 году Филидор ушёл с поста руководителя духовных концертов. Его сменили Пьер Симар и , осуществлявшие руководство с 1728 по 1733 год. Впоследствии организацией концертов занимались: Королевская академия музыки (1734—1748; музыкальное руководство осуществлял Жан-Фери Ребель ), Панкрас Руайе и Габриэль Капран (1748—1762), Антуан Довернь , Габриэль Капран и Николя-Андре Жоливо (1762—1771), Антуан Довернь и Пьер Монтан Бертон (1771—1773), Пьер Гавинье , и Франсуа-Жозеф Госсек (1773—1777), (1777—1790) .

Вплоть до 1784 года концерты проходили в Швейцарском зале. На последнем состоявшемся там концерте, 13 апреля 1784 года, была исполнена « Прощальная симфония » Гайдна , после чего духовные концерты переместились в другой зал дворца Тюильри — Зал машин ( salle des Machines ). Наконец, в декабре 1789 года королевская семья вселилась в дворец, и с тех пор концерты проводились в разных других местах . Их количество обычно не превышало 24 в год .

Жозеф Легро, последний директор духовных концертов

Духовные концерты предоставляли широкие возможности дебютантам; для многих музыкантов, в том числе ряда оперных певцов, с выступления в Тюильри начинался путь к славе . Особое место отводилось скрипке и виолончели: так, в 1728 году в рамках духовных концертов состоялся парижский дебют обучавшегося в Италии виртуоза Жана-Мари Леклера . Вместе с тем духовные концерты привлекали и уже состоявшихся исполнителей; многие знаменитости включали их в программу своих европейских турне . В числе прочих в Тюильри выступали Фаринелли , Кафарелли , Тоди , Мара , Данци , Агуяри , Берто , Виотти , Крейцер и др. Что касается постоянного состава, то, к примеру, в 1762 году оркестр насчитывал 40 участников, а хор — 53 .

Если изначально значительную часть репертуара составляли произведения Делаланда, то впоследствии он существенно расширился за счёт разнообразной вокальной и инструментальной музыки, как французской, так и зарубежной . Кроме того, с 1728 по 1733 год устраивались специальные «французские» концерты, в которых исполнялись светские произведения на франкоязычные тексты (с 1786 года они вошли в основную концертную программу) . С конца 1730-х до начала 1760-х годов в духовных концертах преобладала музыка Мондонвиля ; с 1777 года — симфонии Гайдна . В 1778 году двадцатидвухлетний Моцарт, по просьбе Жозефа Легро, специально для духовных концертов написал симфонию (симфония № 31, также известная как «Парижская»). Он остался крайне недоволен игрой оркестра на репетиции, однако премьера прошла с большим успехом .

За всё время существования духовных концертов они проходили около 1300 раз . Последний состоялся 13 мая 1790 года; затем, в годы Великой французской революции , традиция духовных концертов прервалась .

XIX—XX века

Ещё в конце XVIII века в Вене , Лондоне , Лейпциге , Стокгольме и других европейских городах стали возникать «духовные концерты» по образцу парижских . Отдельные концерты проводились и в самом Париже, в том числе и в революционный период, однако они не были непосредственным продолжением предыдущих . Попытка возобновить традицию на более постоянной основе была предпринята в 1805 году; ряд концертов, преимущественно духовной музыки, прошёл на разных сценах Парижа . В каком-то смысле преемниками духовных концертов стали мероприятия Концертного общества Парижской консерватории, основанного в 1828 году Франсуа-Антуаном Абенеком . Кроме того, название «Духовный концерт» получил созданный в 1987 году французским певцом, клавесинистом и дирижёром Эрве Нике , специализирующийся на исполнении музыки французского барокко .

Комментарии

  1. Конкретная величина сильно разнится в разных источниках: 1000 , 6000 и 10 000 ливров в год.

Примечания

  1. , с. 169.
  2. , с. 187.
  3. , p. 283.
  4. (фр.) . Larousse. Дата обращения: 24 апреля 2021. 24 апреля 2021 года.
  5. , с. 138.
  6. , p. 6.
  7. , p. 104.
  8. , с. 59.
  9. , p. 402.
  10. , с. 168.
  11. , p. 242.
  12. , p. 99.
  13. (фр.) . Dictionnaire de la musique . Larousse. Дата обращения: 24 апреля 2021. 11 января 2022 года.
  14. .
  15. , p. 403.
  16. , p. 385.
  17. , p. 157.
  18. Eric Blom, Beverly Wilcox. (англ.) . Grove Music Online . Дата обращения: 24 апреля 2021. 24 апреля 2021 года.
  19. (англ.) . The Guardian (2014). Дата обращения: 24 апреля 2021. 24 апреля 2021 года.
  20. , p. 245.
  21. , с. 139.
  22. , p. 386.
  23. (фр.) . France Musique (2017). Дата обращения: 24 апреля 2021. 24 апреля 2021 года.
  24. (фр.) . Le Concert Spirituel. Дата обращения: 24 апреля 2021. 24 апреля 2021 года.

Литература

  • Браудо Е. М. Всеобщая история музыки. — М. : Музыкальный сектор государственного издательства, 1925. — Т. 2. — 266 с.
  • Гинзбург Л. С. История виолончельного искусства. Книга первая. — Музгиз, 1950.
  • Духовные концерты // Музыкальный энциклопедический словарь / Г. В. Келдыш. — М. : Советская энциклопедия, 1990. — С. 187.
  • // Музыкальный словарь : в 3 т. / сост. Х. Риман ; доп. русским отделом при сотруд. П. Веймарна и др.; пер. и все доп. под ред. Ю. Д. Энгеля . — пер. с 5-го нем. изд. — Москва—Лейпциг : изд. Б. П. Юргенсона , 1904 . — Т. 2. — С. 664—665.
  • Штейнпресс Б.С. ; Ямпольский И.М. Духовные концерты // Энциклопедический музыкальный словарь. — М. : Большая Советская Энциклопедия, 1959. — С. 79.
  • . — Chez Duchesne. — Paris, 1754. — 160 p.
  • Robert W. Berger. . — Pennsylvania State University Press, 1999. — 295 p.
  • François Henri Joseph Castil-Blaze. . — Paris, 1855. — 526 p.
  • Adolphe-Gustave Chouquet. Concert Spirituel // / George Grove. — London: McMillan and Co, 1900. — Т. 1.
  • // Nouveau dictionnaire de la conversation. — Bruxelles: Librairie Historique-Artistique, 1844. — Vol. 7. — P. 402—403.
  • Daniel Heartz. // Early Music. — 1993. — Т. 21 , № 2 . — С. 240—248 .
  • Julie Anne Sadie. . — University of California Press, 1998. — 549 p.
  • David Tunley. . — Clarendon Press, 1997. — 278 p.
Источник —

Same as Духовные концерты