Наказной атаман
- 1 year ago
- 0
- 0
«Атама́н» — последняя песня советской рок-группы « Кино »; первоначально любительская домашняя запись Виктора Цоя , сделанная за несколько месяцев до его гибели в августе 1990 года на двухкассетный магнитофон. Эта песня является единственной отбракованной из всей кассеты, которая в итоге была использована для « Чёрного альбома » группы. С тех пор более двадцати лет запись хранилась в личных архивах последней любви музыканта Наталии Разлоговой .
Впервые песня прозвучала в вариации с музыкальными партиями Юрия Каспаряна , Георгия Гурьянова , Игоря Тихомирова и Игоря Вдовина в документальном фильме «Цой — „Кино“» в 2012 году. В 2018 году независимый лейбл «Maschina Records» издал три вариации этой песни в качестве сингла . Через четыре года «Атаман» вошёл в альбом-сборник песен «Кино» в новых аранжировках « 12_22 ».
Песня была записана Виктором Цоем весной 1990 года у себя дома посредством двухкассетного магнитофона . Рок-музыкант напел пришедшие в голову строчки «Атамана», и с тех пор более двадцати лет запись хранилась у близкой подруги музыканта Наталии Разлоговой .
Эта кассета была записана Виктором только для себя, не предполагая дальнейшую публикацию. Песни с кассеты были потом записаны летом в Латвии на портастудию , а осенью 1990 года — аранжированы оставшимися участниками группы «Кино», после чего вышли в свет. Плёнка — вместе с другими песнями, записанными на ней — была отправлена в Латвию на звукозаписывающую студию, где именно «Атамана» отбраковали. Все остальные композиции с данной плёнки чуть позднее вошли в « Чёрный альбом » .
Константин Кинчев в 1991 году заявлял: «Последняя песня, которую он мне показал, про атамана — она мне очень понравилась. Что-то: „…не промахнись, атаман, не заряди холостым“ — вот такая. Витька, по-моему, так никуда её не включил. Ему Каспарян напел, что эта песня на « Алису » похожа, вот он её и отставил. Он мне тоже тогда с сомнением о ней говорил: „Такая вот песня получилась, на твои похожа“... Но ничего там и близко не было» . Тем не менее, как позднее признавался сам гитарист «Кино» Юрий Каспарян, всё, что сказал Кинчев — неправда: впервые он услышал эту песню лишь незадолго до её аранжировки и обнародования .
Песня осталась только в акустической (рабочей) записи, сделанной Виктором Цоем. Все эти годы кассета с акустическими вариантами песен «Чёрного альбома» и «Атаманом» (и их оцифровки) хранилась у Разлоговой . Запись была найдена случайно и передана барабанщику группы Георгию Гурьянову , а сама Наталья встретилась с Александром Цоем — сыном музыканта и обладателем прав на его творчество — чтобы уговорить его разрешить записать песню, что в итоге у неё получилось .
Песня «Атаман» продолжает линию « Апреля » с альбома « Звезда по имени солнце » и « Кукушки » с « Чёрного альбома » . «Атаман» — это набросок, из которого можно сделать вывод о том, что позднему Цою были интересны славянские гармонии, корневая русская песня в традициях « Чёрного ворона » . На рубеже 1980—1990-х годов тему казачества очень часто поднимали разные исполнители, например: « Батька-атаман » («Алиса», 1985 год; Цою и Алексею Рыбину принадлежит одно из её ранних исполнений); «Казачья» и «Песня куренного атамана Гришки» ( Александр Розенбаум ); «Есаул» ( Олег Газманов , 1989); «Атаман» (1991); «Скажи мне правду, атаман» ( Татьяна Буланова , 1994); «Бывший подъесаул» ( Игорь Тальков ). В основном во всех этих песнях атаман показан как знаковая фигура гражданской войны . В тексте Цоя нет явной политической окраски . Лирический субъект обращается к атаману с такими фразами:
Ох, смотри не промахнись, атаман
<…>
А не то наступит ночь, ночь
И уйдут от нас поля и леса
<…>
А потом наступит день, день
Каждый скажет: «То, что было, не помню»
И пойдём под пастушью свирель
Дружным стадом на бойню
Кандидат филологических наук Зинаида Харитонова считает, что в «Атамане» присутствует возможное обращение к образам мира природы. Лес и небо выглядят как положительные знаки. В песне присутствует традиционный русский пейзаж — поля и леса. Следовательно, их уход может знаменовать собой не только смерть, но и потерю Родины :
А не то наступит ночь, ночь,
И уйдут от нас поля и леса,
Перестанут петь для нас небеса,
И послушаем земли голоса— Виктор Цой
В композиции преобладают элементы христианской культуры, в том числе в заключительной строчке, выпадающей по ритму из припева и куплетов :
А Бог терпел, и нам велел — потерпи…
— Виктор Цой
Выражение «Бог терпел и нам велел» фигурирует в ряде литературных произведений, в том числе таких авторов, как Михаил Шолохов и Павел Мельников-Печерский . Харитонова считает, что в этом случае эта пословица во многом служит для создания исторического колорита и прорисовки облика ролевого персонажа. В то же время Цой не пытается заявлять о своей религиозности. Использование этого выражения играет здесь не только религиозную роль. Пословица может свидетельствовать об одной из особенностей русского национального характера — долготерпении. Упоминание о Боге может быть воспринято как намёк на преданность вере белой гвардии в противовес атеизму большевиков . Песня «Атаман» — единственная, в которой Цой открыто использует слово «Бог» (хотя в одном из черновых вариантов песни «Место для шага вперёд» с альбома «Звезда по имени солнце» Цой тоже упоминает его ).
В 2018 году независимый петербургский лейбл « Maschina Records » впервые издал песню в качестве сингла . В его состав вошла полноценная версия песни 2012 года, которую закончили оригинальные инструменталисты группы (Юрий Каспарян, Георгий Гурьянов и Игорь Тихомиров ) с Игорем Вдовиным , а также оригинальная акустическая версия Виктора Цоя, отреставрированная с оригинальной кассеты из архива Разлоговой . Оформление обложки сделал один из участников творческой группы «Новые Художники» и большой друг музыкантов группы — . Второй вариант — прозрачный семидюймовый винил, который повторяет содержание обычной пластинки. Третий — CD , где помимо двух версий «Атамана», есть третий трек: студийная демоверсия, записанная музыкантами «Кино» в 2012 году .
№ | Название | Длительность |
---|---|---|
1. | «Атаман (версия 2012 года)» | 4:12 |
2. | «Атаман (версия 1990 года)» | 3:00 |
№ | Название | Длительность |
---|---|---|
3. | «Атаман (демо-версия 2012 года)» | 4:16 |
К 30-летию со дня гибели Цоя российская арт-группа « Doping-pong » нарисовала клип на песню «Атаман» .
Через 4 года после выхода сингла, в 2022 году, практически такая же версия «Атамана» (с некоторыми изменениями в аранжировке и сведении) появилась в альбоме-сборнике обновлённых версий песен «Кино» « 12_22 » .