Кавальканти, Альберто
- 1 year ago
- 0
- 0
Джанни Скикки деи Кавальканти ( итал. Gianni Schicchi de' Cavalcanti ; ? — ок. 1280 года ) — флорентийский горожанин XIII века из рода Кавальканти . Известен как персонаж « Божественной комедии » итальянского поэта Данте Алигьери , где несёт наказание в восьмом круге Ада за то, что выдал себя за умершего богача и сфальсифицировал в корыстных целях завещание от его имени. К этому сюжету обращались французский художник-академист Вильям Бугро в картине « Данте и Вергилий в аду » (1850) и итальянский композитор Джакомо Пуччини в комической опере « Джанни Скикки » (1918), являющейся заключительной и самой популярной частью его « Триптиха ».
В восьмом круге Ада «Божественной комедии» Данте (песни XVIII—XXX), в десятом рве, где пребывают души «подделывателей личности» ( falsatori di persone ), поэт в сопровождении Вергилия наблюдает озверевшего Джанни Скикки, вонзившего зубы в шею казнённого в 1293 году еретика и алхимика Капоккио . Грех Скикки заключается в том, что он выдал себя за умершего богача , чтобы от его имени составить завещание с выгодой для себя. Про этот эпизод идёт речь в песне XXX, стихи 22—45 Ада, в которых Данте сопоставляет судьбу Скикки и мифологической Мирры , дочери царя Кипра Кинира , обманом вступившей с отцом в кровосмесительную связь . Вергилий рассказывает, что она и Скикки («две бледных голых тени») за свои грехи яростно, в неистовстве набрасываются на других обитателей Ада, кусая тех, кто им попадётся на пути:
Он молвил: «Это Мирры безрассудной
Старинный дух, той, что плотских утех
С родным отцом искала в страсти блудной,
Она такой же с ним свершила грех,
Себя подделав и обману рада,
Как тот, кто там бежит, терзая всех,
Который, пожелав хозяйку стада,
Подделал старого Буозо, лёг
И завещанье совершил, как надо» .
Считается, что « оборотень », как его характеризуют в литературе, представлен в поэме Данте и имеет исторический прототип — Джанни Скикки деи Кавальканти, который происходил из влиятельной флорентийской семьи Кавальканти . Её представители в борьбе между сторонниками Папы Римского ( гвельфами ) и императора ( гибеллинами ), поддерживали понтифика. Предполагается, что Скикки жил в XIII веке и умер около 1280 года . Пьетро Алигьери (сын Данте) в своём комментарии «Pietro Alighieri super Dantis ipsius genitoris Comoediam Commentarium» (1340) приводит сведения, согласно которым Скикки был флорентийским горожанином, получившим известность за свою изворотливость, хитрость и умение искусно выдавать себя за других людей. Его друг Симоне Донати убил богатого дядю Буозо Донати, поскольку тот обделил его в завещании, и уговорил Скикки сфальсифицировать последнюю волю родственника. Для осуществления преступного плана труп умершего был спрятан, а в его кровать лёг Скикки. После этого в дом были приглашены нотариус и свидетели для составления нового завещания. Они были обмануты флорентийцем, выдавшим себя за покойного богача — таким образом было составлено и удостоверено новое завещание. Согласно ему Симоне наследовал имущество дяди, а Скикки досталась «хозяйка стада», «вожачка стада» . Относительно того, что понимать под этим вознаграждением, в литературе ведутся дискуссии. Так, высказывались версии, что это породистая кобылица, лошиха или мулица .
Некоторые исследователи полагают, что эпизод с фальсификацией Скикки завещания мог действительно иметь место. Кроме того, высказывалось предположение, что помещение грешника в Ад было вызвано автобиографическими мотивами самого Данте, так как его жена из рода Донати якобы тоже пострадала от подделки завещания Буозо . В этой истории также усматривают литературные традиции в духе итальянских новелл XIII—XIV веков . По мнению некоторых исследователей этот сюжет восходит к истории связанной с оглашением завещания римского императора Траяна (98—117), преемником которого стал его двоюродный племянник Адриан . В августе 117 года в Киликии на пути в Рим тяжело болевший Траян вынужден был остановиться в городе Селинунт . За ним ухаживала жена, Помпея Плотина , одна из сторонниц Адриана, который был одним из очевидных кандидатов в преемники Траяна, однако не был им формально усыновлён. Умирающий Траян усыновил Адриана, но поскольку документ был подписан Плотиной, предполагают, что Траян к этому моменту был уже мёртв, а последнюю волю императора огласило подставное лицо .
В 1850 году к этому сюжету обратился французский художник Вильям Бугро . На основе стихов Данте и комментариев к ним появилась его картина « Данте и Вергилий в аду » ( Dante et Virgille en Enfer ). В том же году она была выставлена на Парижском Салоне , где встретила противоречивые отклики критики. В настоящее время картина находится в музее Орсе в Париже . Её фрагмент использовался в оформлении обложки альбома Ad Majorem Sathanas Gloriam норвежской блэк-метал группы Gorgoroth , вышедшего в 2006 году .
На основе этого сюжета Джакомо Пуччини по либретто Джаваккино Форцано создал одноактную оперу « Джанни Скикки », являющуюся последней частью « Триптиха » и одной из двух (наряду с « Ласточкой ») комических опер композитора (хотя часто называется единственной комической работой Пуччини). Пуччини настолько увлёк сюжет, что он хотел отложить работу над второй частью триптиха — оперой « Сестра Анджелика ». По этому поводу он писал Форцано, либреттисту обоих сочинений: «Хватит траура // Плаща , // Надоели плач // И крики. // Лучше я сейчас // Займусь // Джанни Скикки, // Прошу, не сердись, // Поскорей улыбнись!» . История, представленная в опере, отличается от канонического текста, она насыщена комическими деталями и характеристиками. Действие происходит в 1299 году во Флоренции, где умирает богач Буозо Донати, оставивший своё состояние монастырю. Расстроенные родственники не афишируют смерть и призывают им помочь Джанни Скикки — пожилого мошенника и проходимца. У него есть дочь Лауретта, влюблённая в Ринуччо, племянника умершего. Плут прячет тело, гримируется и голосом Буозо зовёт нотариуса и свидетелей, чтобы огласить последнюю волю. Неожиданно для всех — и прежде всего родственников богача — «умерший» передаёт своё имущество любимому другу Джанни Скикки. Законные наследники вынуждены молчать, чтобы не предать огласки их роль в обмане. Разбогатевший мошенник даёт дочери богатое приданое и она, наконец, может выйти замуж любимого — Ринуччо . Музыковеды считают, что слова Скикки в финале оперы отсылают к версии о том, что Данте поместил мошенника в Ад в связи с тем, что тот нанёс материальный ущерб в том числе и его жене: «Скажите, синьоры, можно ли было найти лучшее применение денежкам Буозо? За эту проделку меня отправили в ад… Ну что ж! Но если вы, с разрешения великого отца Данте, хоть немножко развлеклись сегодня вечером, то сделайте мне… маленькое снисхождение!»