Када-Мосто, Альвизе
- 1 year ago
- 0
- 0
Када́ , каза́ ( араб. قَضَى ) — термин исламского права , обозначающий исполнение обязательных религиозных предписаний после того, как закончилось отведённое для них время . Возмещать требуется пропущенные молитвы , дни поста в Рамадан , невыплаченный закят .
Изначальный смысл слова «када» — «решение», но в Коране оно в разных сурах обозначает Судный день , находящиеся в распоряжении Аллаха блага и люди, открытие правды и предначертанное . Консенсус мусульманских учёных ( иджма ) состоит в том, что «када» — это обязательные божественные предписания; отсюда же возникли значения «выполнение обязательных предписаний» и «выплата долга» . Решение кади , несущее юридическую силу (в отличие от фетвы ), также именуется «када» .
Предписание, выполненное вовремя, именуется «ада’» ( араб. الأداء ) .
Мусульмане должны молиться в определённое время дня, и большинство исламских учёных считают, что возмещение пропущенных без уважительной причины ежедневных молитв обязательно ( фард ) . Примерами таких пропусков является неисполнение молитвы во время сна, по незнанию или забывчивости, либо сознательно .
Некоторые предписания следует возмещать вне зависимости от причины невыполнения: например, даже если дни поста в Рамадан пропущены из-за менструации или послеродового кровотечения , следует поститься в другие дни; другие же не подлежат возмещению в определённых условиях: так, пропущенные по тем же причинам обязательные молитвы восполнять не требуется . Пропуск молитвы по болезни или из-за опасности для жизни считается уважительной причиной для неисполнения молитвы, но после окончания мешающего состояния её выполнение становится обязательным .
Выполненное вовремя действие называется ада, выполненная позже — када, совершённая заново — и’ада . Перед исполнением пропущенной молитвы необходимо обозначить своё намерение ( ният ). Если пропущено не более 6 молитв, их требуется восполнять в том порядке, в котором они идут в течение дня, а если больше — то в любом порядке , однако шафииты считают, что требование восполнять молитвы в обычном порядке — сунна , а не фард . Допускается коллективное восполнение пропущенных молитв .
В маликитском , ханбалитском и ханафитском суннитских мазхабах считается, что нельзя восполнять молитвы в течение 40—50 минут после восхода солнца, непосредственно перед его заходом, когда на него можно свободно смотреть, и в полдень, когда солнце находится над головой; шафииты отвергают эти ограничения .
В отношении пропуска молитв ввиду обморока, опьянения и помутнения рассудка учёные высказывают различные мнения. Шафииты не требуют выполнения молитв-када ни от одной из вышеуказанных трёх категорий людей, если их состояние наступило не по их воле . Ханафиты считают, что обязательно восполнение молитв, пропущенных из-за опьянения, но продолжительное сумасшествие или потеря сознания избавляют человека от необходимости молиться (и восполнять пропущенные молитвы) . Маликиты считают, что потерявший сознание или рассудок человек всё равно должен выполнить молитвы-када, а в случае пропуска из-за опьянения это обязательно только если опьянение наступило от употребления хамра , но не, например, кислого молока . Ханбалиты не требуют восполнения молитв только от сумасшедших и захмелевших от разрешённых продуктов . Шииты - двунадесятники считают обязательным восполнение молитв, пропущенных вследствие опьянения вне зависимости от обстоятельств, но считают это необязательным для сумасшедших и людей в обмороке .
Ханафиты и двунадесятники придерживаются мнения, что восполнение молитв должно происходить так же, как будто они выполняются в своё обычное время (к примеру, при восполнении путником молитв, пропущенных дома, нельзя их сокращать); учёные других школ дают другие трактовки .
Согласно шафиитским учёным, при наличии пропущенных обязательных молитв необходимо прежде всего восполнить их, и только после этого можно совершать дополнительные молитвы- нафиль .
Шииты-двунадесятники позволяют исполнять молитвы и посты за умершего, а также ребёнку за отца (иногда — и мать), сунниты считают это недопустимым .
И сунниты, и шииты считают, что восполнять пропущенные дни поста можно в любые дни, тогда как ибадиты придерживаются мнения, что восполняемые дни должны идти подряд .