Interested Article - Портрет дамы с дочерью (картина Тициана)
- 2020-02-25
- 2
Портрет дамы с дочерью ( итал. Ritratto di una donna e sua figlia ) — картина венецианского художника Тициана , созданная около 1550 года . Экспонируется в Доме Рубенса , Антверпен , Бельгия .
История картины
Тициан оставил полотно незаконченным. Несколько позже одним из его учеников или кем-то в начале XVII века оно было переписано и преобразовано в религиозную композицию; дама превратилась в ангела Рафаила , а её дочь — в Товию . Цель этого изменения окончательно не выяснена. Одни исследователи полагают, что картину на религиозную тему было легче продать. Другие считают, что изображены любовница и внебрачная дочь художника, что было неприемлемо для наследников .
Картина осталась в мастерской Тициана после смерти мастера и в числе нескольких других оказалась в собрании семьи Барбариго , выкупившей у наследников дом художника вместе с его содержимым.
В 1850 году картина вместе с коллекцией Барбариго была приобретена для Эрмитажа . Однако уже в 1853 году Николай I решил освободить своё собрание от произведений, которые считал малоценными, и устроил их массовую распродажу . «Товия и ангел» оказались в собрании польских графов Тышкевичей , где находились до начала XX века. В 1913 году картина участвовала в выставке в Лондоне , после чего в Россию уже не вернулась, а в 1920 году её купил французский коллекционер . В начале Второй мировой войны Жимпель спрятал свою коллекцию в Лондоне, никому не сообщив её местонахождения. Жимпель, будучи участником Сопротивления , был схвачен нацистами и погиб в концлагере Нойенгамме . Судьба коллекции оставалась неизвестной, пока в 1946 году она не была обнаружена в гараже в лондонском районе .
Наследники Жимпеля в 1948 году подвергли полотно рентгеновскому исследованию и обнаружили под слоем записи исходное изображение. В начале 1980-х картину приобрёл новый владелец — , который приступил к её реставрации. Реставрация началась в 1983 году, длилась два десятилетия, и в 2003 году картина была представлена на выставке в Мадриде в оригинальном виде . В 2017 году бельгийский коллекционер (Marnix Neerman ) приобрёл портрет и передал его для экспозиции в Дом Рубенса ( Антверпен ) на правах аренды .
Художественные особенности
Хотя картина не была закончена, Тициан выполнил подробную проработку голов и довел черты матери и ребёнка до высокой степени завершённости, предположительно изображая их с натуры. Правая рука женщины намечена лишь несколькими мазками. Изучение работы имеет важное значение для понимания творческого процесса Тициана.
Двойной портрет матери и ребёнка не имеет аналогов в творчестве Тициана и других венецианских художников. Личность изображённых женщин до сих пор неизвестна, предполагают, что они могли быть близкими Тициана (по одной из версий — любовница художника Милия и их общая дочь Эмилия ).
Примечания
- ↑ .
- ↑ (нидерл.) . Rubenshuis . Дата обращения: 17 октября 2021. 27 октября 2021 года.
- . az.lib.ru . Дата обращения: 12 октября 2021. 18 февраля 2020 года.
- (англ.) . Christie's (16 сентября 2005). Архивировано 27 августа 2021 года.
- ↑ (англ.) . Sotheby's (25 июня 2019). Дата обращения: 16 октября 2021. 16 октября 2021 года.
- (англ.) . Rubenshuis . Дата обращения: 13 октября 2021. 27 октября 2021 года.
- , с. 14.
Литература
- (англ.) Jaynie Anderson. (англ.) // The Burlington Magazine. — 2002. — Vol. 144 , iss. 1196 . — P. 671–679 . — ISSN . 17 октября 2021 года.
- (англ.) Jaynie Anderson, Larry Keith, Irina Artemieva. . — Hannibal, 2020. — 159 с. — ISBN 978-94-6388-700-7 . от 16 октября 2021 на Wayback Machine
Ссылки
- Т. Маркина. . Газета «Коммерсантъ» (7 декабря 2005). Дата обращения: 12 октября 2021. 17 октября 2021 года.
- С. Янкина. . The Art Newspaper Russia (23 ноября 2017). Дата обращения: 16 октября 2021. 16 октября 2021 года.
- 2020-02-25
- 2