Interested Article - Мондриан, Пит
- 2020-02-07
- 1
Пи́тер Корне́лис (Пит) Мондриа́н ( нидерл. Pieter Cornelis (Piet) Mondriaan , МФА : [ˈpit ˈmɔndrijaːn] , с 1911 — Mondrian, [ˈmɔndrijɑn] ; 7 марта 1872 , Амерсфорт , Нидерланды — 1 февраля 1944 , Нью-Йорк ) — нидерландский художник , который одновременно с Кандинским и Малевичем положил начало абстрактной живописи .
Биография
Родился в небольшом голландском городке Амерсфорте в семье директора местной школы. Отец не мог обеспечить семью, но к таланту сына отнёсся с чуткостью, и в 20 лет Мондриан уехал учиться в Амстердам .
Начинал преподавателем рисования в начальной школе, ранние работы — пейзажи Голландии в духе импрессионизма . Увлёкся теософией Елены Блаватской . Глубоко воспринял искания кубизма на выставке кубистов в Амстердаме ( 1911 ). В 1912 переехал в Париж , в знак начала новой жизни изменил фамилию на «Мондриан».
Годы Первой мировой войны провёл на родине, в 1915 сблизился с художником Тео ван Дусбургом , основал с ним вместе движение « Де Стейл » и одноимённый художественный журнал. Журнал стал органом неопластицизма — утопии новой пластической культуры как предельной сознательности в скрупулёзной передаче обобщённой красоты и истины самыми аскетическими средствами, основными, первичными красочными тонами, линиями, формами.
Это нефигуративное направление Мондриан последовательно развивал во Франции , где прожил с 1919 по 1938 , затем в Великобритании , а с 1940 — в США .
В американский период своего творчества попытался приспособить принципы неопластицизма для передачи динамических эффектов ( «Буги-вуги на Бродвее» ).
Скончался от воспаления лёгких 1 февраля 1944 года и был похоронен на кладбище в нью-йоркском Бруклине .
Оформление нью-йоркской студии Мондриана, в которой он проработал лишь несколько месяцев и которое было тщательно воссоздано его друзьями и последователями на фото- и киноплёнке, стало как бы последней работой мастера, эти «Стенописи» демонстрировались на выставках в Нью-Йорке, Лондоне , Токио , Сан-Пауло , Берлине . Парижская квартира Мондриана, его трубка и очки запечатлены на минималистских фотографиях Андре Кертеса ( 1926 ), ставших эмблемными для современного фотоискусства.
Творчество
Мондриан призывал к «денатурализации» искусства, к отказу от естественных форм и переходу к чистой абстракции . Начиная с 1913 года, картины Мондриана развивались в сторону абстрактных матриц, состоящих из чёрных горизонтальных и вертикальных линий. Постепенно расположение линий на холсте упорядочилось до такой степени, что они стали представлять собой правильные решётки с ячейками . Ячейки закрашивались основными цветами, то есть красным, синим и жёлтым. Таким образом, структуру картины образовывали дихотомии цвет — не-цвет, вертикаль — горизонталь, большая поверхность — малая поверхность, единение которых должно было символизировать равновесие сил в гармонии мироздания .
Несмотря на предельную ограниченность визуальных средств, творчество Мондриана оказало большое влияние на современников и породило новые направления в живописи и графике.
Избранные работы
- Molen Mill ( 1908 )
- Avond ( 1908 )
- Chrysanthemum ( 1908 )
- Windmill by the Water ( 1908 )
- Landscape ( 1909 )
- Вечер. Красное дерево ( 1909 — 1910 )
- Amaryllis ( 1910 )
- Evolution ( 1910 — 1911 )
- The Red Mill ( 1910 — 1911 )
- Серое дерево ( 1911 )
- Horizontal Tree ( 1911 )
- Still Life with Ginger Pot I ( 1911 )
- Still Life with Ginger Pot II ( 1912 )
- Eucaliptus ( 1912 )
- Apple Tree in Bloom ( 1912 )
- Trees ( 1912 — 1913 )
- Scaffoldings ( 1912 — 1914 )
- Composition No. II; Composition in Line and Color ( 1913 )
- Ocean 5 ( 1915 )
- Composition III with Color Planes ( 1917 )
- Composition with Color Planes and Gray Lines 1 ( 1918 )
- Composition with Gray and Light Brown ( 1918 )
- Composition with Grid VII ( 1919 )
- Composition: Checkerboard, Dark Colors ( 1919 )
- Composition A: Composition with Black, Red, Gray, Yellow, and Blue ( 1920 )
- Composition with Black, Red, Gray, Yellow, and Blue ( 1920 )
- ( 1921 )
- Lozenge Composition with Yellow, Black, Blue, Red, and Gray ( 1921 )
- Composition with Large Blue Plane, Red, Black, Yellow, and Gray ( 1921 )
- Composition with Red, Yellow and Blue ( 1921 )
- Composition with Blue, Yellow, Black, and Red ( 1922 )
- Composition #2 ( 1922 )
- Lozenge Composition with Red, Black, Blue, and Yellow ( 1925 )
- Lozenge Composition with Red, Gray, Blue, Yellow, and Black ( 1925 )
- Composition with Red, Yellow and Blue ( 1927 )
- Fox Trot; Lozenge Composition with Three Black Lines ( 1929 )
- Композиция с красным, синим и жёлтым ( 1930 )
- Composition with Yellow Patch ( 1930 )
- Composition with Yellow ( 1930 )
- Composition with Blue and Yellow ( 1932 )
- Composition No. III Blanc-Jaune ( 1935 — 1942 )
- Rhythm of Straight Lines ( 1935 — 1942 )
- Rhythm of Black Lines painting) ( 1935 — 1942 )
- Composition blanc, rouge et jaune or Composition in White, Black and Red ( 1936 )
- Vertical Composition with Blue and White ( 1936 )
- Abstraction ( 1937 — 1942 )
- Composition No. 8 ( 1939 — 1942 )
- Painting #9 ( 1939 — 1942 )
- Composition No. 10 ( 1939 — 1942 )
- New York City I ( 1942 )
- Broadway Boogie-Woogie ( 1942 — 1943 )
- Place de la Concorde ( 1943 )
- Victory Boogie-Woogie ( 1943 — 1944 , неокончена)
Теоретические сочинения
- The New Art — The New Life: The Collected Writings of Piet Mondrian/ Harry Holtzman, Martin S. James, eds. Boston: G.K. Hall, 1986
Влияние в культуре
- В 1930-х годах французский модельер Лола Прусак , работавшая в то время на парижский модный дом Hermès , создала линейку чемоданов и сумок, вдохновлённую поздними работами Мондриана: со вставками из красных, синих и жёлтых квадратов кожи .
- В коллекции осень-зима 1965—1966 годов французский модельер Ив Сен Лоран представил знаменитые платья «Мондриан» — простые трикотажные платья без воротника и рукавов из трикотажного полотна, которые имели декор в виде крупных цветных клеток — «цитаты» из картин художника-абстракциониста.
Примечания
- ↑ (нидерл.)
- — 2009.
- ↑ Мондриан Пит // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохоров — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия , 1969.
- (англ.)
- (нидерл.)
- ↑ Hans L.C. Jaffé Piet Mondrian // (англ.)
- ↑ Дьяконов В. от 24 сентября 2013 на Wayback Machine // Газета « Коммерсантъ », № 172 (5203), 21.09.2013
- от 20 мая 2014 на Wayback Machine (англ.)
- (англ.) на сайте Find a Grave
- ↑ И. Мосин, А. Савельева. Большая иллюстрированная энциклопедия. Мастера живописи. 1000 художников от Возрождения до модернизма. — Вильнюс, Bestiary, 2012. — C. 126
- C. Филлипс. …Измы: как понимать современное искусство — Москва, ООО «Ад Маргинем Пресс», 2014. — C. 54
- от 14 октября 2013 на Wayback Machine (англ.)
- Guerrand, Jean R. (1988). Souvenirs cousus sellier: un demi-siècle chez Hermès . Paris: Oliver Orban. ISBN 2-85565-377-0 page 57.
Литература
- Дейхер, Сюзанна. Пит Мондриан (1872-1944). Конструкции в пространстве. — АРТ-Родник. — 96 с. — ISBN 978-5-9794-0026-6 .
- A. Boelke-Heinrichs, A. Czock, J. Dilling, B. Esser, A. Feise. / Редактор Е.В. Белиоглов. — Челябинск: Урал LTD, 1999. — С. —113. — 210 с. — ISBN 5-8029-0037-7 .
- Seuphor M. New York: Harry N. Abrams, 443 pages 1956
- Piet Mondrian, 1872—1944: centennial exhibition. New York: Guggenheim Museum, 1971.
- Chandler A. The aesthetics of Piet Mondrian. New York: MSS Information Corp., 1972.
- Threlfall T. Piet Mondrian: his life’s work and evolution, 1872 to 1944. New York: Garland Pub., 1988.
- Deicher S. Piet Mondrian, 1872—1944: structures in space. Köln: Benedikt Taschen, 1995.
- Mondrian: Great Modern Master/ Faerna José María, ed. New York: Harry N.Abrams, 1995.
- Schapiro M. Mondrian: On the Humanity of Abstract Painting. New York: George Braziller, 1995.
- Joosten J. J., Welsh R. P. Piet Mondrian: Catalogue Raisonné. New York: Harry N. Abrams, 1998.
- Bax M. Complete Mondrian. Hampshire: Lund Humphries, 2001.
- Rembert V. Piet Mondrian in the USA: the artist’s life and work. Dulles: Parkstone Press, 2002.
Ссылки
- (англ.)
- (англ.)
- (англ.)
- (англ.)
- (англ.)
- YouTube
- 2020-02-07
- 1