Interested Article - Еврейский квартал (Иерусалим)

Еврейский квартал ( ивр. הרובע היהודי ‎, ХаРова ХаЙехуди , в обиходе называемый жителями ХаРова , араб. حارة اليهود ‎, Харат аль-Яхуд ) — один из четырёх традиционных кварталов Старого города Иерусалима . Район площадью 116 000 квадратных метров располагается в юго-восточном секторе Старого города. Он начинается от Сионских ворот на юге, граничит с Армянским кварталом на западе, идёт вдоль Кардо до улицы Шильшелет (Цепи) на севере и доходит до Западной стены и Храмовой горы на востоке. Непосредственно в квартал ведут Навозные (Мусорные) ворота .

Площадь Западной стены
Западная стена

Квартал имеет богатую историю, будучи почти непрерывно населён евреями начиная с восьмого века до н. э. . В начале XX века численность еврейского населения квартала достигала 19 000 человек .

Во время битвы за Иерусалим в 1948 г. квартал был полностью окружён арабскими силами, древние синагоги были разрушены. Еврейский квартал оставался под контролем Иордании вплоть до Шестидневной войны 1967 г., в ходе которой он был отвоёван израильскими парашютистами. Часть Еврейского квартала, разрушенная до 1967 г., была с того времени восстановлена и заселена.

В Еврейском квартале расположились бесчисленные иешивы и синагоги, самая известная — синагога «Хурва» , многократно разрушавшаяся и вновь освящённая в 2010 г. Предыдущим Главным раввином был Рабби Авигдор Небензаль, а нынешним является его сын рабби Хизкиягу Небензаль — преподаватель Ешиват Нетив Арье, расположенной прямо напротив Котеля .

Квартал включает в себя «улицу Караимов» ( ивр. רחוב הקראים ‎, Рехов Ха’Караим), на которой расположена старая кенасса Анана бен Давида .

История

Античность

Фреска римской Кардо , Еврейский квартал

В 135 г. н. э., когда римский император Адриан построил город Элия Капитолина на руинах древнего Иерусалима, Десятый легион обустроил свой лагерь на территории, которая сейчас является Еврейским кварталом . Поверх еврейских руин были построены новые сооружения, такие как римская баня .

Османская эпоха

Изначально Еврейский квартал был расположен возле Марокканских ворот и Ворот Копония в юго-западной части Западной стены.

Население квартала не было полностью еврейским — такое правило не было ни желательным для еврейских жителей, ни установленным османскими правителями. На протяжении османской эпохи большинство домов в квартале арендовались у мусульманских домовладельцев. Это одна из причин роста строительства к западу от города в течение последних лет Османской империи: земля вне городских стен находилась в безусловной собственности владельца ( малк ), и её было проще приобрести .

Хотя большинство жителей Иерусалима в XIX веке предпочитали проживать вблизи членов своего собственного сообщества, в числе населения Еврейского квартала были мусульмане, а Мусульманского квартала — евреи. К концу века многие евреи переселились в Мусульманский квартал из-за чрезвычайной перенаселённости Еврейского квартала .

В 1857 г. обществом Батей Махсе — организацией датских и немецких евреев — был построен одноимённый жилой комплекс .

Иорданский период

Еврейский квартал в начале XX века. Два больших купола на переднем плане — синагога «Хурва» и синагога Тиферет Исраэль , разрушенные в 1948 г.

В 1948 г., во время Арабо-израильской войны , население еврейского квартала, состоявшее из примерно 2 000 евреев, было осаждено и принуждено в массовом порядке покинуть квартал . Полковник Абдулла эль-Телль , местный командир иорданского Арабского легиона , с которым Мордехай Вайнгартен вёл переговоры об условиях сдачи, описал разрушение Еврейского квартала в своих мемуарах (Каир, 1959 г.):

«... Механизмы планомерного разрушения были приведены в движение ... Я знал, что Еврейский квартал был густо населён евреями, которые существенно вмешивались в действия своих бойцов и причиняли им трудности ... Поэтому я приступил к обстрелу квартала из миномётов, причиняя беспокойство и разрушения ... Уже через четыре дня после нашего входа в Иерусалим Еврейский квартал стал их кладбищем. Над ним царили смерть и разрушение ... Когда забрезжил рассвет пятницы, 28 мая 1948 года, Еврейский квартал проступил, содрогаясь, в чёрном облаке – облаке смерти и агонии».
Цитата из Абдуллы аль-Таля, приведённая Йосефом Текоа (Постоянным представителем Израиля в ООН).

Вейнегартен во время переговоров о сдаче с солдатами Арабского легиона

Сообщается, что иорданский командир доложил своему руководству: «Впервые за 1000 лет в Еврейском квартале не осталось ни одного еврея. Ни одно здание не осталось неповреждённым. Это делает возвращение сюда евреев невозможным» . Синагога «Хурва», построенная в 1701 г., была взорвана иорданским Арабским легионом. В течение девятнадцати лет иорданского правления была снесена треть зданий Еврейского квартала . Согласно жалобе, поданной Израилем в ООН, в Старом городе были разрушены тридцать четыре из тридцати пяти еврейских молельных домов. Синагоги были сровнены с землей или разграблены и опустошены, а их помещения использовались в качестве курятников или конюшен .

По завершении войны 1948 года Красный крест разместил палестинских беженцев в обезлюдевшем и частично разрушенном Еврейском квартале . Так возник лагерь беженцев Муаска под управлением БАПОР , в котором были размещены беженцы из 48 пунктов, ныне на территории Израиля . Со временем в лагере поселились также многие бедные не из числа беженцев . Условия стали небезопасными для проживания, по причине низкого уровня коммунального обслуживания и санитарии . Иордания планировала превращение квартала в парк , однако ни БАПОР, ни иорданское правительство не желали негативной международной реакции, которая последовала бы в случае, если бы они разрушили старые еврейские дома . В 1964 г. было принято решение перевести беженцев в новый лагерь, сооружённый возле Шуафата . Большинство беженцев отказались переезжать, поскольку это означало бы для них потерю средств к существованию — рынка и туристов, — равно как и затруднение для них доступа к святым местам . В конце концов, многие из беженцев были переселены в Шуафат силой в течение 1965 и 1966 годов .

Государство Израиль

Еврейский квартал оставался под иорданской оккупацией вплоть до Шестидневной войны в июне 1967 г., в результате которой Израиль восстановил над ним контроль. В течение первой недели после взятия Старого города вместе с 25 своими жилищами был сровнен с землёй, дабы создать площадь у подножия Западной стены, чтобы обеспечить публичный доступ к ней . Жители квартала были насильно переселены.

В апреле 1968 г. правительство экспроприировало 129 дунамов земли, составлявших квартал до 1948 г. . В 1969 г. для восстановления разрушенного Еврейского квартала была основана Компания развития Еврейского квартала под покровительством Министерства строительства и жилья .

Согласно статье Томаса Эбауда в Jerusalem Quarterly (Хаулият аль-Кудс), численность арабского населения квартала достигала приблизительно 1000 человек, большинство из которых были беженцами , присвоившими еврейские дома, освободившиеся в 1949 г. Хотя вначале, в 1967 г., многие бежали из квартала, впоследствии они вернулись, после того как Леви Эшколь распорядился, чтобы арабских жителей не изгоняли с этой территории силой. Придя к власти в 1977 г., Менахем Бегин принял решение позволить остаться в еврейском квартале 25 арабским семьям — в качестве жеста доброй воли, — в то время как остальным семьям, не бежавшим во время Шестидневной войны, была предложена компенсация в обмен на их переселение; однако большинство отказалось . В 1978 г. был создан юридический прецедент, когда Верховный суд принял по делу Мохаммеда Буркана решение, в котором постановил, что, хотя Буркан является собственником своего дома, он не может вернуться в него, поскольку территория имеет «особое историческое значение» для еврейского народа .

Квартал был восстановлен в соответствии с традиционными стандартами плотной урбанистической текстуры Старого города. Жители квартала имеют долгосрочные договоры аренды от Земельной администрации Израиля . На 2004 год население квартала составляло 2 348 человек ; в нём расположились многие крупные учебные заведения.

Археология

Перед восстановлением в квартале были проведены тщательные раскопки под надзором археолога Еврейского университета Нахмана Авигада. Археологические находки выставлены в ряде музеев и открытых парков, которые туристы могут посетить, спустившись на два или три этажа ниже нынешнего уровня города. В число находок входят вырезанное на оштукатуренной стене изображение храмовой меноры 2200-летней давности, и « Сгоревший дом » — остатки здания, разрушенного во время Великого еврейского восстания против римской власти. Раскопки также извлекли на свет роскошные дома, в которых жили представители высших классов иродианского периода, остатки византийской Церкви Неа (Новой), иерусалимской Кардо — дороги шириной 21 метр, в пятом веке соединявшей Храм Гроба Господня с Церковью Неа, — и остатки дважды упомянутой в Книге Неемии Широкой стены, которая была построена для защиты Иерусалима во времена правления царя Хизкиягу . Авигад раскопал также Башню Колен Израилевых — остатки укреплений Иерусалима Железного века, подтверждающие осаду Иерусалима вавилонянами в 586 г. до н. э. .

В 2010 г. израильские археологи открыли бассейн, построенный римским Десятым легионом. Раскопки обнажили ведущие в бассейн ступени, белый мозаичный пол и сотни кровельных терракотовых черепиц с отпечатанным на них названием римского подразделения. Он мог быть частью более крупного комплекса, в котором когда-то мылись тысячи солдат, и даёт основания предполагать, что римский город был больше, чем считалось раньше. Во время иорданской оккупации на этом участке была построена швейная фабрика . В 2010 г. была также раскопана датируемая X веком арабская надпись, относящаяся к Аббасидскому халифату .

Достопримечательности

Карта Еврейского квартала (2010)
Комплекс Батеи Махсе, построенный в 1857 г.
Синагога «Хурва» в Еврейском квартале.

Синагоги

Иешивы

  • (Иешива Западной стены)

Мечети

  • Мечеть Сидна Омар (заброшена) [ источник не указан 24 дня ]

Археологические объекты

Рынки

  • Рынок Кардо
  • Площадь Хурва

Иное

Примечания

  1. (англ.) . Afterword // A Will to Survive - Israel: the Faces of the Terror 1948-the Faces of Hope Today (англ.) / John Phillips. — Dial Press/James Wade, 1977. . — « 28 + 3 4 acres».
  2. University of Cape Town, Proceedings of the Ninth Annual Congress, South African Judaica Society 81(1986) (ссылка на археологические свидетельства «Поселения израэлитов на Западном холме начиная с VIII века до н. э. и далее»).
  3. Simon Goldhill, Jerusalem: City of Longing 4 (2008) (завоёван «ранними израэлитами» после «девятого века до н. э.»)
  4. William G. Dever & Seymour Gitin (eds.), Symbiosis, Symbolism, and the Power of the Past: Canaan, Ancient Israel, and Their Neighbors from the Late Bronze Age Through Roman Palaestina 534 (2003) («в VIII—VII веках до н. э. … Иерусалим был столицей Иудейского царства. … Он включал в себя весь Город Давида, Храмовую гору и Западный холм, ныне Еврейский квартал Старого города.»)
  5. John A. Emerton (ed.), Congress Volume, Jerusalem: 1986 2 (1986) (при описании фортификационных работ, предпринятых Хизкиягу: «Хизкиягу[] … в Иерусалиме на исходе VIII века до н. э.»)
  6. Hillel Geva (ed.), 1 Jewish Quarter Excavations in the Old City of Jerusalem Conducted by Nahman Avigad, 1969—1982 81 (2000) («Поселение в еврейском квартале возникло в течение VIII века до н. э. … Широкая стена была, очевидно, воздвигнута царём Иудеи Хизкиягу в конце VIII века до н. э.»)
  7. Koert van Bekkum, From Conquest to Coexistence: Ideology and Antiquarian Intent in the Historiography of Israel’s Settlement in Canaan 513 (2011) («На протяжении последнего десятилетия был достигнут общий консенсус касательно Иерусалима в конце Железного века IIB. Масштабные раскопки, проведённые … в Еврейском квартале … выявили жилые постройки, промышленные включения и крупные фортификации, все — периода второй половины VIII века до н. э.»)
  8. Hattis Rolef, Susan . Architecture of Israel Quarterly (2000). Дата обращения: 26 декабря 2007. 3 марта 2001 года.
  9. Staff. (ивр.) . God's name to succeed . World Karaite Judaism (2010). Дата обращения: 23 мая 2012. 4 июня 2012 года.
  10. «The Christian Heritage in the Holy Land» edited by Anthony O’Mahony with Goran Gunner and Hintlian. ISBN 1-900269-06-6 . Pages 15 and 18. Jerome Murphy-O’Connor, «Pre-Constantinian Christian Jerusalem». В этот период Адриан изгнал с территории всех евреев.
  11. от 2 июля 2007 на Wayback Machine The Mughrabi Gate Access — the Real Story, Управление древностей Израиля ]
  12. This is Jerusalem , Menashe Har-El, Canaan Publishing House, Jerusalem 1977, p.276
  13. Alexander Scholch, «Jerusalem in 19th Century (1831—1917 AD)» in «Jerusalem in History», Edited by K.J. Asali. 1989. ISBN 0-905906-70-5 . Page 234. Цитата из Muhammad Adib al-Amiri, « Al Quds al-'Arabiyya », Amman, 1971, page 12 (85 % Еврейского квартала была в собственности вакфа ), и 'Arif al-'Arif, « Al-Nakba », vol 2, Sidon and Beirut, page 490 (90 %).
  14. Jerusalem in the Nineteenth Century: The Old City, Yehoshua Ben-Arieh, Yad Yitzhak Ben Zvi and St. Martin’s Press, 1984 p.14
  15. . Jewish-quarter.org.il. Дата обращения: 26 июля 2012. 5 октября 2012 года.
  16. . Дата обращения: 8 октября 2015. 26 сентября 2015 года.
  17. Мордехай Вайнгартен
  18. 15 мая 2011 года.
  19. Shragai, Nadav . Га-Арец (28 ноября 2006). Дата обращения: 25 июля 2007. 19 февраля 2010 года.
  20. Elizabeth Warnock Fernea. (англ.) . — University of Texas Press , 1992. — P. 53. — ISBN 978-0-292-76541-2 . . — «Абдулла аль-Таль, возглавлявший иорданское наступление, оправдывает разрушение Еврейского квартала, утверждая, что если бы он не разрушил дома, он потерял бы половину своих людей. Он добавляет, что „систематическое уничтожение породило безжалостный страх в сердцах евреев, убивавший как бойцов, так и гражданских.“».
  21. Fisk, Robert . The Independent (30 сентября 2000). Дата обращения: 26 декабря 2007. 6 мая 2008 года.
  22. Meron Benvenisti. Jerusalem: The Torn City. — Isratypeset, 1976. — С. 70.
  23. Avi Plascov. The Palestinian Refugees in Jordan 1948–1957 (англ.) . — Frank Cass, 1981.
  24. Shepherd, Naomi. The View from the Citadel // . — Нью-Йорк : Harper & Row Publishers , 1988. — С. . — ISBN 0-06-039084-0 .
  25. Esther Rosalind Cohen. (англ.) . — Manchester University Press , 1985. — P. 210. — ISBN 978-0-7190-1726-1 . . — «11 июня двадцать пять жилых домов напротив Стены плача (квартал Муграби) были разрушены с целью обеспечения доступа к самому святому для евреев месту богослужения.».
  26. «Christians in the Holy Land» Edited by Michael Prior and William Taylor. ISBN 0-905035-32-1 . Page 104: Albert Aghazarian «The significance of Jerusalem to Christians». Этот автор утверждает, что до 1948 г. «евреи владели не более чем 20 % этого квартала».
  27. Zohar, Gil . Jerusalem Post (1 ноября 2007). Дата обращения: 26 февраля 2008.
  28. от 30 июля 2012 на Wayback Machine , Thomas Abowd, Jerusalem Quarterly, nº7, 2000. Retrieved 2012-07-22.
  29. Abowd, Thomas. // Jerusalem Quarterly. — 2000. — Т. 7 . 30 июля 2012 года.
  30. Staff. (ивр.) . Institute for Israel Studies . Institute for Israel Studies, Jerusalem. Дата обращения: 23 мая 2012. Архивировано из 13 декабря 2014 года.
  31. . Дата обращения: 8 октября 2015. Архивировано из 24 сентября 2009 года.
  32. Geva, Hillel. Western Jerusalem at the end of the First Temple Period in Light of the Excavations in the Jewish Quarter // (англ.) / Vaughn, Andrew G;Killebrew, Ann E.. — Society of Biblical Literature, 2003. — P. 183—208. — ISBN 978-1-58983-066-0 .
  33. jpost.com staff (2010-02-17). . The Jerusalem Post . из оригинала 24 октября 2012 . Дата обращения: 8 октября 2015 .
Источник —

Same as Еврейский квартал (Иерусалим)