Interested Article - Сарухан-бей

Сарухан-бей ( тур. Saruhan Bey ) — основатель династии Саруханогуллары или Саруханидов, которая в 1300—1413 годах правила анатолийским бейликом (эмиратом), носившим название бейлик Саруханогуллары или бейлик Сарухан. Завоевание столицы бейлика, Манисы, Саруханом вошло в народные предания и стало основой городского праздника.

Биография

Происхождение

Под напором монголов в Анатолию из Средней Азии перекочёвывали тюркские племена. В 1229 году к анатолийской границе сельджукского государства вместе с хорезмшахом Джелалэддином Мангуберди пришло войско из Хорезма . После того, как в 1230 году оно было Алаэддином Кей-Кубадом I , сопровождавшие Джелалэддина в походе воины обосновались в Анатолии, поступив на службу к сельджукам . По словам Ибн Биби среди них был военачальник Сарухан из Хорезма , который в 1231 году перешёл на службу к Алаэддину Кейкубаду . После смерти Алаэддина Кейкубада Ибн Биби упоминает пребывание Сарухана в районе Эрзурума, а затем его след теряется . Есть также данные, что Сарухан был "выходцем из Гермияна" , а согласно Али Языджизаде (переводчик труда Ибн Биби ) Айдын, Сарухан, Ментеше , Теке и Осман подчинялись . Согласно Караманнаме Шикари (истории Караманидов) Сарухан был капиджибаши (телохранителем) у монголов и сельджуков, а затем был послан с посольством к Караманоглу и остался у бея мирахуром .

У этого Сарухана был сын Альпаги (другие варианты написания — Альп-Агы, Альпагу). У Альпаги было три сына: Сарухан, Чига-бей, Али-паша. Вероятно, cыновья Альпаги также служили сельджукам. Мехмед Нешри и другие османские авторы называют Сарухана, сына Альпаги, одним из нукеров султана Масуда II и сельджукским удж-беем .

Согласно историку Ф. Эмеджену, «Альпаги», скорее всего, не личное имя, а военный титул. Именование отца Сарухана «Альпаги» было ошибочным прочтением надписей .

Альтернативную версию высказал турецкий историк , предположив половецкое происхождение основателя бейлика на основе анализа топонимов в регионе .

Образование бейлика

Основание Саруханом, сыном Альпаги, бейлика турецкий медиевист Ф. Эмеджен относил к 1290-м годам . Скорее всего речь идёт об удже , который позднее стал основой территории бейлика. Примерно в 1299—1300 годах в Анатолии сложилась ситуация, когда формальный сюзерен , Конийский султанат , разрушаемый изнутри усобицами после смерти Масуда II , не имел сил удерживать своих уджбеев . Сарухан расширял свою территорию, сражаясь против византийцев . Как писал Никифор Григора :

Всю землю, сколько ее находилось в Азии под властью римлян, турки по общему согласию и жребию разделили между собою. Карман Алисурий получил большую часть Фригии, также земли, простирающиеся от самой Антиохии, находящейся при реке Меандре, до Филадельфии и соседних с нею мест. Другой турок, по имени Сархан, получил земли, простирающиеся оттуда до Смирны и приморских мест в Ионии.

Серебряный джильято Сарухана.

В самом начале 1300-х годов Сарухан дошёл до окрестностей Манисы и блокировал её. В 1302 году на помощь городу выступил Михаил IX Палеолог , сын и соправитель Андроника II . Он прибыл с армией в Манису и выступил против войск беев Карасы и Сарухана. Он был разбит, армия была обращена в бегство. Андронику II пришлось обратиться за помощью к наёмникам-каталонцам. В 1302 году каталонцы освободили Филадельфию от осады тюрок, заставив их отойти . Согласно Франсиско де Монкада «турок Саркано» осмелился напасть на каталонцев, но «быстро заплатил за свою смелость и безумие», потому что испанцы были «настолько оскорблены смелостью этого варвара, и так быстро обрушились на него и его людей, что, хотя он хотел отступить, ему пришлось сражаться, чтобы бежать» . Хотя каталонцам удалось разбить силы бейликов Гермиян , Сарухан и Айдын , но закрепить победу надолго Византия не смогла: каталонцы были мало управляемы, они грабили и византийские территории. Конфликт наёмников с нанимателем вылился в борьбу на территории Фракии, и они ушли из Анатолии . После этого бейлики быстро вернули потерянные территории и опять вышли к морю . По словам османского историка Энвери , Сарухан объединился с беями Айдыногуллары в морских рейдах на территории Эгейского региона , время от времени в этот альянс вступали беи Ментешеогуллары . Начиная с 1305 года эгейские бейлики стали совершать набеги на европейские территории Византии, однако, не захватывая их. Тюрок интересовала лишь добыча . В результате этих рейдов в Манисе образовался рынок рабов . Как писал Джованни Виллани :

турки на своих военных судах овладели господством на море и захватили и разграбили большинство островов Архипелага. <...> турки каждый год снаряжали флот в пятьсот-восемьсот больших и малых судов и делали набеги на все острова Архипелага, грабя и опустошая их. Многих женщин и мужчин они уводили в рабство, а остальных делали своими данниками.

Столицей бейлика была Маниса , которую Сарухан смог захватить в промежутке между 1310 и 1313 годами. Нет данных ни о точной дате этого события, ни об обстоятельствах захвата, кроме народных повествований. То, что завоевание Манисы относят к 1313 году не основано на источниках . Имя Сарухана начало появляться в византийских источниках именно в связи с завоеванием Манисы . В завоевании Манисы принимали участие братья Сарухана — Чуга и Али. Немного позже, в 1315 году, Али-паша захватил у византийцев Ниф, присоединив его к бейлику и управляя им с согласия Сарухана. Чуга-бею и его потомкам Сарухан отдал в управление Демирчи .

Сарухан облагал данью генуэзцев на Лесбосе, Фокее, Наксосе и Хиосе . Знаменитый путешественник Ибн Батута, посетивший Манису в 733 году, сообщал, что Фокея платила Сарухану каждый год дань . Ежегодно правитель Фокеи посещал Сарухана и доставлял ему дань в размере пятнадцати тысяч акче (или 500 золотых) и персональные подношения бею на сумму 10 тысяч серебряных монет .

Шихабуддин аль-Умари , современник Сарухана, писал, что у Сарухан-бея было пятнадцать городов, двадцать замков, 10 000 всадников много судов в море, и что были солдаты, которые постоянно были в море . У брата Сарухана, Али-бея, который правил в Нифе, также было восемь городов, тридцать замков и 8000 лошадей . Согласно Ибн Баттуте и аль-Умари Маниса была богата водными ресурсами, окружена реками. Равнина Манисы была покрыта садами .

Отношения с соседними правителями

В связи с действиями Орхана против византийцев Андроник III в 1329 году заключил союз с Саруханом и Умуром . Византийцам требовалась помощь против Орхана и генуэзцев, а Сарухан, вероятно, намеревался наказать жителей Фокеи, переставших платить дань. Одержав с помощью тюрок победу над Мартино Дзаккариа в Хиосе, Андроник III решил установить контроль над Новой Фокеей. В Новой Фокее правителем был генуэзец Андреoлo Катaнeo, который успешно сопротивлялся тюркам . «Много вреда причинил он туркам»,— писал о нём Журден де Северак .

Три эгейских бейлика — Сарухан, Айдын и Карасы — находились в тесных отношениях и действовали в согласии друг с другом. Они действовали как будто в конфедерации. Несмотря на случавшиеся между ними разногласия, политика этих трёх эмиратов как в отношении латинян, так и в отношении византийцев была единой. Одинаковыми были их взаимоотношения и с беями Османского бейлика . В августе 1331 года Умур с сыном Сарухана, Тимур-ханом, попытался совершить набег на Фракию . Натолкнувшись на императора с армией они вступили в переговоры и отступили . В 1332 году Айдын и Сарухан разграбили Эрибоз и Семадирек . В начале февраля 1334 года (в начале 1335 года ) 276 кораблей Умура и Сулеймана Саруханоглу совершили набег на Монемвасию , разорили Морею , дойдя до Мистры . Однако завершение рейда оказалось неудачным — корабль Сулеймана наскочил на скалу и подвергся нападению 10 галер противника. В следующем году Сулейман упоминается как пленик в Новой Фокее . В 1334 году корабли Сарухана и Айдына находились во флоте Яхши Карасыоглу, который был уничтожен в Эдремите в 1334 году .

В это время Лесбос принадлежал Византии. В начале года Доменико Каттанео, сеньор Фокеи, захватил столицу Лесбоса Митилену и намеревался покорить весь остров . В мае 1335 год император Андроник III с византийским флотом отплыл к Митилене . Оставив Алексея Филантропена осаждать остров, император направился к Новой Фокее . Никифор Григора и Иоанн Кантакузин писали, что в Фокее император «вызывал турка, который оккупировал окружающую страну», то есть Сарухана . В то же время Сарухан-бей и Умур тоже нуждались в содействии в спасении из плена двадцати четырёх молодых тюрок вместе с Сулейманом Саруханоглу . Андроник начал осаду замка Фокеи и с суши, и с моря . Сарухан предоставил императору флот из 24 судов, войско и снабжал продовольствием . Сопротивление Новой Фокеи продолжалась до декабря 1336 года, когда генуэзцы сдались на условиях, предложенных Иоанном Кантакузином . Эти условия, в частности, предусматривали возвращение Лесбоса Византии и освобождение Сулеймана Саруханоглу и других заложников .

После смерти Андроника III летом 1341 года Яхши Карасыоглу и Сарухан планировали набег на Фракию. Иоанн Кантакузин заключил мир с Орханом Гази, сумел разбить Яхши и отправил флот против Сарухана .

Отношения с беями Гермияна были недружественными, в 1341 году бей Гермияна пытался вступить в союз с византийцами против Сарухана .

Сулейман Саруханоглу

Во время гражданской войны в Византии Кантакузину пришлось просить помощи Умура против болгар. В начале 1343 года Умур и Сулейман Саруханоглу на 300 кораблях в сопровождении поднялись вверх по течению Марицы и спасли семью Кантакузина, осаждённую болгарами в Дидимотике (согласно К. Жукову это было зимой 1341—1342 годов ).

Против морских пиратов, особенно потив Умура, была создана христианская лига. Флот лиги отплыл весной 1344 года , и в начале кампании, в мае, крестоносцы одержали над флотом Умура значительную победу. В гавани Паллини на западной части полуострова Халкидики союзный флот уничтожил более 50 айдынских судов . По словам Иоанна Кантакузина, латинский флот из 24 кораблей неожиданно атаковал шестьдесят судов Умура в гавани и захватил их. Войска Умура спасались на земле, а латиняне разобрали захваченные турецкие корабли и сожгли их . Умур остался без флота и обратился к Сарухану, поскольку обещал помощь своему другу Кантакузину в Румелии . Чтобы достичь согласия, Умур-бей отдал Сарухану спорный участок земли, который тот хотел получить, после чего в мае 1345 года сын Сарухана Сулейман с Умуром и с силой в двадцать тысяч человек прошёл через земли Карасы и отплыл из Чанаккале во Фракию . Возможно, вместе с ними был Сулейман Карасыоглу .

Летом 1345 года они принимали участие в походе против Момчила и захватили множество людей и скота . Их армия встретилась с армией Момчила и одержала победу , но вскоре Сулейман, сын Сарухана, в дороге заболел и умер в окрестностях Кучукчекмедже, в Македонии. Чтобы не портить отношений с Саруханом, Умур закончил кампанию во Фракии и доставил забальзамированное тело Сулеймана Сарухану для похорон , а затем вернулся в Смирну и продолжил осаду портовой крепости . По словам Кантакузина, Умура обвиняли в смерти Сулеймана, поскольку Умур лечил друга вином .

Смерть Сулеймана ухудшила отношения Сарухана и Умура и разорвала альянс бейликов . Анна Савойская воспользовалась этой ституацией и с целью заключения союза осенью 1346 года отправила в Манису посланника — Георгия Тагариса .

По словам Кантакузина, Тагариса послали к бею Сарухана, поскольку Тагарис ранее жил в Филадельфии и дружил с отцом бея. Значит, к этому моменту Сарухан уже не был беем , пока делегация добиралась Манисы, Сарухану наследовал сын, Ильяс . В связи с этим выдвигались предположения, что, возможно, Сарухан-бей скончался в 746 / 747 (1345/46). Но согласно сохранившимся генуэзским документам Сарухан умер после 1348 года . Захоронение Сарухана находится в Манисе и не содержит даты в надписи .

В первый день Рамадана 733 года (16 мая 1333 года) Ибн Баттута приехал в Манису. Он застал Сарухана с женой молящимися у могилы их сына, который умер два или три месяца назад. Известно, что сыновей Сарухана звали Сулейман, Ильяс, Орхан, Девлет Хан и Тимур. Тимур и Сулейман скончались при жизни Сарухана .

Ночь намаза

Согласно народным преданиям Маниса была завоевана византийцами в ночь 4 Раджаба 713 года (25 ноября 1313 года), когда наступила ( тур. Regā’ib gecesi, Regā’ib kandili ). Поэтому Ночь желаний в Манисе всегда отмечалась с особым размахом. Этот праздник в городе назывался «Ночь Намаза» ( тур. Namaz Gecesi ) или «Ночь фейерверков» ( тур. Çıtır Pıtır Gecesi ) .

Согласно легенде в Ночь желаний войско Сарухана-бея находилось к востоку от города. Сарухан велел прикрепить свечи или факелы на рога коз и направить их к стенам города с трёх других сторон после наступления темноты, как будто это движутся нападающие. Византийцы открыли восточные ворота для вылазки, и солдаты Сарухана ворвались в город. Битва длилась всю ночь, а к утру византийцы обратились в бегство. Они бежали в западную сторону от города, а нападавшие преследовали их. Во премя преследования закричали петухи, и преследователи остановились. По легенде то место, где они услыхали петуха, с тех пор называлось «Horozköy» — петушиная деревня, а место, где византийцы были разбиты, стало называться «Kırık» — слом .

Важными элементами праздника являлись фонарь и свеча внутри него. Размер фонарей колебался от полу до полутора метра. Свеча висела в углу комнаты для гостей в течение года до следующего праздника . Кроме свечей зажигали масляные лампы, в более позднее время стали использовать бенгальские огни и фейерверки . Из-за этого в 1970-х годах церемония была запрещена по соображениям безопасности .

Элементами праздника являлись белая твёрдая кунжутная халва и хрустящая выпечка. К этому празднику жители Манисы приурочивали помолвки .

Комментарии

  1. Ибн Биби называл военачальников Джелаледдина, перешедших на службу к Алаэддину Кейкубаду Кирман (Кайирхан), Бекерет, Йиланбога, Джанбирды, Сарухан и Гючлюхан. Кейкубад в 629 /1232 году дал Кайирхану Эрзинджан, Берекету Амасью , Гючлюхану Ларенду и Йиланбоге Нигде. После смерти Алаеддина Кейкубада положение всех бывших хорезмских военачальников изменилось, а после смерти Кайирхана большинство ушло в Сирию .

Примечания

  1. , p. 39.
  2. .
  3. , p. 84—91; ; .
  4. .
  5. , с. 95.
  6. .
  7. , p. 125.
  8. .
  9. , с. 24.
  10. , с. 79—80.
  11. .
  12. , с. 206.
  13. , p. 282.
  14. , p. 165.
  15. ; , с. 282.
  16. , с. 283.
  17. , с. 332.
  18. , p. 84—91.
  19. .
  20. , p. 84—91; , с. 28—29.
  21. , p. 84—91; ; , с. 31; .
  22. ; , с. 31.
  23. ; , с. 28—29; , p. 84—91.
  24. , p. 84—91; ; , с. 28—29.
  25. , с. 160.
  26. , с. 31.
  27. , p. 115; , p. 182.
  28. , с. 34.
  29. , с. 35.
  30. , p. 105-106.
  31. , p. 35; , p. 110; .
  32. , с. 36.
  33. , p. 108.
  34. , p. 84—91; , с. 36.
  35. , с. 37.
  36. , с. 38.
  37. , p. 141—144,179; , с. 39.
  38. , с. 39.
  39. , p. 180.
  40. , p. 202.
  41. , p. 192; , p. 190.
  42. ; , p. 179.
  43. , с. 42.
  44. , p. 210, 217.
  45. , p. 84—91; ; , с. 42; , p. 180,204.
  46. , p. 180,204.
  47. .
  48. .

Литература

  • Еремеев Д.Е., Мейер М.С. . — Moskva: Изд-во Московского университета, 1992. — 246 с. — ISBN 5211022017 .
  • Журден де Северак. Чудеса, описанные братом Журденом из ордена проповедников, уроженцем Северака и епископом города Колумба, что в Индии Наибольшей // . — М. : Наука, 1968.
  • Джованни Виллани. Новая хроника или история Флоренции / пер. М. А. Юсима. — М. : Наука, 1997.
  • Григора Никифор. . — СПб. , 1860.
  • Жуков К.А. . — Изд-во "Наука", Главная редакция восточной литературы, 1988. — 191 с.
  • Запорожец В. М. . — М. : Воениздат, 2011. — 294 с. — ISBN 5203021252 .
  • Райс Т. . — М. : Литрес, 2017. — 3040 с. — ISBN 5457030172 , 9785457030176.
  • Carr M. / Thesis Submitted for the Degree of Doctor of Philosophy Supervised by: Dr Jonathan Harris. — Royal Holloway, University of London, 2011. (англ.)
  • Emecen F. (тур.) // Islam Ansiklopedisi. — 2009. — Vol. 36. — P. 170—173. (тур.)
  • Emecen F. . — Siyer Basim Yayin Dagitim San. Ve Tic. Ltd. Sti., 2018. — Vol. 11: Anadolu Beylikleri. — P. 93—112. — 1158 p. — (İslam Tarihi ve Medeniyeti). — ISBN 978-605-7558-41-1 .
  • Kayhan H. // Geçmişten Günümüze Manisa. — 2018. — Vol. 1. — P. 199—208. (тур.)
  • Lemerle Paul . . — Presses universitaires de France, 1957. — 304 p. (фр.)
  • Moncada, Francisco de. ..]. — Paris, Baudry, 1840. — 264 p.
  • Nicol D. M. . — Cambridge University Press, 2002. — 232 с. — ISBN 9780521522014 . (англ.)
  • Setton K. M. . — American Philosophical Society, 1976. — Vol. I, The Thirteenth and Fourteenth Centuries. (англ.)
  • Şikari. Karamanname / Metin Sözen; Necdat Sakoğlu. — İs. : Lebib Yalkın, 2005. — 254 p. — ISBN 975–585–483–5. (тур.)
  • Zachariadou E.A. Sarukhan / In Houtsma, Martijn Theodoor. — Leiden: BRILL, 1997. — Vol. 9. — P. 69. — (E.J. Brill's first encyclopaedia of Islam, 1913–1936). (англ.)
  • . . — Türk Tarih Kurumu Basımevi, 1969. — 372 p. (тур.)
  • . Saruhan Oğulları Beyliği // . — Ankara: Türk Tarih Kurumu. — P. 73—77, cild 1. — ISBN 9756945125 . (тур.)

Ссылки

  • . Kültür Portalı. Дата обращения: 21 февраля 2020.
  • Dörtbudak M.V. (тур.) . обращения: 21 февраля 2020.


Источник —

Same as Сарухан-бей