Модерн
- 1 year ago
- 0
- 0
Се́верный моде́рн — стилевое течение в западноевропейском искусстве северных стран — Швеции , Финляндии , Норвегии , главным образом в архитектуре , оформлении интерьера и декоративно-прикладном искусстве периодa модерна . Западноевропейский северный модерн относят к национально-романтическому направлению, поскольку в этом искусстве конструктивные новации сочетаются с национальными и фольклорными темами и мотивами .
Аналогичное стилевое течение развивалось в тот же период в архитектуре Санкт-Петербурга , однако специалисты не относят его к национальному романтизму, поскольку оно питалось внешними источниками, а место национально-романтического движения занимал «нео русский стиль » .
Среди главных центров искусства северного модерна выделяют Стокгольм , Ригу , Хельсинки и Санкт-Петербург . Северный модерн рассматривают также в качестве одного из этапов формирования Скандинавского дизайна .
В западноевропейских источниках используется название «национальный романтизм». Термин «северный модерн» появился в отечественной историографии в середине XX века. Его появлению в России способствовали усилившиеся в начале XX века культурные и экономические связи с Финляндией и Швецией , а также возросший интерес к русскому народному искусству, фольклору , деревянному и каменному зодчеству русского Севера.
В октябре 1897 года С. П. Дягилев при участии членов объединения Мир искусства (объединение) Мир искусства организует в залах музея Училища технического рисования барона А. Л. Штиглица выставку произведений скандинавских художников. В экспозицию вошли отобранные в мастерских Скандинавии и Парижа произведения более семидесяти художников Швеции , Норвегии , Дании . Среди них — Андерс Цорн , Бруно Лильефорс , Карл Ларсон .
В январе 1898 года Сергей Павлович Дягилев организует «Выставку русских и финляндских художников», в которой наравне с Александром Бенуа и Михаилом Врубелем участвуют художники В. Бломстед, Аксели Галлен-Каллела и другие.
Знакомство с их творчеством оказало огромное влияние на русских художников. Общение Николая Рериха с финским художником Галлен-Каллелой вылилось в большую дружбу, сходство их живописи и взглядов на искусство неоднократно отмечалось.
Ведущий финский архитектор Элиэль Сааринен , бывший основоположником стиля финского национального романтизма, являлся членом Петербургской академии художеств и группы « Мир искусства ». Он часто посещал Петербург , был лично знаком с Игорем Грабарем , Сергеем Дягилевым , Николаем Рерихом и другими известными деятелями русской культуры.
По проекту финского зодчего А. Шульмана в 1904 году в Санкт-Петербурге строился в стиле финского модерна дом И. В. Бессера (ныне Владимирский проспект , 19).
В результате сформировалось два часто взаимодействовавших направления. Одно из них — «русский стиль». В поисках монументальной простоты архитекторы обратились к древним памятникам Новгорода и Пскова . Другое — собственно «русский северный модерн», очень близкий к постройкам Стокгольма и Гельсинфорса .
Главные внешние приметы архитектуры «северного модерна» — с большим искусством подобранные сочетания естественных и искусственных отделочных материалов, каждый из которых выигрывает от соседства с другим. Цоколь часто облицован финским гранитом , в основном грубо обработанным, а кое-где гладко тёсаным, со скульптурой. Плоскости стен верхних этажей покрыты фактурной штукатуркой или отделочным кирпичом. В элементы отделки введены орнаменты , вдохновленные северным фольклором , образами северной флоры и фауны . Часто используется майолика , цветная керамическая плитка . Формы зданий массивны, свободны от мелкого декора . Контрастные сочетания фактур, цветотональных плоскостей, форм, разнообразие оконных проемов и их сочетания с простенками — всё это превращает фасады в полном смысле слова в сложную холодную структуру, напоминающую и северные скальные ландшафты, и масштабные средневековые сооружения.
Становление модерна в искусстве Финляндии пришлось на эпоху пробуждения национального самосознания, интереса к фольклору и истории. Поэтому модерн оказался тесно связан с национальным романтизмом , течением, бурно развивавшимся с конца XIX века в различных сферах культуры: архитектуре, литературе, музыке, живописи .
Важнейшим событием, заставившем говорить о самобытной финской архитектуре, стала Всемирная выставка 1900 г. в Париже , где финский павильон, спроектированный Э. Саариненом , А. Линдгреном и Г. Гезеллиусом , вызвал всеобщее восхищение и завоевал международное признание. Зрителей впечатлило необычное сочетание форм, идущих от финской деревянной архитектуры, древних каменных церквей и модного в ту пору стиля Ар-Нуво .
В последующее десятилетие новое направление оформилось и завоевало популярность в Финляндии, а Э. Сааринен, А. Линдгрен и Г. Гезеллиус создали ряд построек в Хельсинки и других городах страны. Наиболее значительные их работы — их собственный дом и мастерская «Виттреск» (Hvitträsk) , здание Национального музея Финляндии , , жилые дома на полуострове Катаянокка . Позже Э.Сааринен построил здания вокзалов в Хельсинки (1906—1914) и Выборге (1913, не сохранился).
Видным представителем национального романтизма в Финляндии был архитектор Ларс Сонк , построивший ряд церквей ( Михайловский собор в Турку , кафедральный собор в Тампере , Церковь Каллио в Хельсинки), а также множество жилых, общественных и коммерческих зданий (здание телефонной компании, здание больницы в районе и др.)
Архитекторы финского модерна отказались как от обильной декоративности и помпезности эклектики, так и от симметрии и регулярности классицизма. Они использовали свободную композицию целого и частей, обусловленную функциональным назначением, живописную динамичную расчлененность объемов. Внешние формы использовали мотивы древней романской и народной архитектуры. Выразительные силуэты островерхих крыш и башен они умело вписывали в природное окружение. Широко применялись такие традиционные материалы, как гранит и дерево .
Развитие стиля «северный модерн» в Санкт-Петербурге находилось под влиянием шведской и финской неоромантической архитектуры. Проводником идей от первого источника стал представитель шведской диаспоры Петербурга Федор (Фридрих) Лидваль . Здания, построенные по его проектам в период с 1901 по 1907 год, и особенно принадлежавший семье Лидвалей жилой комплекс на Каменноостровском проспекте , стали качественной альтернативой распространению в Петербурге немецкого и австрийского ( сецессион ) вариантов модерна. Отмечено влияние на становление творческой манеры Лидваля таких крупных представителей неоромантизма в Швеции как Фердинанд Боберг и И. Г. Класон . Другим важным вкладом в формирования стиля на раннем этапе стала постройка по проектам Роберта Мельцера особняков на Каменном острове . Немногим позднее влияние более эпатажной финской архитектуры стало основным. В таких знаковых постройках как дом Путиловой на Большом проспекте Петроградской стороны (архитектор Ипполит Претро ) и здании страхового общества «Россия» на Большой Морской улице (архитектор Г. Гимпель) — оба 1907 года постройки, зодчие прибегли к прямому цитированию из работ своих финских коллег, что впрочем не преуменьшает высоких художественных качеств этих произведений. В период второй половины десятилетия «северный модерн» стал основным течением в архитектуре Петербурга, привлекая к себе силы молодых архитекторов. Именно с этим временем связаны основные достижения Николая Васильева , последовательного приверженца романтической темы с индивидуальным видением стиля. Это фасад дома Алексея Бубыря на Стремянной улице и окончательный проект Соборной мечети , в суровом облике которой «северная» тема преобладает над восточными мотивами. Интересным примером стиля является Дом Бажанова (архитектор Павел Алёшин ), до настоящего времени сохранился подлинный интерьер парадных помещений квартиры Бажанова: парадной лестницы, приёмной, кабинета, холла, гостиной, фойе, малой и большой столовых, белого зала.
В последующие годы «северный модерн» подвергался резкой критике, порой шовинистического характера. Оскорбительно именованный «чухонский модерн», он был противопоставлен неоклассике как подлинно национальному (имперскому) стилю. Тем не менее, появляются новые постройки, в которых прежняя декоративность уступает место рациональной архитектуре. Вместо мелкого орнаментального и скульптурного декора романтический образ формируется за счет пластики сочетания крупных объёмов фасада — эркеров, балконов и силуэта кровли. Особый интерес вызывают доходные дома, построенных в 1910—1912 годах по проектам Алексея Бубыря , и среди них — дом Капустина в панораме реки Фонтанки .
«Северный» модерн не получил массового распространения. Но с ним связаны едва ли не самые яркие страницы петербургского дачного строительства начала XX в. Правдивый язык естественных материалов — дерева и камня, заострённая стилизация мотивов средневековой и народной архитектуры Севера, органическая взаимосвязь с ландшафтным окружением — вот основные особенности, определившие региональное своеобразие этого стилевого направления