Этюд (изобразительное искусство)
- 1 year ago
- 0
- 0
Этюд Рети — один из самых известных шахматных этюдов . Опубликован чехословацким шахматистом Рихардом Рети в 1921 году. « Замысел Рети — одно из самых замечательных шахматных открытий. Создание этого шедевра было подготовлено всем развитием композиции », писал Анатолий Карпов
a | b | c | d | e | f | g | h | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
8 |
|
8 | |||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
a | b | c | d | e | f | g | h |
На первый взгляд кажется, что задание невыполнимо: догнать чёрную пешку белым королём не представляется возможным; чёрный же король может легко задержать белую пешку, если та двинется вперёд. Однако геометрия шахматной доски неевклидова
— продвижение по диагонали занимает столько же ходов, сколько продвижение по прямой. Это позволяет белому королю совершить весьма неожиданный и парадоксальный манёвр.
1. Крg7! h4 2. Крf6 Крb6 (после 2…h3 3. Крe7 h2 4. c7 Крb7 5. Крd7 пешки становятся ферзями одновременно) 3. Крe5! Теперь после 3…Кр:c6 4. Крf4 белый король попадает в квадрат пешки и задерживает её, а если 3…h3 , то после 4. Крd6 вновь пешки одновременно проходят в ферзи, в обоих случаях — ничья.
Как выразился теоретик этюдной эстетики А. С. Гурвич в своей статье « шахматная поэзия », « Погонишься за одним зайцем — не поймаешь. За двумя зайцами погонишься — одного поймаешь! » .
Вопрос о месте первой публикации этюда вызывает споры. Артур Мандлер , друг и биограф Рети, в сборнике этюдов Рети указал местом публикации газету Kagans Neueste Schachnachrichten ) . По мнению некоторых других исследователей, впервые этюд Рети был опубликован в Deutsch-Österreichische Tageszeitung 11 сентября 1921 .
По признанию самого Рети, исходный мотив для этюда он нашёл в партии австрийского шахматиста Карла Шлехтера , сыгранной в 1893 году .
a | b | c | d | e | f | g | h | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
8 |
|
8 | |||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
a | b | c | d | e | f | g | h |
В партии последовало:
1. a4! Крb4
2. Крb6!
(манёвр Рети!)
Кр:a4
(после 2... d4 3. a5 обе пешки проходят одновременно)
3. Крc5
, и пешка задержана.
Этюд Рети произвёл сильное впечатление на современников, а осуществлённый в нём манёвр короля, представляющий ценность для теории эндшпиля , получил название « манёвр Рети » (или « идея Рети ») и затем неоднократно применялся другими авторами.
Биограф Рети Артур Мандлер высказал мнение, что ни одно из многочисленных подражаний, которые вызвал этюд Рети, не возвысилось до его уровня . С ним не согласен А. С. Гурвич , который в своей программной статье « Шахматная поэзия » заявил, что приведённый ниже «выдающийся этюд братьев Сарычевых» превосходит этюд Рети по глубине и эффекту .
Это превосходство придаёт ему один первый ход, который вносит новый, чрезвычайно острый и противоречивый момент в знакомую идею. Если в композиции Р. Рети (как, впрочем, во всех известных нам этюдах, варьирующих данную тему) король сразу направляется по равнодействующей к цели, то у братьев Сарычевых он сначала делает «безумный» шаг в противоположном направлении и таким образом сам создаёт то безнадёжное на вид положение, при котором ничейный результат кажется немыслимым.
a | b | c | d | e | f | g | h | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
8 |
|
8 | |||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
a | b | c | d | e | f | g | h |
Решение.
1. Крc8!!
(выглядит нелепо, но это единственный путь к ничьей)
b5
2. Крd7!
(угрожая 3. Крc6)
b4
3. Крd6
(3. Крe6? Крe4 с выигрышем)
Сf5
4. Крe5 С~
5. Крd4
, и пешка задержана.
Нельзя было 1. Кре6? Крe4 или 1. Крd6? Сf5 и 2... Сc8 ∓
Известный этюдист Генрих Каспарян писал об этом этюде: «Среди всех этюдов с идеей Рети — бесспорно, самый парадоксальный и остроумный. Поэтому его можно считать подлинным развитием идеи Рети» .
Ринк представил тему «анти-Рети», то есть опубликовал позицию, в которой идея Рети находит опровержение .
a | b | c | d | e | f | g | h | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
8 |
|
8 | |||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
a | b | c | d | e | f | g | h |
Решение.
1. a4 Крb3
2. a5 Крc3!
(намереваясь осуществить манёвр Рети; не проходит 2... Крc4 3. a6 Крd3 4. a7 f2 5. a8Ф f1Ф 6. Фa6+)
3. Крg1!
(после 3. Крg3? Крd4! или 3. a6? Крd2! чёрные достигают ничьей)
Крd4
4. a6 Крe3
5. Крf1
с выигрышем.
Рети не раз возвращался к открытой им теме. Ниже приводится этюд, в котором автор добавил чёрным слона .
a | b | c | d | e | f | g | h | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
8 |
|
8 | |||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
a | b | c | d | e | f | g | h |
Решение.
1. Крe7!
(как и в этюде Сарычевых, король стал на пути собственной пешки)
g5
2. Крd6! g4
3. e7
(теперь чёрная пешка мешает 3... Сh5)
Сb5
4. Крc5! Сe8
5. Крd4
, и пешка g задержана.
Чешский этюдист представил оригинальный вариант темы Рети .
a | b | c | d | e | f | g | h | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
8 |
|
8 | |||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
a | b | c | d | e | f | g | h |
Решение.
1. Крc8!
(как ни странно, цель этого хода — задержать пешку h)
Крc6
2. Крb8! Крb5
3. Крb7! Кр:a5
4. Крc6
, и пешка h задержана.
К манёвру Рети идейно близок приём « отталкивания плечом » короля соперника .
Партия продолжалась так:
1. Крe6 Крc3
2. Крd6? Крd4
3. Крc6 Крe5
4. Крb7 Крd6
5. Кр:a7 Крc7
, и партнёры согласились на ничью.
Но, как отметил в 1925 году советский мастер
Илья Майзелис
, если бы белые сыграли
2. Крd5!
(«отталкивая» неприятельского короля), то они бы выиграли, так как чёрный король в этом варианте не успевал на ключевое поле c7.