Книга Судей Израилевых
- 1 year ago
- 0
- 0
«Садок Судей» — альманах , первый в истории русской литературы литературно-художественный сборник произведений русских футуристов . Два выпуска альманаха вышли в 1910 и 1913 годах.
Деятельность Николая Кульбина , который выпустил сборник «Студия импрессионистов», не очень устраивала Василия Каменского , Давида Бурлюка и Велимира Хлебникова . Они основали собственную группу, назвав её « будетляне » (от слова будет ), и начали готовить выпуск сборника, который по предложению Хлебникова решено было назвать «Садок судей», причём под «судьями», возможно, подразумевались сами участники группы .
Книга была напечатана в апреле 1910 года тиражом 300 экземпляров в петербургском издательстве «Журавль» Матюшина и Гуро (в типографии Кюгельген и Ко.). По другим источникам, было отпечатано 480 экз., но поскольку счёт не был оплачен, весь тираж, кроме полученных Каменским 20 экз., остался на складе, а потом и вовсе пропал .
Формат был небольшой, карманный (12,2х11,8 см) . Текст был напечатан на оборотной стороне обоев одного рисунка двух разных оттенков (зеленовато-розового и голубовато-жёлтого). Третий вариант обоев использовался в качестве обложки. Заглавие, набранное на полосе бумаги, было наклеено на обложку . Как вспоминал Каменский, «рисунок обоев бедных квартир» был оставлен «чистым на левых страницах как украшение» . Давид Бурлюк обосновывал символизм использованных обоев: « … всю жизнь вашу пройдем огнем и мечом литературы: под обоями у вас клопы да тараканы водились, пусть живут теперь на них молодые, юные, бодрые стихи наши» .
Книга была набрана без буквы ѣ , твёрдого знака на конце слов, фиты , ижицы , а также без знаков препинания. В ней отсутствовали титулы и оглавления, поэтические и прозаические тексты шли единым потоком, заголовки и фамилии авторов помещались в виде ремарок на полях, названия заменялись порядковыми номерами opus’ов.
9 рисунков для издания исполнил Владимир Бурлюк — он сделал 6 портретов участников сборника (Хлебникова, Каменского, Гуро, братьев Бурлюков и С. Н. Мясоедова; без портретов остались Е. Низен и А. Гей), три иллюстрации к отдельным стихам Каменского, Гуро и Хлебникова и концовку с изображением змеи. Работа шла на квартире Гуро и Матюшина . Рисунки воспроизведены штриховой цинкографией .
Книга является библиографической редкостью и обладает большой ценностью. Каждый сохранившийся экземпляр уникален в связи с тем, что печатался он на обоях нескольких видов, рисунок которых каждый раз по-новому сочетался с печатным текстом .
Манифеста в начале сборника не было, однако первый текст — сборник ор.1 Каменского «Жить чудесно» — выполнял его функции. Из произведений Хлебникова в сборнике были напечатаны « », первая часть драмы «Маркиза Дэзес» и начало поэмы « Журавль ».
Бурлюк говорил, что «Садок» «…всем существом своим был подмётной книгой» и жалел, что эти качества не удалось донести до читателя — экспериментальный характер сборника современниками остался не замечен . Футуристы распространяли свой сборник неожиданными способами. Уходя с одного из вечеров на « Башне » В. И. Иванова, братья Бурлюки «насовали всем присутствующим в пальто и шинели в каждый карман по „Садку“» а Каменский и Николай Бурлюк, читая стихи во время своих выступлений, постоянно «размахивали» экземплярами сборника .
Сборник был воспринят как открытая конфронтация с литературным миром. Валерий Брюсов писал о нём: «Сборник переполнен мальчишескими выходками дурного вкуса, и его авторы прежде всего стремятся поразить читателя и раздразнить критиков» . Критика особо выделяла стихи Каменского. По словам Н. С. Гумилёва , «его бесчисленные неологизмы, подчас очень смелые, читатель понимает без труда и от всего цикла стихов уносит впечатление новизны, свежей и радостной» .
Кручёных , который в 1-м сборнике не участвовал, описывал свои впечатления так: «Книги Гилеи выходили на скромные средства Д. Бурлюка. Садок судей I и II вывезли на своем горбу Е. Гуро и М. Матюшин. Кстати, „Садок судей“ I — квадратная пачка серенькой обойной бумаги, односторонняя печать, небывалая орфография, без знаков препинания (было на что взглянуть!) — мне впервые попался на глаза у В. Хлебникова. В этом растерзанном и зачитанном экземпляре я впервые увидел хлебниковский „Зверинец“ — непревзойденную, насквозь музыкальную прозу. Откровением показался мне и свежий разговорный стих его же пьесы „Маркиза Дезес“, оснащенный редкостными рифмами и словообразованиями. Чтобы представить себе впечатление, какое тогда производил сей сборник, надо вспомнить его основную задачу — уничтожающий вызов мракобесному эстетизму „аполлонов“. И эта стрела попала в цель. Недаром после реформы правописания аполлонцы, цепляясь за уничтоженные яти и еры, дико верещали: — И вместо языка, на коем говорил Пушкин, раздастся дикий говор недоученных футуристов. Так озлило их, такие пробоины сделало в их бутафорских „рыцарских щитах“, так запомнилось им даже отсутствие этого достолюбезного „ятя“ в „Садке“ !…» .
Сами новаторы свой сборник ценили высоко. Когда через несколько лет авторы «Первого журнала русских футуристов» стали собирать «Материалы для истории русских литературных нравов», о своих истоках они заявили так: «В 1910 году вышла книга „Садок Судей (1)“ — в ней гениальный Виктор Хлебников встал во главе русской новой литературы. В этой книжке, напечатанной на обоях, впервые был указан новый путь поэтического творчества» .
Второй сборник под тем же названием был издан теми же футуристами, но уже с приглашением участников группы « Гилея ». Он также был опубликован в издательстве «Журавль» (типография издательства «Наш век»). Подготовка второго выпуска началась в конце 1912 по инициативе Матюшина .
Тираж сборника составлял 800 экземпляров, он вышел из типографии в феврале 1913 года. Принцип остался тем же: обложка из цветных обоев, тонированная голубая (в части тиража — зелёная) бумага, тот же принцип набора текста .
Рисунки для издания исполнили Наталья Гончарова («Лес» и «Голова клоуна»), Михаил Ларионов («Портрет японской артистки Гонако» и «Лучистый портрет с Н.Гончаровой»), Владимир Бурлюк, Давид Бурлюк и Елена Гуро (для сборника «Небесные верблюжата») . Рисунки были воспроизведены с помощью штриховых клише . Подготовительные материалы к обоим выпускам хранятся в фонде Матюшина (Ф.656) в РО ИРЛИ (Пушкинский Дом), оригиналы рисунков Гуро (тушь) — в фонде Гуро (Ф.631. № 36) там же .
Манифест в начале сборника был подписан Давидом и Николаем Бурлюками, Гуро, Маяковским, Низен, Хлебниковым, Лившицем и Кручёных. В нём озвучивались новые принципы творчества.
Книга также является библиографической редкостью ,