Шиповник донецкий
- 1 year ago
- 0
- 0
«Шипо́вник» — дореволюционное частное прогрессивное издательство, существовавшее в начале XX века в Санкт-Петербурге , внесло значительный вклад в развитие литературы Серебряного века . Издательство открыли в 1906 году Зиновий Гржебин и Соломон Копельман . «Шиповник» прославился широтой репертуара, в нём выпускались произведения как молодых и малоизвестных, так и именитых авторов, а также переводная, детская, политическая литература, монографии и художественные альбомы . В издательстве вышли 26 сборников- альманахов .
После событий 1905 года литературный мир Петербурга нуждался в новых независимых издательствах: появилось множество молодых талантливых авторов, изменились вкусы публики, значительно вырос круг аудитории, существовавшие же издательства либо не могли выпускать достаточно крупные тиражи, либо имели узкую политическую и смысловую направленность . Эту пустующую нишу на литературном рынке занял открытый в 1906 году «Шиповник». Его основали бывший художник-карикатурист Зиновий Гржебин и скрипач Соломон Копельман . Первый вариант логотипа для «Шиповника» нарисовал художник Сергей Чехонин , марка изображала один цветок на стебле с острыми шипами . Второй логотип, с изображением уже трёх стеблей под цветком, создал художник Евгений Лансере . Этот образ и «колючее» название были выбраны неслучайно: изначально «Шиповник» был задуман для публикаций острой сатиры и политических произведений . К 1906-му Гржебин уже имел опыт работы издателем и редактором в журналах « Жупел » и « Адская почта », за резкие статьи и карикатуры в которых даже получил тюремный срок и был отправлен в « Кресты » .
В «Шиповнике» Гржебин занимался в первую очередь финансами и поиском новых авторов, также он отвечал за оформление изданий . Копельман решал управленческие и художественные вопросы, его сестра Елизавета Антик также была одним из совладельцев. Должность литературного секретаря заняла супруга Копельмана Вера Евгеньевна Беклемишева. Заведующим конторой стал Давид Вейс . Довольно скоро учредители решили отойти от узкой политической тематики, в издательстве были созданы четыре отдела по направлениям художественной, художественно-литературной, социалистической и детской литературы . Первое время редакция располагалась на Большой Конюшенной , 17, но в 1910 году переехала в дом Барышникова на улицу Николаевскую , 31. Также издательство имело филиал в Москве , который возглавлял Фёдор Степун .
За годы существования издательства три литератора стали ключевыми фигурами, повлиявшими на его образ и репертуар. Центральным автором сборников и одной из главных фигур «Шиповника» был Леонид Андреев , он выполнял роль литературного редактора при работе над многими изданиями, в том числе альманахами . Не менее важным для «Шиповника» стал Борис Зайцев : в половине альманахов были опубликованы его тексты, издания 1907—1908 вышли под его редакцией . Третий из них, Фёдор Сологуб , прославился как автор после публикаций в «Шиповнике». Позднее он также участвовал в работе над изданиями и числился в штате издательства .
В период расцвета тиражи издательства достигали 33 тысяч экземпляров, в среднем — от 1 до 6 тыс. Книги ценой от 50 до 75 копеек, в зависимости от переплёта, продавались по всей России в специализированных магазинах и железнодорожных киосках . Самые популярные книги переиздавались до 10 раз. В «Шиповнике» были выпущены многотомные собрания сочинений Георгия Чулкова , Алексея Ремизова , цикл «Библиотека иностранных писателей» ( Герберт Уэллс , Ги де Мопассан , Гюстав Флобер и др.), детская серия «Жар-птица» под редакцией Корнея Чуковского . В 1906-м вышел графический сборник Обри Бёрдслея . С 1907 по 1911 издательство выпустило цикл «Северных сборников» с произведениями скандинавских авторов: Кнута Гамсуна , Сельмы Лагерлёф , Августа Стриндберга . В цикл «Юмористическая библиотека» вошли книги Аркадия Аверченко , Саши Чёрного , Джерома К. Джерома . Одним из любимых проектов Гржебина стал цикл «Истории живописи всех времён и народов» Александра Бенуа .
Отдел политической литературы издательства выпустил труды итальянского марксиста Антонио Лабриолы , « К критике политической экономии » Карла Маркса, работы Анатолия Луначарского , Николая Морозова , Георгия Плеханова , Карла Каутского , Веры Фигнер .
В редакции издательства на улице Николаевской с 1906 года проходили литературные вечера «Шиповника». Примечательно, что гостями были авторы и художники «из совершенно разных лагерей», представители разных художественных школ и политических взглядов .
Одним из главных проектов «Шиповника» стали одноимённые литературно-художественные альманахи, выходившие с 1907 по 1917 год. В них печатались авторы разных направлений — символисты , реалисты , модернисты , публиковались критические статьи и переводы. Характер сборников был эклектичным, современники часто упоминали его « декадантское » настроение, однако в нём концентрировались лучшие творения времени . Альманахи «Шиповника» пользовались таким невиданным спросом, что критики начали попрекать Гржебина и Копельмана «погоней за наживой» . Хотя издатели преследовали и коммерческий интерес, произведения и литераторы для альманахов проходили строгий отбор. Например, в сотрудничестве было отказано Зинаиде Гиппиус , Михаилу Арцыбашеву , Дмитрию Мережковскому , Валерию Брюсову .
В сборниках разных лет печатались как уже прославленные авторы ( Иван Бунин , Борис Зайцев, Михаил Пришвин , Александр Блок , Валерий Брюсов, Андрей Белый ), так и начинающие — Юрий Верховский , Лариса Рейснер , О. Дымов и другие . Во всех альманахах большое внимание также уделялось и оформлению. Иллюстрации к ним выполняли художники объединения « Мир искусства », ведущие мастера эпохи: Леон Бакст , Иван Билибин , Александр Бенуа, Мстислав Добужинский , Николай Рерих и другие .
В альманахах «Шиповника» были впервые напечатаны повести Алексея Ремизова «Крестовые сёстры» и «Пятая язва», «Две жизни» Алексея Толстого , «Мои записки» Леонида Андреева. По протекции Бориса Зайцева в 1907—1908 годах были опубликованы «Астма» Ивана Бунина, «На берегу моря» Петра Нилуса , «Пока» Виктора Муйжеля . Роман «Навьи чары» Фёдора Сологуба был выпущен в альманахах за 1908—1909 годы, в них также вошли перевод « Синей птицы » и «Марии Магдалины» Мориса Метерлинка , «Рассказы Жака Турнеброш» Анатоля Франса . В 1910-м был опубликован перевод « Простого сердца » Гюстава Флобера .
Последний, 26-й альманах вышел в 1917 году .
Первые сложности начались в самом начале работы издательства в 1907 году: из-за политической направленности «Шиповника» Копельман и Гржебин постоянно находились под угрозой ареста, периодически выезжали за границу по подложным документам. В мае 1907-го весь тираж «Политического календаря» с иллюстрациями Мстислава Добужинского, Константина Сомова и Владимира Чемберса был конфискован ещё до прохождения цензуры. Гржебин был лишён права на проживание в столицах, в 1908-м его арестовали и приговорили к заключению сроком в 13 месяцев. После полугода в «Крестах» он был освобождён досрочно благодаря ходатайству друзей и залогу в 1000 рублей от Копельмана .
После конфликта с Копельманом в 1910 году от сотрудничества с «Шиповником» отказался Александр Блок. В 1912 году издательство «Сирин», принадлежавшее М. И. Терещенко, активно переманивало авторов. От «Шиповника», также рассорившись с Копельманом, ушли Сологуб и Ремизов. Предприятие было на грани разорения и не закрылось только усилиями Гржебина, который смог привлечь финансирование, в том числе заняв 2000 рублей у самого Терещенко . Параллельно нарастала напряжённость между Копельманом и Гржебиным, которые, по воспоминаниям современников, являлись абсолютными противоположностями по характеру и мировоззрению .
В 1914 году конфликт между соучредителями достиг апогея, тяжбу между Копельманом и Гржебиным разбирал третейский суд . По словам Веры Беклемишевой, Гржебин «занимался махинациями с неуплатой денег сотрудникам по векселям» . Сам же Гржебин с самого начала сетовал на «скрытую жизнь» издательства, которую вёл Копельман. Последний легко отвергал все решения Гржебина, так как из трёх голосов два принадлежали Копельману и его сестре . Гржебин покинул «Шиповник» в 1914-м, в том же году Юлия Соломоновича призвали на военную службу. Во время Первой мировой издательство фактически возглавляла Вера Беклемишева. С того момента издательство не выпускало новых изданий и занималось только перепечаткой прошлых тиражей .
В 1919 году «Шиповник» переехал в Москву. Три года спустя вышел новый сборник «Литература и искусство» под редакцией Фёдора Степуна с произведениями Бориса Пастернака , Анны Ахматовой , Леонида Леонова , Абрама Эфроса , Николая Бердяева . Цензура признала издание «реакционным», по приказу властей в 1923-м издательство было закрыто . Весь архив внутриредакционной переписки, хранившийся в Санкт-Петербурге, был уничтожен . Из-за постоянного давления советских властей Гржебину пришлось эмигрировать в Берлин , затем в Париж , где он предпринял попытку возродить издательство, которая не увенчалась успехом .