Interested Article - Д’Обиньи, Жюли
- 2021-09-19
- 1
Жюли́ д’Обиньи́ , известная как мадемуазель де Мопен ( фр. Julie d'Aubigny , Mademoiselle de Maupin ; ок. 1670 , Париж — 1707 , Прованс ) — французская оперная певица и актриса. Известна скандальным образом жизни и многочисленными дуэлями . По мотивам её биографии Теофиль Готье написал роман « Мадемуазель де Мопен ».
Биография
Жюли д’Обиньи родилась около 1670 года в Париже. Её отцом был Гастон д’Обиньи, секретарь графа д’Арманьяка . С юных лет он обучал свою дочь фехтованию, и она владела этим искусством наравне с мужчинами . Вместе с тем Жюли отличалась природной женской красотой: её описывали как невысокую, светловолосую и голубоглазую, с тонкими чертами лица . Когда Жюли было около пятнадцати лет, она стала любовницей д’Арманьяка . Впоследствии её выдали замуж за господина Мопена из Сен-Жермен-ан-Ле , однако вскоре она бежала со своим любовником Сераном . Серан, известный фехтовальщик, убил человека на дуэли и был вынужден уехать из Парижа в Марсель . Там они оба выступали перед публикой, демонстрируя своё искусство, причём Жюли одевалась в мужской костюм и зрители часто отказывались верить, что она — женщина . Кроме того, и Серан, и Жюли обладали хорошими голосами и исполняли также музыкальные номера . О певческом голосе Жюли в разных источниках приводятся разные сведения: сопрано , меццо-сопрано , контральто . Известно, что она, несмотря на отсутствие музыкального образования, выступала (под девичьей фамилией) в марсельской Академии музыки .
Расставшись с Сераном, Жюли д’Обиньи влюбилась в девушку, дочь марсельского торговца. Родители девушки, узнав о скандальной связи, отправили дочь в монастырь в Авиньоне . Тогда Жюли, под предлогом того, что желает постричься в монахини, в свою очередь проникла в монастырь, чтобы похитить оттуда свою возлюбленную. Когда одна из монахинь умерла, Жюли положила её тело в постель своей подруги и подожгла келью. Во время пожара обеим девушкам удалось бежать, однако впоследствии они расстались — возлюбленная Жюли либо наскучила ей, либо сама решила вернуться к родителям . За похищение и поджог Жюли была осуждена и приговорена к смерти через сожжение . Примечательно, что в приговоре о ней говорилось как о мужчине — возможно, судьи не могли поверить в то, что женщина способна похитить женщину из монастыря . Отцу Жюли д’Обиньи удалось добиться отмены смертного приговора: король Людовик XIV помиловал девушку, которой не исполнилось и двадцати лет .
В 1690 году состоялся дебют Жюли д’Обиньи, отныне выступавшей под фамилией мужа и известной как де Мопен или Ла Мопен, в Парижской опере . Она исполнила партию Паллады в «Кадме и Гермионе» Жана-Батиста Люлли . После того как в 1698 году одна из солисток Оперы, Мари Ле Рошуа , ушла со сцены, мадемуазель де Мопен стала получать ведущие партии, в том числе в операх Люлли, Колласса, Демаре , Детуша , Кампра и Ла Барра . Маркиз де Данжо считал её голос «самым прекрасным в мире» . В числе её ролей были Минерва в «Тесее» (1698), Цереры в «Прозерпине» (1699), Климены в « Фаэтоне » (1702), Сциллы в « Ацисе и Галатее » (1702), Медеи в опере «Медей, царь медов» (1702), Кассиопеи в « Персее » (1703), Армиды в « Армиде » (1703), Дианы в « Ифигении в Тавриде » (1704) и пр. Вероятно, роль Клоринды в «Танкреде» Кампра была написана специально для неё, став первой во французской опере партией, написанной для контральто .
В 1695 году де Мопен спровоцировала очередной скандал, явившись в мужской одежде на бал-маскарад, устроенный в Пале-Рояль Филиппом, герцогом Орлеанским , и соблазняя присутствовавших на балу девушек . После того как одну из девушек она поцеловала в губы, за ту вступились трое мужчин и вызвали Жюли на дуэль. Победив всех троих и нанеся им тяжёлые раны, Жюли вернулась на бал и рассказала о произошедшем. Дуэли в то время были под запретом, и, хотя герцог Орлеанский обещал походатайствовать за Жюли перед королём, она сочла за лучшее бежать в Брюссель .
Прибыв в Брюссель в 1698 году, де Мопен стала любовницей Максимилиана II , курфюрста Баварии . Вероятно, в том же году она побывала в Испании . Тем временем король помиловал её во второй раз, основываясь на том, что законы о дуэлях касались мужчин, а не женщин . Жюли вернулась в Париж и продолжала выступать в Опере, но и за пределами сцены её поведение по-прежнему привлекало внимание и порождало слухи. Так, утверждалось, что она вызвала на дуэль тенора Луи Голара Дюмени, докучавшего актрисам своими ухаживаниями, а после того как он отказался драться с ней, избила его палкой и отобрала у него часы и табакерку . На следующий день, когда Дюмени, не желая признаваться в пережитом унижении, стал рассказывать, что на него напала шайка воров, Жюли обвинила его во лжи и в качестве доказательства продемонстрировала всем присутствовавшим свои трофеи .
Близкие отношения связывали Жюли д’Обиньи с Фаншон Моро , оперной певицей и известной красавицей. Широко распространена легенда о том, что после того как Фаншон решила с ней расстаться, Жюли пыталась покончить с собой . Последней её любовью стала маркиза де Флорензак . На протяжении двух лет они жили вместе, вплоть до смерти маркизы в 1705 году. В том же году де Мопен ушла со сцены (последнее её выступление было в «Венецианке» Ла Барра ) и провела остаток жизни в монастыре . По другой версии, в конце жизни она воссоединилась с законным мужем и жила с ним в Провансе . Жюли д’Обиньи умерла в 1707 году в возрасте тридцати семи лет .
Образ в искусстве
Обстоятельства биографии Жюли д’Обиньи не раз находили отражение в литературе, театре и кинематографе .
В 1835 году вышел роман Теофиля Готье « Мадемуазель де Мопен », отчасти вдохновлённый образом Жюли д’Обиньи. Роман, тем не менее, никоим образом не является пересказом её биографии или легенд о ней; Готье сохраняет лишь имя героини и некоторые обстоятельства её жизни (переодевание в мужскую одежду, дуэли, похищение девушки и т. д.) . Кроме того, в романе присутствуют достаточно явные лесбийские мотивы, что также соответствует биографии прототипа .
Художественные произведения по мотивам биографии Жюли д’Обиньи создавали и другие писатели. В 1984 году Анри Эванс опубликовал роман «La petite Maupin». В 1985 году вышел роман Анн-Франс Дотвиль «Julie, chevalier de Maupin», по которому впоследствии был снят телесериал . В 2014 году австралийская писательница Келли Гардинер написала о ней роман «Goddess», построенный в форме предсмертной исповеди, перемежающейся с фрагментами повествования в третьем лице . В одном из своих интервью Гардинер говорила, что люди иногда отказываются верить в то, что д’Обиньи — исторический персонаж, настолько её жизнь необычайна .
Примечания
- ↑ , p. 1270.
- ↑ .
- ↑ .
- ↑ , p. 351.
- ↑ .
- ↑ , p. 419.
- , p. 203.
- ↑ , p. 131.
- John Hajdu Heyer. . — Cambridge University Press, 2014. — P. 84.
- Karl-Josef Kutsch, Leo Riemens. // Großes Sängerlexikon. — Walter de Gruyter, 2012. — P. 3211.
- Anne Commire. . — Gale, 2000. — Vol. 10. — P. 742.
- ↑ Kelly Gardiner. (англ.) . Дата обращения: 11 апреля 2020. 11 апреля 2020 года.
- John D. Lyons. . — Cambridge University Press, 2016. — P. 145.
- ↑ Théophile Gautier. . — Honoré Champion, 2004. — P. 29—30.
- . — Наука, 2006. — P. 310.
- Nancy Kline. (англ.) . The New York Times (2015). Дата обращения: 15 апреля 2020. 21 июня 2019 года.
- (англ.) . NPR . Дата обращения: 11 апреля 2020. 14 февраля 2020 года.
Литература
- Jane M. Bowers, Judith Tick. . — University of Illinois Press, 1987. — P. .
- Richard Cohen. . — Simon and Schuster, 2010.
- Maupin, d’Aubigny // Dictionary of Women Worldwide: 25,000 Women through the Ages / Anne Commire. — Yorkin Publications, 2007. — Vol. 2. — P. 1270.
- Jean Baptiste Ladvocat. // Dictionnaire historique, philosophique et critique. — Librairie historique, 1822. — Vol. 5. — P. 419.
- Claude Parfaict. // Dictionnaire des théâtres de Paris. — Rozet, 1767. — Vol. 3. — P. 351.
- Julie Anne Sadie. // Companion to Baroque Music. — Oxford University Press, 1998. — P. 131.
Ссылки
- Julie Anne Sadie. . Grove Music Online .
- LJ Charleston. (англ.) . News.com.au .
- (англ.) .
- 2021-09-19
- 1