Interested Article - Доде, Жюли

Жюли ( Жюлия ) Доде , урождённая Аллар ( фр. Julia Daudet, née Allard ; 13 июля 1844 , Париж 23 апреля 1940 , там же) — французская писательница, поэтесса и литературный критик; жена и соавтор Альфонса Доде .

Биография и творчество

Жюли Аллар родилась в 1844 году в Париже. Её отец был фабрикантом и поэтом-любителем; мать увлекалась литературой, держала собственный литературный салон и была знакома с Ламартином и Марселиной Деборд-Вальмор . В возрасте 18 лет Жюли опубликовала в журнале L’Art, под псевдонимом Маргарита Турне ( Marguerite Tournay ), свои первые стихотворения . Это была традиционная поэзия — пейзажная лирика, зарисовки чувств и эмоций и т. д. — далёкая от исканий модернизма . Многие стихотворения поэтессы проникнуты меланхолией и ностальгией по прошлому .

Луи Монтегю. Альфонс Доде с супругой в рабочем кабинете (фрагмент). Ок. 1880

В 1867 году Жюли Аллар вышла замуж за писателя Альфонса Доде . Эмиль Золя , близко знавший супругов Доде, подчёркивал, что этот брак оказал благотворное воздействие на начинающего писателя, отныне полностью посвятившего себя творчеству: «Поэт, доселе легкомысленно бросавшийся стихами, вступил в полосу зрелости и упорядоченного труда» . Российский публицист Михаил Дубинский также отмечал выдающееся значение Жюли для жизни и творчества французского прозаика . У Альфонса и Жюли Доде родились трое детей: сыновья Леон и , также ставшие писателями, и дочь Эдме, чьим крёстным отцом был Эдмон Гонкур . Жюли стала не только женой, но и соавтором Альфонса Доде: он зачитывал ей написанное и правил тексты в соответствии с её замечаниями . Неоднократно подчёркивая роль жены в своём творчестве, Доде дважды прибегал к одному и тому же оригинальному образу . Так, в письме Эдмону Гонкуру, датированном весной 1877 года, он писал, что Жюли усыпает страницы его творений «золотисто-голубой пудрой». Позднее Доде прибегнет к схожей метафоре в своей книге воспоминаний «Тридцать лет в Париже»: «… моя [жена] сама такая художница! Нет ни одной страницы, которую она не исправила бы, не подретушировала, не присыпала бы слегка своей прекрасной лазурно-золотой пудрой» . Анатоль Франс , обращая внимание на эти слова прозаика, писал впоследствии, что Доде находился под её «мягким, сильным и добрым влиянием» и она несомненно имела прямое отношение к творчеству мужа . Брат Доде также отмечал счастливую семейную и совместную творческую жизнь супругов и писал о Жюли: «Она была светом его очага, помощницей в его работах, доверенной советницей его вдохновения». Рассказывают, что однажды между четой Доде произошла размолвка, во время которой писатель сказал, что было бы интересно включить их ссору в роман. Жюли, сразу забыв их разногласия, тотчас поддержала его, и эта сцена была перенесена в новую книгу. Сын Жюли и Альфонса Леон также подчёркивал, насколько большое значение его мать играла в литературной деятельности отца, помогая ему совершенствовать свой стиль и «примиряя гармонию с требованиями реализма, к чему постоянно стремился писатель». Он приводит общий метод совместной работы родителей. Первоначально Альфонс создавал первый, черновой набросок, служащий основой будущей книги. Затем, уже совместно с женой, принимался за работу над стилем и характером этого сочинения, а в ходе «медленной и беспощадной корректуры» появлялся последний, третий вариант произведения . Альфонс же говорил, что без благотворного влияния жены, особенно в начале творческого пути, в своих произведениях он был бы подвержен стилистической небрежности. В благодарность за её заботы и труды писатель хотел посвятить ей роман «Набоб», но Жюли уговорила его этого не делать .

Парижский дом четы Доде был центром притяжения для многих знаменитостей того времени: у них бывали Эдмон Гонкур, Ги де Мопассан , Эрнест Ренан , Розмонда Жерар-Ростан, Леон Гамбетта , Артюр Мейер , Рашильд . Эдмон Гонкур, бывший близким другом семьи, называл их дом своей «духовной отчизной» и посвятил Жюли роман «Братья Земгано» (1879) . Кроме того, в 1883 году именно супругам Доде он признался, что ведёт начатый им ещё с братом подробный « Дневник », и в ответ на их настоятельную просьбу решил опубликовать его . Ознакомившись с дневниковыми записями Жюли, Гонкур оценил их изящество, выверенный стиль и изысканность, но как недостаток отметил некоторую искусственность, излишнюю литературность . Анатоль Франс также отмечал её незаурядные литературные способности, и, по его оценке, она сумела проявить себя в «отличных стихах и чудесной прозе, как своеобразная художница, одарённая совершенно исключительной восприимчивостью» .

Через издателя Жоржа Шарпантье, покровительствовавшего натуралистам и импрессионистам , супруги познакомились с Огюстом Ренуаром , которого пригласили летом 1876 года погостить в свой дом в Шанрозе (департамент Эсон ). Здесь художник провёл месяц и написал портрет Жюли, ставший частью коллекции Лувра , а позже переданный в Музей Орсе .

Помимо стихотворений, Жюли Доде писала прозу и сотрудничала с различными журналами в качестве литературного критика, в том числе под псевдонимом Karl Steen . В 1913 году она стала одним из первых читателей романа Марселя Пруста (с которым был дружен её сын Люсьен) « В поисках утраченного времени », отвергнутого издателями, и, придя в восхищение, настойчиво рекомендовала ему продолжать писать . Кроме того, Жюли Доде была в числе соосновательниц литературной премии Фемина и впоследствии входила в состав жюри . В 1922 году она стала кавалером Ордена Почётного Легиона .

Жюли Доде умерла 23 апреля 1940 года в Париже и была похоронена на кладбище Пер-Лашез .

Примечания

  1. , p. 385.
  2. , p. 159.
  3. , p. 54.
  4. , p. 49.
  5. .
  6. Золя, Эмиль. Альфонс Доде // Собрание сочинений в 26-ти томах. — М. : Государственное издательство художественной литературы, 1966. — Т. 25. — С. 547—610. — 767 с.
  7. Дубинский М. И. Альфонс Доде // Женщина в жизни великих и знаменитых людей. — СПб. : Типография братьев Пантелеевых, 1900. — С. 183—184. — 376 с.
  8. .
  9. .
  10. , p. 386.
  11. , p. 44.
  12. Edmond de Goncourt, Alphonse Daudet. . — Librairie Droz, 1996. — P. 46.
  13. Alphonse Daudet. . — Paris, 1888. — P. 312. 24 июля 2020 года.
  14. Франс, Анатоль. Альфонс Доде // Собр. соч. в восьми томах. — М. : Государственное издательство художественной литературы, 1960. — Т. 8. — С. 445—453.
  15. Доде, Леон. Альфонс Доде. Воспоминания сына покойного романиста // Вестник иностранной литературы. — 1898. — Апрель ( № 5 ). — С. 124 .
  16. .
  17. Гонкур умер в их доме в Шанрозе 16 июля 1896 года.
  18. Эдмон де Гонкур. Братья Земганно // Жюль де Гонкур, Эдмон де Гонкур. Жермини Ласерте. Братья Земганно. Актриса Фостен. — СПб. : Corvus, Terra Fantastica, 1994. — С. 215—364. — 576 с. — (Библиотека мировой литературы). — ISBN 5-7921-0043-8 .
  19. Гонкур Э. и Ж. де. Дневник. Записки о литературной жизни: Избранные страницы: в 2 т. — М. : Художественная литература, 1964. — Т. 1. — С. 18. — 711 с.
  20. Гонкур Э. и Ж. де. Дневник. Записки о литературной жизни : Избранные страницы : в 2 т. / Пер. с франц. Д. Эпштенайте, А. Тарасовой, Г. Русакова и др. — М. : Художественная литература, 1964. — Т. 2. — С. 305. — 751 с.
  21. Перрюшо, Анри. Жизнь Ренуара. — М. : Радуга, 1986. — С. 103. — 336 с.
  22. . www.musee-orsay.fr. Дата обращения: 28 апреля 2020. 6 октября 2018 года.
  23. , p. 50—51.
  24. (фр.) . BnF Data . Дата обращения: 26 апреля 2020. 13 апреля 2019 года.
  25. , p. 51.
  26. (фр.) . Find a Grave . Дата обращения: 26 апреля 2020. 20 февраля 2020 года.

Литература

  • François Le Guennec. Julia Daudet // . — Mon Petit Éditeur, 2003. — P. 49—51.
  • Jean Peyrade. // Revue des Deux Mondes. — 1966. — № 15 . — С. 377—386 .
  • Alphonse Séché. // . — Paris: L. Michaud, 1908. — P. .
  • Daniel Vitaglione. . — McFarland, 2000. — 159 p.

Ссылки

  • (фр.) . IdRef .
  • Ruth Fiori, Christiane Demeulenaere-Douyère. (фр.) . Comité des travaux historiques et scientifiques .
  • Sébastien Lapaque, Jacques de Saint Victor. (фр.) . Le Figaro (2013).
  • Véronique Palomar. (фр.) . Objectif Gard (2017).
  • (фр.) . La Maison d'Alphonse Daudet (2009).
Источник —

Same as Доде, Жюли