Interested Article - Мама-хатун

Мама-хатун ( тур. Mama Hatun ; араб. ماما خاتون ‎) — правительница между 1191 и 1200 /01 годами бейлика Салтукогуллары со столицей в Эрзуруме .

Биография

Мама-хатун была дочерью Изеддина Салтука II , правителя бейлика ( эмирата ) Салтукогуллары , основанного в Анатолии после битвы при Манцикерте . У Мамы-хатун был брат, Насируддин Мухаммед, и три сестры, мужьями которых были Сукман II Шах-Армен , правитель Ахлата , Тоган Арслан , бей Дилмачогуллары , Зюннун , бей Данышмендогуллары . После смерти Салтука II правителем стал Насируддин Мухаммед. После Насируддина Мухаммеда, правившего длительное время, в 587 (1191) году главой Салтукидов стала Мама-хатун . Арабские историки Ибн Васил и Имадуддин аль-Исфахани называли Маму-хатун «правитель Ардзн-Рума » и « аль-малика » . Неизвестны обстоятельства восшествия на престол сестры Мухаммеда в то время, когда были живы его взрослые сыновья .

Информации о событиях правления Мамы-хатун очень мало. В 1191 году, когда племянник Салах ад-Дина Такиюддин Омер осаждал Манцикерт , пытаясь захватить его у Ахлатшаха Бектемира, Мама-хатун, являвшаяся союзником Айюбидов , пришла Омеру на помощь со своим войском. Осада закончилась 19 Рамадана 587 г.х. (10 октября 1191 года), после того, как Такиюддин Омер умер . Ранее, вслед за О. Тураном, текст Имадеддина аль-Исфахани относительно участия Мамы-хатун в осаде Эрзерума историками переводился и трактовался искажённо, и Маме-хатун приписывалась помощь другой стороне — правителю Ахлата Бектемиру . Как один из доводов, О. Туран указывал на факт родства Ахлатшахов с Салтукидами . Однако это ошибка, постольку родства между Мамой-хатун и Бектемиром не было. Бектемир, сменивший Шах-Армена на троне, был не его сыном, а его рабом ( гулямом ) .

Вероятно, Мама-хатун вела борьбу за власть со своими племянниками. В 597 (1201) году, оказавшись в трудном положении, Мама-хатун отправила послание Айюбиду Аль-Адилю , сообщая, что хочет вступить в брак с влиятельным человеком и попросила помочь ей . По словам Ибн Василя, Аль-Адиль написал вали Наблуса , Фарисюдину Меймуну аль-Касри: «Иди в Эрзурум. Женись на его правительнице Маме-хатун и правь этой страной» . Меймун аль-Касри принял предложение. Однако во время приготовлений к свадьбе он узнал, что Мама-хатун свергнута с престола и заключена в тюрьму. Её сменил её племянник Алаэддин Меликшах, чего она и опасалась. О дальнейшей жизни Мамы-хатун нет информации .

Мама-хатун, несмотря на то, что была женщиной, в течение десяти лет управляла своими старшими братьями и взрослыми племянниками, и это показывает, что в средневековье у тюрок женщины сохраняли важную роль в обществе, даже после принятия ислама . Город Терджан некоторое время назывался Мамахатун. Историки называют Маму-хатун «сильной и страстной» женщиной .

Во время своего правления Мама-хатун построила в Терджане комплекс, который включал караван-сарай , мечеть , мост, тюрбе и хаммам . Архитектором комплекса был мастер из Ахлата . Тюрбе Мамы-хатун имеет план и архитектурные особенности, делающие его непохожим ни на один другой в Анатолии и других исламских регионах .

Эвлия Челеби , описывая тюрбе, ошибочно назвал Маму-хатун представительницей другой династии: «… она — безупречная дочь султанов Ак-Коюнлу , чьи дети все похоронены здесь» .

Комментарии

  1. Ранее годы правления Мамы-хатун указывались как 1168—1191. Этому способствовала неверное истолкование Тураном грузинских источников. Вследствие этого, О. Туран утверждал, что в 1193 году грузины напали на Эрзерум, и что правителем города был Насируддин Мухаммед . На самом деле дата нападения неясна. Г. Лейсер не указывал даты, ограничиваясь словами, что это случилось «во время правления Мухаммеда» , Ф.Шумер предположил, что нападение было в 575 (1179/80) году .
  2. Имадеддин : О. Туран :
  3. Ибн Василь :

Примечания

  1. .
  2. .
  3. , S. 66.
  4. , S. 34.
  5. .
  6. , S. 75, 79.
  7. , S. 35.
  8. , S. 75,79.
  9. , S. 26.
  10. , S. 597.
  11. , S. 63.
  12. .
  13. .
  14. , S. 75.

Литература

  • Atçeken Z., Yaşar B. Mama Hatun (1191—1201) // . — Konya: Eğitim Yayınevi, 2016. — S. 96—97. — 352 S. — ISBN 978-975-8890-15-6 .
  • Cunbur M. Selçuklu Dönemi Kadın Hayratı (тур.) // Erdem Dergisi. — An. : Atatürk Kültür Merkezi Başkanlığı, 1996. — C. 9 , sayıl. 26 (Aydın Sayılı Özel Sayısı-II) . — S. 585—620. — ISSN .
  • Denknalbant A. (тур.) // Islam Ansiklopedisi . — 2003. — C. 27 . — S. 549—550 .
  • Gunduz A. Saltuklular, Mama Hatun ve Mamalı Aşireti (тур.) // Türk & İslam Dünyası Sosyal Araştırmalar Dergisi. — Elazig: ASOS Yayinevi, 2018. — Sayıl. 16 , num. 5 . — S. 24—40 . — ISSN .
  • Leiser G. Saltuḳ Og̲h̲ullari / In Houtsma, Martijn Theodoor . — 2nd. — Leiden: E.J. Brill , 1995. — Vol. 8 / ed. by C. E. Bosworth , E. van Donzel , W. P. Heinrichs and G. Lecomte, Assisted by P. J. Bearman and Mme S. Nurit. — P. 1001. — ( E.J. Brill's first encyclopaedia of Islam, 1913–1936 ).
  • Özaydın A. (тур.) // Islam Ansiklopedisi. — 2009. — C. 36 . — S. 54—56 .
  • Sümer F. . — An. : Türk Tarih Kurumu Basımevi , 1990. — 102 S. — ISBN 978-975-16-0242-8 .
  • Şeker D. A. (тур.) // Islam Ansiklopedisi. — 2003. — C. 27 . — S. 548 .
  • Turan O. Doğu Anadolu Türk Devletleri Tarihi. — An. : Ötüken Neşriyat A.Ş., 1998. — 296 S. — ISBN 978-9-754-37479-7 .
  • . (тур.) // AÜ İlâhiyat Fakültesi Yıllık Araştırmalar Dergisi. — An. : Ankara Üniversitesi , 1957. — C. 1 , num. 5 . — S. 75—92 . — ISSN .
Источник —

Same as Мама-хатун