Interested Article - Вестрис, Люсия Элизабет

Люсия Элизабет Вестрис , урождённая Бартолоцци ( англ. Lucia Elizabeth Vestris ; 3 марта 1797 , Лондон 8 августа 1856 , там же) — английская театральная актриса и оперная певица ( контральто ), а также первая в Англии женщина-режиссёр и антрепренёр . Сноха Гаэтана Вестриса . Внесла вклад в развитие театрального искусства, заботясь о достоверности и исторической точности сценических декораций и костюмов .

Биография

Люсия Элизабетта Бартолоцци родилась в Лондоне 3 марта 1797 года. Её родителями были учитель музыки Гаэтано Стефано Бартолоцци и его жена Тереза Янссен Бартолоцци, музыкант и учитель музыки немецкого происхождения. Гравёр Франческо Бартолоцци , родом из Италии , приходился ей дедушкой . В 1813 году Люсия вышла замуж за французского балетного танцовщика Огюста-Армана Вестриса, однако брак был недолгим . Вторым мужем Люсии стал в 1838 году актёр Чарльз Джеймс Мэтьюс; детей у неё не было .

Дебют Люсии состоялся в 1815 году в лондонском Театре Её Величества , в заглавной роли в опере «Похищение Прозерпины» фон Винтера . В 1817 году она последовала за своим мужем в Париж , где на протяжении трёх лет выступала в Комеди Франсез , в том числе совместно с Тальма . Затем муж её бросил, и Люсия одна вернулась в Лондон. В 1820 году она впервые выступила в Друри-Лейн , в бурлеске Уильяма Монкриффа «Дон Жуан в Лондоне», представлявшем собой пародию на моцартовского « Дон Жуана ». Этот жанр в то время был чрезвычайно популярен, и Люсия Вестрис впоследствии значительно способствовала его развитию . У неё было приятное контральто и определённый актёрский талант, поэтому ей хорошо удавались брючные роли . В частности, особый успех она имела в роли Мэкхита из « Оперы нищего » Джона Гея и Керубино в « Женитьбе Фигаро » . Её репертуар был чрезвычайно богат, и она участвовала в большом количестве постановок: за один лишь 1825 год актриса выступила в 114 спектаклях .

Мадам Вестрис в роли Дон Жуана (ок. 1820)

В 1831 году Вестрис арендовала Олимпийский театр в Лондоне, включив в репертуар спектакли-бурлески, в первую очередь авторства Джеймса Планше, которыми впоследствии и прославился театр. «Олимпик» под руководством Вестрис отличался от большинства малых лондонских театров того времени прежде всего с точки зрения организации: так, например, труппа была невелика, но составлена из хороших артистов и представляла собой единый коллектив . Вестрис по-новому подошла к постановке комедий, стремясь к тому, чтобы комический эффект возникал не за счёт «циркового» трюкачества актёров, а благодаря тонкой проработке образов и диалогов . Она придавала большое значение правдоподобности и реалистичности сценических декораций и костюмов, что в то время было новаторством . Кроме того, в созданных под её руководством постановках были задействованы последние технические достижения, в том числе газовое освещение. В числе прочих новшеств были регулярные репетиции каждого спектакля, что свело на нет принятую ранее практику импровизации .

В 1838 году Люсия Вестрис вышла замуж за актёра Чарльза Мэтьюса. В том же году они вместе со своей труппой гастролировали в США, в частности, в Нью-Йорке . Вернувшись в 1841 году в Лондон, они арендовали для своих будущих постановок театр Ковент-Гарден . В числе прочего супруги вместе осуществили первую со времён Реставрации постановку оригинального текста « Бесплодных усилий любви » Шекспира . Премьера состоялась в 1839 году в театре Ковент-Гарден . Кроме того, Люсии Вестрис принадлежит заслуга первой постановки неадаптированного (хотя и сокращённого) текста другой шекспировской пьесы — « Сон в летнюю ночь » (также в Ковент-Гарден, в 1840 году). Художественным консультантом на этих постановках был Джеймс Планше .

Руководство театром было довольно рискованным предприятием, так что Люсия Вестрис и Чарльз Мэтьюс дважды разорялись, а в 1847 году оба оказались в тюрьме за долги. Выйдя на свободу, Вестрис взяла на себя руководство театром « Лицеум », где ставила преимущественно пьесы французских авторов. Однако финансовых проблем не удалось избежать и здесь, в том числе потому, что дорогостоящие постановки с роскошными декорациями не всегда окупали себя. Сама Люсия появлялась на сцене всё реже, а в 1855 году окончательно покинула сцену из-за ослабшего здоровья. 8 августа 1857 года она умерла от рака. Её муж, находившийся в то время в долговой тюрьме, был выпущен на свободу, чтобы иметь возможность прийти на похороны. Люсия Вестрис была похоронена на кладбище Кенсал-Грин .

Примечания

  1. , 1024.
  2. , с. 459.
  3. .
  4. .
  5. , p. 217.
  6. , p. 218.
  7. , с. 460—461.
  8. , с. 462.
  9. . Шекспировская энциклопедия . Дата обращения: 14 апреля 2020. 2 мая 2017 года.
  10. . Шекспировская энциклопедия . Дата обращения: 17 мая 2020. 2 мая 2017 года.

Литература

  • Мэтьюс // Театральная энциклопедия / П.А. Марков. — М. : Советская энциклопедия, 1964. — Т. III. — Стб. 1024.
  • Кагарлицкий Ю. И. Актёрское искусство первой половины XIX века // История западноевропейского театра. — М. : Искусство, 1963. — Т. 3.
  • Appleton W. W. : [ англ. ] / William W. Appleton. — New York, London : Columbia University Press, 1974. — ix, 230 p. — ISBN 0-231-03794-5 . — OCLC .
  • Theodore Fenner. . — SIU Press, 1994. — P. 216—219.
  • Williams C. J. : a theatrical biography : [ англ. ] / Clifford John Williams. — London : Sidgwick and Jackson, 1973. — xiv, 240 p. — ISBN 0-283-97829-5 . — OCLC .

Ссылки

  • (англ.) . Encyclopaedia Britannica .
  • Robert H. Hewsen. (англ.) . Women in World History: A Biographical Encyclopedia .
Источник —

Same as Вестрис, Люсия Элизабет