Прокофьев, Иван Прокофьевич
- 1 year ago
- 0
- 0
«Здра́вица», op. 85 — кантата для смешанного хора и симфонического оркестра С. С. Прокофьева , написана в 1939 году. Создана композитором по заказу Всесоюзного радио к 60-летию И. В. Сталина . Авторы текста неизвестны.
С 1918 года Сергей Прокофьев покинул охваченную Гражданской войной Россию и до 1936 года постоянно проживал за границей, активно гастролируя в Европе и США . В этот период он совершил несколько концертных турне в СССР , где его стали уговаривать остаться и работать на родине. В 1936 году композитор с семьёй окончательно переехал в СССР и обосновался в Москве. В начале 1930-х годов он задумывался над созданием музыки, связанной с советскими реалиями. По этому поводу в статье для газеты «Вечерняя Москва» от 6 декабря 1932 года он писал: «Какой сюжет я ищу? Не карикатуру на недостатки, высмеивающие отрицательные черты нашей действительности. Привлекает сюжет, утверждающий положительное начало. Героика строительства. Новый человек. Борьба и преодоление препятствий. Такими настроениями, такими эмоциями хочется насытить большие музыкальные полотна». Однако в то время он ещё не был готов к созданию такого произведения, так как «ещё не ясен был музыкальный язык, которым надо было говорить о советской жизни». Позже он писал, что из этой общей идеи возникла « Кантата к двадцатилетию Октября », созданная им в 1937 году . Израиль Нестьев писал в 1939 году в духе времени об отражении советской тематики в творчестве композитора: «Очень интересно и отрадно наблюдать, как этот замечательный мастер неуклонно и естественно приближается к овладению советской тематикой, преодолевая нарочитую упрощённость и досадную примитивность, свойственную его первым советским песням» .
Кантата «Здравица» была написана в 1939 году на народные тексты . В выступлении по Московскому радио, транслировавшемуся на Америку 10 декабря 1940 года, композитор сказал, что в сочинении «использованы слова народов, населяющих Советский Союз» . В партитуре кантаты публикации «Государственного музыкального издательства» 1947 года указано: «текст народный», «слова народные», "«Здравица» написана на « русский , украинский , белорусский , кумыкский , курдский , марийский и мордовский народные тексты». Биографы С. С. Прокофьева И. В. Нестьев, В. П. Варунц и И. Г. Вишневецкий ссылались на названные указания в партитуре . Музыковед Израиль Нестьев отмечал, что по настоянию композитора в текст кантаты были включены слова «из современных народных песен, давно привлекавших его внимание».
По Нестьеву, литературная основа произведения была отобрана самим Прокофьевым при помощи редактора Всесоюзного радио Дины Ермиловой . По версии музыковеда Владимира Орлова (2013), тексты, использованные Прокофьевым, в действительности были стилизованы профессиональными поэтами под народную поэзию , однако, имена этих «профессиональных поэтов» у Орлова не названы. В послесталинский период редакцию текста осуществил Алексей Машистов, изъяв из него упоминания Сталина.
Первое исполнение состоялось 21 декабря 1939 года в Большом Московской зале консерватории под управлением дирижёра Н. С. Голованова в день 60-летия Сталина . Первое издание партитуры вышло в 1941 году в « Музгизе » . Предполагалось, что переложение для пения с фортепиано будет поручено П. А. Ламму , выразившему автору своё письменное согласие летом 1943 года , но в итоге оно было сделано Л. Т. Атовмяном (Музгиз, 1946) .
На мотивы, подтолкнувшие Прокофьева к созданию хвалебного произведения в честь Сталина, а также на художественные достоинства кантаты существуют противоположные точки зрения . По оценке пианиста Святослава Рихтера , Прокофьев был человеком, который не очень-то придерживался принципов. По его словам, он вполне мог написать музыку по официальному заказу, например «Здравицу» — хвалебную оду к очередному юбилею Сталина: «Он делал это даже с каким-то нахальством, какой-то благородной аморальностью: „Сталин? Какой Сталин? Ну да! А почему бы и нет? Я всё умею, даже такое“. Речь шла о том, чтобы сочинять музыку, а делать это он умел…» . К данной оценке искусствовед относится с изрядной долей критики . В то же время Рихтер высоко оценивал собственно музыкальные достоинства кантаты, описывая её как «чудо»: «Не забыть впечатления от одного из самых лучших его сочинений — коротенькой „Здравицы“. Это озарение какое-то…» . Высоко ставил это произведение и дирижёр Геннадий Рождественский , который ценил его музыку и прежде всего мелодику. Что касается политической составляющей этого сочинения, то дирижёр склонен считать, что здесь нет какого-либо желания понравиться советской власти, а скорее наоборот: «Нет, я думаю, что он смеялся над его текстом. Не верил в него внутренне» .
И. Г. Вишневецкий полагает, что в «Здравице» С. С. Прокофьев воплотил мечту скрябинианцев и провинциальных модернистов, выраженную в 1924 году рапмовским критиком Л. Л. Калтатом о «создании здоровой эротической музыки, бодрой любовной песни», непременно в мажорном ключе, способствующей «упрощению и оздоровлению взгляда молодёжи на половые отношения» . В то время как Стравинский пересоздал родовой ритуал в « Весне священной », Прокофьев в «Здравице» «сдвигается в сторону ритуального брака власти и земли, власти и народа» . В кантате Сталин предстаёт как «определённо сексуальный образ», «как фаллическое божество: всеобщий „муж“ и „отец“» .
По мнению музыковеда И. С. Воробьёва, каркасом сюжета является «мифологический тоталитарный хронотоп » . Автор статьи пришёл к выводу о том, что Прокофьев намеренно скомпилировал текст с целью выстраивания сложной квазилитургической конструкции и создания советской « литургии », но во « втором пришествии » «грозного Судии» в лице Сталина композитор подразумевал Антихриста . Воробьёв предположил, что именно в этом крылась разгадка холодного отношения Сталина к кантате .
М. В. Аплечеева отметила недостаточную изученность незаслуженно забытого шедевра Прокофьева, долгое время помещённого «где-то на периферии отечественного и зарубежного прокофьеведения» . Его эпизодические упоминания сменились устойчивым интересом профессионалов лишь в последние годы. Исследовательница высоко оценила опус Прокофьева: «По совершенству исполнения кантаты „ К XX-летию Октября “ и „Здравица“, несомненно, относятся к вершинам творчества гениального композитора» .