Interested Article - Анико

Анико , Аранико ( непальск. अरनिको ; кит. 阿尼哥 , палл. Анигэ ; 1244/1245—1306) — архитектор, скульптор, художник, вышивальщик , каллиграф непальского происхождения, работавший в Китае и Тибете в период правления династии Юань . Анико также был известным мастером произведений из литой бронзы. Один из наиболее известных непальских художников, имел огромное влияние на китайское искусство .

Чаще всего изображал различных будд и бодхисаттв. До нашего времени из его наследия практически ничего не сохранилось или авторство невозможно установить . Несмотря на своё влияние при жизни, в наше время о его творчестве и жизни известно не так много .

Биография

Ранние годы

Точное имя неизвестно, Анико — китайская запись его имени; изначально был известен как Бал(а)баху , «Балубу» в китайских источниках . Имя «Анико» может являться китайским вариантом произношения санскритского имени «Анека» . Родился в долине Катманду , по некоторым сведениям — недалеко от города Патан, в 1243—1245 году . Неварец . Легенды сообщают, что уже в раннем детстве Анико интересовался архитектурой, проявлял талант в каллиграфии и обладал спокойным нравом . Ушёл из дома в 17—18 лет вместе с группой скитающихся скульпторов и художников . Работы Анико в Непале не сохранились . Некоторое время работал при дворе раджи . В китайских хрониках указывается, что Анико происходил из правящей династии, но это скорее всего неверно . Учитывая, что литьём бронзы в Непале занимались обычно высокородные буддийские семейства, Анико скорее всего также принадлежал к такой семье .

Работа в Тибете

В 1260 году император Хубилай приказал Дрогону Чогьялу Пагбе начать возведение Золотой ступы в честь Сакьи-пандита , последователем учения которого был Хубилай . Это привело Анико в Лхасу (Тибет) .

В 1261 году непальским художникам было приказано выбрать себе руководителя; помимо Анико никому не хватило храбрости выдвинуть свою кандидатуру, а на предостережение ответил: «У меня юное тело, но зрелый разум» . Он был назначен руководителем строительства, завершив его в 1262 году . После этого Пагба-лама поощрил Анико остаться в Тибете. Согласно тибетским источникам, Хубилай выбрал именно Пагбу-ламу по совету своей жены Чаби , которая также уговорила его принять посвящение в школу Сакья .

Переезд в Китай

Белая пагода, возвышающаяся над Пекином начала XX века

В 1262 году Пагба-лама пригласил Анико в столицу империи Юань Даду (современный Пекин) . Анико хотел вернуться домой в Непал, но решил воспользоваться подвернувшимся шансом и стал учеником Пагбы-ламы . Для верного изображения тантрических божеств Анико также изучал и заучивал наизусть тайные буддийские трактаты, предоставленные ламой . Когда Анико прибыл в Даду, Хубилай немедленно призвал его ко двору, художник произвёл на него положительное впечатление ведением дискуссии в буддийском русле, признанием власти правителя и открытостью к китайскому образу мыслей . К примеру, хотя в непальском понимании буддизма художник должен следовать данным, указанным в сутрах , в китайской традиции художники часто говорили, что их кисть ведёт их разум; так ответил и Анико .

В 1262—1265 годах по приказу Хубилая Анико занимался реставрацией большой бронзовой статуи, подарка сунскому императору Ли-цзуну . Эта статуя имела сложную конструкцию и считалась не подлежащей ремонту, однако Анико удалось самолично вернуть её в прежний вид, чем немедленно поднял свой статус при дворе .

Зенит славы

Отныне Анико передавали все важные проекты императора, первым из которых стала постройка храма Чжэньго-жэньвансы, законченного в 1270 (не сохранился) . Работая над храмом, Анико принимал приказы непосредственно от императрицы Чаби .

Чаби была близка с Анико и однажды отправила его жене деньги, которые были отобраны её родственниками, не одобрявшими их союз . В 1276 году жену Анико сопроводили в Китай официальные представители императора .

Следующим проектом Анико стала постройка храма Да Хуго Жэньвансы, также курируемого Чаби . Строительство шло с 1270 по 1274, в это время Анико обучил множество китайских скульпторов и художников созданию произведений в гималайском стиле .

В 1271 году спроектировал и в течение 1279—1288 годов возвёл Белую пагоду в Пекине. Это строение стало символом китайско-непальской дружбы .

В 1273 году получил должности Цзяньчжу даши ( кит. трад. 建築 大師 ) и дяосу даши ( кит. трад. 雕塑 大師 ), то есть главного архитектора и скульптора . В это же время Анико участвовал в строительстве храма в Цзюйчжоу (не сохранился), где также высек изображение Махакалы . В 1274 году построил буддийский храм Цяньюаньсы в Шанду (сохранился фундамент) . В том же году создал изображения Конфуция и десяти его ближайших учеников для конфуцианской школы в Шанду . Помимо этого, в 1274 году Анико получил в дар резиденцию в юго-западной части Даду и серебряную пайцзу с изображением тигра.

В этот период Анико уже использовал китайское имя Сисюань ( кит. трад. 西軒 , пиньинь xīxuān ), означающее «западный павильон» (по-видимому, это название его резиденции) . Он изучал китайский язык и китайскую каллиграфию, и отмечен как талантливый каллиграф в Шуши хуэйяо ( кит. трад. 書史會要 ) . Помимо непальской жены Цзайедалацимэй он женился на двух монголках (Нанхэчжэн и Неце) и семи китаянках: Чжао, Тан, Цзяо, Чжао, Чинь, Чжан и Янь, которые родили ему 6 сыновей и 8 дочерей .

В 1278 году Анико как единственному из высокопоставленных чиновников с выдающимися художественными способностями было вверено управление быстро разраставшейся и присвоен титул дасыту (министра образования) . В следующем году имение Анико сильно расширилось, за создание Белой пагоды ему было передано 60 км² земли, более 1000 крестьян, 100 голов скота и множество более мелких даров . Вслед за этим Анико возвёл храмы Чэннаньсы (1280) и Синцзяосы (1283), которые стали последними крупными проектами Хубилая .

Поздние годы, смерть и память

В конце 1280-х империя Хубилая страдала от недостатка денег в казне, и в 1289 году он закрыл одно из управлений, возглавляемых Анико, отвечавшее за заготовку камня . В следующем году он приказал перевести тех подчинённых Анико, у которых не было работы, в статус простолюдинов, с которых собирали налоги, и сократил общее допустимое количество подчинённых . Вместо новых строительных проектов Анико занялся созданием бронзовых астрономических инструментов, таких как армиллярные сферы ; он работал над такими приборами и раньше, когда в 1276 году Хубилай приказал создать более точный календарь . После смерти Хубилая в 1294 году Анико создал посмертные портреты императора и императрицы .

Новый император Тэмур , по обычаю, начал бурное строительство религиозных сооружений, что означало новый приток заказов к Анико . Он построил храм Ваншэн Югосы у подножия Южной вершины горы Утайшань , на возведение которого было отправлено несколько десятков тысяч художников и строителей . Храм был посвящён матери императора, Байрам-Егечи, которая лично посетила церемонию его открытия и одарила Анико 10 000 лянами серебра и женой-монголкой . Храм сохранился до наших дней под названием Наньшаньсы, но из-за реставраций и перестроек от изначальной постройки ничего не осталось .

Последующие годы Анико провёл у горы Утайшань, строя не только по государственному заказу, но и по собственной инициативе, в том числе храм у Северной вершины . После окончания строительства он раздумывал над тем, чтобы оставить свой пост, но в итоге не сделал этого . В 1301 году построил ещё одну сохранившуюся белую пагоду, расположенную в храме Таюань в центральной части горы Утайшань и считающуюся символом этой местности .

Тэмур возводил не только буддийские, но и даосские храмы, и в 1295 году он приказал Анико расписать и создать статуи для даосского храма Чунчжэн Ваньшоугун, после чего он занялся оформлением храма Чанчуньгун, а затем — храма Саньхуанмяо в Даду . В 1299 году Анико создал 191 скульптуру и 64 настенные росписи для даосского храма Саньциндянь . В 1302 году Анико создал настенные изображения для конфуцианского храма .

В последние годы жизни Анико построил два буддийских храма: Дун Хуаюаньсы (1304), для которого Анико отлил пятиметровую бронзовую статую Будды, и Шэншоу Ваньнинсы (1305), для которого он также отлил несколько бронзовых статуй . Императрица * , мало знакомая с тантрическим буддизмом, осмотрела статуи и пришла в ужас, после чего приказала уничтожить статуи; это стало ударом для Анико . Он тяжело заболел, и, несмотря на усилия придворных докторов, скончался 11 марта 1306 года в возрасте 62 лет .

Тэмур приказал придворным организовать похороны Анико, послать его семье 25 000 лянов серебра и кремировать тело по непальскому обычаю . Уже после смерти, в 1311, Анико получил ещё несколько титулов: «Лян- гун », тайши, кайфу-итун-саньсы и шан-чжуго .

Могила с прахом Анико находится в Мэньтоугоу (уезд Ваньпин, район Сяншань, Ганцзыюань); через пять лет после его смерти на могилу установили табличку с жизнеописанием (ныне утрачена) . Также официальная биография Анико содержится в Юань ши . Двое его сыновей унаследовали титулы Анико, но, по-видимому, они занимались в основном управленческой работой .

Многие неварцы считают Анико предком всех мастеров литой бронзы .

  • В честь Анико в Непале выпущена серия почтовых марок.
  • носит его имя.

Творчество

Белая пагода Мяоина
Белая пагода Таюаня

Большинство проектов, над которыми Анико работал и где он указан как главный художник и скульптор, строили и украшали в основном другие люди, а его вклад заключался в управлении строительными и отделочными работами и продумывании самих изображений; некоторые штрихи он наносил и своей рукой . Он командовал как минимум 3000 домами художников, ремесленников и скульпторов, будучи главным архитектором и скульптором, а после назначения главой Палаты гражданского строительства количество его подчинённых превысило 10 000 .

Архитектура

Анико получил известность как автор ряда зданий в тибетском стиле, украсивших столицу династии Юань: 3 ступы, 9 крупных буддийских храмов, 2 конфуцианских храма, 1 даосский храм, многочисленные здания для императора и его семьи . Одно из утраченных зданий Анико — Золотая ступа в Тибете, строительством которой он руководил в возрасте около 18 лет . Эпитафия на могиле Анико утверждает, что выбор именно непальских и индийских художников и архитекторов для строительства Золотой ступы был сделан по причине того, что в Китае их считали наиболее одарёнными художественным талантом; это влияние распространившегося в то время тибетского буддизма .

Белая пагода

Самым известным архитектурным творением Анико является Белая пагода. Она имеет высоту 52 м, спроектирована в 1271—1279 годах по канонам стиля «северного буддизма» и заметно отличается от многоярусных китайских пагод явным индо-непальским видом . Основа ступы представляет собой обнесённую низкой оградой квадратную платформу с двухступенчатым пьедесталом в центре , на котором размещено тело ступы («анда»), увенчанное коническим навершием. Анда Белой пагоды имеет колоколообразную форму, что характерно для гималайской архитектуры, в отличие от палийских сферических куполов .

В платформе находится помещение, где стояли высеченные из белого камня пять Дхьяни-будд , их супруги и разгневанные бодхисаттвы , расставленные в мандалу ; также в основании находились другие мандалы, изображения будд, брахм , дэв и других существ буддийской мифологии и сотни копий сутр . В саму ступу были помещены 1008 маленьких ступ, вылепленных из земли с буддийских священных мест, смешанной с золотом, серебром, кораллами, камфорой и истёртой в пыль древесиной сандалового дерева .

Белая пагода построена на руинах другой ступы, возведённой при Ляо в 1096 году, в которой были обнаружены буддийские реликвии, для их хранения . Строительными материалами для неё послужили глина и кирпич, в качестве декоративного отделочного покрытия использовались побелка и позолота. Изображения на внешней стороне были уничтожены многочисленными реставрациями, стёртые внутренние изображения, в теории, могут быть реставрированы . После открытия пагоды Хубилай приказал построить вокруг неё храм Дашэншоуванъансы, известный сейчас как Мяоин . Строительство началось в 1279 и в основном завершено в 1288 году . В 1961 году Белая пагода получила статус важного культурного достояния .

Другие сооружения

Другая однозначно идентифицированная работа Анико — ступа, построенная в 1301 году в храме Таюань на горе Утайшань . Также Анико возвёл множество ступ в Тибете, но они либо разрушены, либо установить, какие именно это здания, невозможно .

По описаниям утраченных храмов, возведённых Анико в Китае, установлено, что несколько из них состояли из двух дворов, соединённых анфиладой ; в центральной части переднего двора, по-видимому, находились изображения Будд трёх миров, а в центральной части заднего — пяти .

Другие искусства

Зелёная Тара, приписываемая Анико

Императоры и императрицы Юань, следовавшие за Тэмуром, обычно заказывали своим художникам и скульпторам повторение лучших изображений и строений, созданных при Хубилае, так Анико оказался создателем стиля «официальной» юаньской живописи и архитектуры . По сообщениям современников, в построенных им в Пекине ламаистских храмах помещались посмертные портреты монгольских властителей. В качестве объекта почитания портреты умерших правителей в храмах тибетского буддизма располагались в специально отведённом для каждого ритуальном помещении иньтан (影堂, «Зале теней»). Вблизи Белой пагоды находился ритуальный зал Ши-цзу ( кит. 世祖 ). Считается, что эскизами — «малыми тенями» ( кит. 小影 , палл. сяоинь ) ныне утраченных полноформатных храмовых портретов — были поясные изображения родоначальников, правителей монгольской династии, а также их жён. Они известны из двух альбомов из собрания Музея императорского дворца в Тайбэе .

Текстильные портреты Хубилая и его жены Чаби , скорее всего, выполнены Анико . Они показаны в положении анфас (другие правители — в близком к фронтальному), уподобляясь божествам на буддийских живописных «иконах» — танка. Техника исполнения этих портретов аналогична тибетским текстильным картинам кэсы , очень трудоёмких в производстве . Работа над портретом Хубилая заняла 3 года, Чаби — ещё три . После этого Анико создал посмертный портрет их наследника Чинкима и его супруги Байрам-Егечи , родителей нового императора Тэмура .

Ещё одно произведение, с высокой вероятностью выполненное Анико — лаковый портрет Бодхисаттвы в непальском стиле .

Также Анико занимался оформлением пещерных монастырей в Могао (пещеры 465 и 332) и . Неварское влияние в этих пещерах видно в цветочных орнаментах и сюжетах (тантрические изображения, пять будд), и напоминает неварские картины в свитках, . Изображения в пещерах невозможно идентифицировать однозначно, но портреты женщин, пожертвовавших деньги на оформление пещер Могао, стилистически идентичны портретам, которые Анико делал при дворе в Даду, как и изображение Праджняпарамиты в юйлиньской пещере 4 .

Другая работа, вероятно принадлежащая кисти Анико, — изображение сидящей Зелёной Тары , переданное в Художественный музей Кливленда . Среди множества скульптур, приписываемых Анико, выделяется каменное изображение Махакалы . Бронзовая статуя Манджушри , хранящаяся в Запретном городе, создана в непальском стиле в 1305 году (период работы Анико) и в его отделе .

Анико написал книгу «Канон пропорций» .

Примечания

  1. (англ.)
  2. , p. 152.
  3. , p. 49.
  4. , p. 25.
  5. .
  6. , p. 40.
  7. , p. 14, 15.
  8. , p. 43.
  9. Acharya, Baburam (1960). Aniko: His Family and Place of Birth . Regmi Research Series, vol 3, issue 11, pp. 241—243. (недоступная ссылка) Retrieved 31 Dec, 2012.
  10. , p. 14.
  11. , p. 40—41.
  12. , p. 31.
  13. , p. 41.
  14. , p. 44.
  15. , p. 45.
  16. , p. 46.
  17. , p. 15.
  18. , p. 47.
  19. , p. 47, 48.
  20. , p. 48.
  21. , p. 49, 82.
  22. , p. 69, 48.
  23. , p. 52.
  24. , p. 53.
  25. , p. 54.
  26. , p. 55.
  27. , p. 56.
  28. , p. 65.
  29. , p. 66, 82.
  30. , p. 66.
  31. , p. 82.
  32. , p. 67.
  33. , p. 66, 69.
  34. , p. 42.
  35. , p. 51.
  36. , p. 50.
  37. , p. 49—50.
  38. , p. 68.
  39. , p. 27.
  40. , p. 31—32.
  41. , p. 32.

Библиография

  • Wang Yao-t’ing. Die Darstellung der mongolischen Herrscher in der chinesischen Malerei der Yuan-Dynastie // Dschingis Khan und seine Erben. Bonn / Munchen, 2005, S. 298—411.
  • Buddha. Radiant awakening. Sydney, 2001.
  • Ian Alsop and Kashinath Tamot. . — Издательство Оксфордского университета . — (Grove Art Online). (требуется подписка)
  • Alex R Furger, Ratna Jyoti Shakya. Der vergoldete Buddha: traditionelles Kunsthandwerk der Newar-Giesser in Nepal. Alex R. Furger; mit einem Beitrag von Ratna Jyoti Shakya. — 2017. — ISBN 978-3-906897-05-9 .
  • Shakya, Naresh. (англ.) // e-Journal of Buddhist Research Studies : journal. — 2018. — Vol. 5 . — P. 28—34 .
  • Jing, Anning. (англ.) // (англ.) : journal. — 1994. — Vol. 54 , no. 1/2 . — P. 40 . — ISSN . — doi : . — JSTOR .
Источник —

Same as Анико