Interested Article - Православно-лютеранский диалог
- 2021-03-04
- 2
Православно-лютеранский диалог — между православными церквами и Всемирной лютеранской федерацией с целью «полного общения в результате полного взаимного признания». Богословский диалог ведётся как на уровне двух конфессий, так и на двустороннем уровне между Поместными православными церквами и церквами, входящими во Всемирную лютеранскую федерацию . В ходе диалога богословами двух сторон были приняты совместные документы, однако проведение богосоловских собеседований было осложнено либеральными нововведениями протестантской стороны (в частности отношение различных лютеранских церквей к гомосексуализму и рукоположению женщин) .
Предыстория
Мартин Лютер оспаривая всеобщую папскую юрисдикцию, упоминал существование православной церкви в качестве аргумента о возможности бытия церкви вне власти папы . В диспуте с Иоганном Экком Лютер назвал восточную церковь «лучшей частью Вселенской церкви» . Однако Лютер признавал те же проблемы в Греческой церкви, что и в Римской . Лютер упрекал Рим и Константинополь в постоянной борьбе за «бесполезное первенство». Первые православно-лютеранские контакты датируются концом XVI века. В 1573—1581 годах лютеранские богословы вели переписку с константинопольским патриархом Иеремией II по богословским вопросам . Данная переписка к реальному сближению двух конфессий не привела . Дальнейшие отношения между православными и лютеранами были отмечены взаимным недоверием. В 1836 году Синод Константинопольской церкви принял постановление против протестантских миссионеров. Появление значительной немецкой колонии в России во второй половине XVIII века, способствовало ознакомлению православных и лютеран с верой противоположной стороны . Интенсивность православно-лютеранских контактов возросла в XX веке, в том числе после создания Всемирного совета церквей .
Официальный богословский диалог
На IV Всеправославном совещании в 1968 году было принято решение об учреждении межправославной комиссии по диалогу с представителями Всемирной лютеранской федерации. В 1976 году на предсоборном совещании делегаты поместных православных церквей подтвердили заинтересованность в развитии диалога с лютеранами. В 1977 году Всемирная лютеранская федерация приняла предложение константинопольского патриарха о начале богословского диалога . В 1978—1980 годах состоялись три подготовительные встречи православно-лютеранской комиссии для обсуждения вопросов организации предстоящего диалога . В 1981 году в финском Эспоо прошло первое заседание Смешанной православно-лютеранской богословской комиссии. Богословы начали свои дискуссии с обсуждения экклезиологических вопросов по теме «Тайна Церкви». В 1983 году в кипрском Лимасоле состоялось второе заседание комиссии, а в 1985 году на третьей встрече Смешанной комиссии в Аллентауне ( США ) было подписано первое совместное заявление в рамках официального богословского диалога под названием «Божественное Откровение». После этого Смешанная богословская комиссия проводила заседания каждые 2 года на которых были приняты итоговые документы по различным богословским вопросам: на четвёртой встрече ( Крит , Греция , 1987 год) – «Писание и традиция», на пятой ( Бад-Зегеберг , Германия , 1989 год) – «Канон и вдохновение Священного Писания», на шестой ( Москва , СССР , 1991 год) – «Власть в Церкви и власть Церкви – в свете Вселенских Соборов ». На седьмом заседании комиссии в 1993 году в Дании комиссия выпустила согласованный документ «Вселенские Соборы» в рамках общей темы «Власть в Церкви и власть Церкви». На восьмой встрече в 1995 году на Кипре православные и лютеранские богословы продолжили обсуждение экклезиологии и подписали очередной документ на тему «Понимание спасения в свете Вселенских Соборов». В 1998 году в шведской Сигтуне на девятом заседании стороны приняли документ «Спасение: благодать, оправдание и синергия». В 2000 году в столице Сирии Дамаске состоялась десятая встреча богословов Смешанной комиссии на тему «Слово и Таинство в жизни Церкви». На одиннадцатом заседании в 2002 году в Осло , стороны начали обсуждение вопросов на тему «Таинства Церкви как средства спасения». В 2004 году на очередном заседании комиссии (двенадцатом) в Румынии стороны подписали очередной согласованный документ «Крещение и Миропомазание (конфирмация) как таинство вступления в Церковь». На 13-м заседании (2006 год) в столице Словакии Братиславе участники Смешанной богословской комиссии после собеседований подписали совместный документ «Святая Евхаристия в жизни Церкви» . На четырнадцатом заседании в 2008 году в кипрском Пафосе комиссия продолжила обсуждать тему евхаристии и выпустила коммюнике «Тайна Церкви: Святая Евхаристия в жизни Церкви» . На последующих заседаниях (15-м, 16-м и 17-м) богословы продолжили обсуждения вопросов по теме «Тайна Церкви»: в 2011 году в Виттенберге (ФРГ) , в 2013 году на Родосе (Греция) и в 2017 году в Хельсинки (Финляндия) .
Отдельные двусторонние богословские диалоги
Перед началом официального богословского диалога некоторые региональные церкви уже участвовали в двусторонних диалогах . Особенно активно отдельные двусторонние диалоги с православными церквами ведут Евангелическая церковь Германии и Евангелическо-лютеранская церковь Финляндии . Наиболее продолжительными и результативными православно-лютеранскими двусторонними диалогами являются:
- Диалоги Евангелической церкви Германии с Русской православной церковью , Константинопольским патриархатом, Румынской православной церковью ;
- Диалог Евангелическо-лютеранской церкви Финляндии с Русской православной церковью ;
- Православно-лютеранский диалог в США ;
- Диалог Союза Евангелических церквей в ГДР с Русской и Болгарской православными церквями ;
- Диалог Эстонской евангелическо-лютеранской церкви с Эстонской апостольской православной церковью .
Последствия
Характеристика богословских дискуссий
Основными темами обсуждения православными и лютеранскими богословами стали: Божественное Откровение , Священное Писание и Предание , таинства , апостольское преемство и рукоположение , священство , экклезиология. Несмотря на преодоление спорных вопросов по многочисленным темам между православием и лютеранством остаётся большое число разногласий. Наиболее остро в ходе диалога встали вопросы и этики . Начавшаяся практика женских рукоположений и либеральное отношение к гомосексуализму в некоторых лютеранских церквях, поставило под угрозу не только конечную цель диалога, но и само его проведение .
Оценки
Одним из проблемных вопросов диалога стал вопрос о легитимности достигнутых соглашений для всех церквей лютеранского вероисповедания . Поскольку Всемирная лютеранская федерация является сообществом независимых церквей и не представляет все церкви лютеранского исповедания, она не может представлять мнение всего мирового лютеранства. В 1986 году третье православное предсоборное совещание положительно оценило начало богословского диалога с лютеранами. Был подчёркнут правильный выбор экклезиологических вопросов как первой темы богословских дискуссий. При этом делегаты отметили, что диалог будет трудным .
В 2006 году Синодальная богословская комиссия РПЦ по поручению Священного Синода выпустила заключение по поводу совместного заявления «Святая Евхаристия в жизни Церкви», принятого в ходе 13-го заседания богословской комиссии по православно-лютеранскому диалогу в 2006 году в Братиславе . Синодальная богословская комиссия констатировала, что православные богословы пошли на уступки в ходе заседания и «превысили грань догматических положений Православной Церкви». В заключении комиссия резюмировала: «следует заключить, что изложение православной позиции, представленное в Совместном заявлении православно-лютеранской комиссии по богословскому диалогу «Тайна Церкви: Святая Евхаристия в жизни Церкви», по ряду важнейших вопросов богословия Евхаристии не соответствует традиционному учению Православной Церкви» .
Примечания
- ↑ Е. С. Сперанская. // Православная энциклопедия . — М. , 2007. — Т. XIV : « Даниил — Димитрий». — С. 608—614. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-024-0 .
- А. Ю. Виноградов, Г. Е. Захаров, М. В. Грацианский, Свящ. Сергий Заплатников, Л. В. Луховицкий, И. Н. Попов, П. В. Кузенков, Л. А. Герд, Диак. Павел Ермилов, протоиерей Николай Балашов, свящ. Михаил Асмус, С. А. Монахов. // Православная энциклопедия . — М. , 2015. — Т. XXXVII : « Константин — Корин ». — С. 193—299. — 752 с. — 33 000 экз. — ISBN 978-5-89572-045-5 .
- ↑ , p. 476.
- ↑ (англ.) . First Things. 9 сентября 2020 года.
- Luther M . (лат.) . — WA 2. — 1884. — P. 280.
- (англ.) . Orthodox Info. 31 мая 2020 года.
- , p. 473.
- ↑ Августин (Никитин) . : [ 13 ноября 2019 ] // Богословские труды. Юбилейный сборник Ленинградской Духовной Академии. — С. 35—95.
- , p. 474.
- ↑ , p. 475.
- . Сайт Синодальной богословской комиссии Русской православной церкви. 31 декабря 2019 года.
- (англ.) . Сайт Константинопольской православной церкви.
- (англ.) . Сайт Константинопольской православной церкви.
- (англ.) . Сайт Константинопольской православной церкви. 18 сентября 2020 года.
- ↑ (англ.) . Сайт Всемирной лютеранской федерации. 1 июня 2020 года.
- Силуан (Никитин) . // Христианское чтение . — 2017. — № 6. — С. 163—177.
- . Сайт Русской православной церкви (5 октября 2002).
- (англ.) . Сайт Американской архиепископии Вселенского патриархата.
- . Conference of European Churches (5 июня 2018). 7 августа 2020 года.
- . РИА Новости (17 ноября 2009).
- . Сайт Русской православной церкви (10 февраля 2008). 18 июня 2020 года.
- . Сайт Русской православной церкви (19 октября 2007). 18 июня 2020 года.
- . Сайт Синодальной богословской комиссии Русской православной церкви. 9 января 2020 года.
Литература
- Августин (Никитин) , игумен На пути к православно-лютеранскому диалогу // Журнал Московской Патриархии. М., 1979. — № 3. — С. 66-69.
- Pantelis Kalaitzidis, Thomas Fitzgerald, Cyril Hovorun , Aikaterini Pekridou, Nikolaos Asproulis, Guy Liagre, Dietrich Werner. (англ.) . — 1st edition. — Oxford: Regnum book international, 2014. — 962 p. — ISBN 978-1-908355-44-7 .
- Tobias, Robert; Meyendorff, John . Salvation in Christ: A Lutheran-Orthodox Dialogue (англ.) . — Minneapolis: Published by Augsburg, 1992. — 187 p. — ISBN 9780806625805 .
- Ристо Сааринен. . — Москва: Библейско-Богословский Институт св. апостола Андрея, 2003. — 403 с.
Ссылки
- (англ.) . Сайт Константинопольской православной церкви.
- (англ.) . Сайт Всемирной лютеранской федерации. 1 июня 2020 года.
- (англ.) . Site of Risto Saarinen, Professor of Ecumenics and Head of CoE Reason and Religious Recognition. 29 мая 2020 года.
- 2021-03-04
- 2