Восточное Поморье
- 1 year ago
- 0
- 0
Восточное христианство — условный обобщающий термин, объединяющий христианские традиции, которые первоначально развивались в Западной Азии , Египте , Северо-Восточной Африке, Восточной Европе , Юго-Восточной Европе , Малой Азии , Малабарском побережье южной Индии и некоторых частях Дальнего Востока . Включает Православную церковь , Древневосточные православные церкви , Доэфесские церкви и отделившиеся от них сообщества, которые в богослужении и обрядах сохранили традиции либо древневосточных церквей, либо византийского православия (как, например старообрядчество и восточнокатолические церкви ).
Название связано с тем, что указанные направления христианства , сохраняющие свои древние литургические обряды и традиции , исторически возникли на территории Восточной Римской империи , в Восточной Европе ( Армянская апостольская церковь и Грузинская православная церковь ), или на Среднем Востоке ( Церковь Востока ).
Как правило, сами представители этих конфессий себя «восточными христианами» не называют. Этот термин более употребим среди приверженцев западного христианства , а также религиоведов и специалистов, изучающих историю христианства . В своих официальных документах Западная и Восточная церкви именуют себя вселенскими .
Ещё до официального церковного раскола 1054 года внутри последователей Христа единство начало постепенно разлагаться. Христиане западных и восточных территорий сталкивались со всё большим количеством противоречий в своих взглядах. Кроме того, внутри самой восточной церкви не наблюдалось единства. Так, важнейшим богословским вопросом стал спор о способе сочетания божественной и человеческой природы Христа. Одна часть восточных христиан утверждала, что, несмотря на очеловечивание, он всё равно являлся именно Божественной сущностью, то есть отвергалась идея полного вхождения Иисуса в мир людей, его человеческая составляющая умалялась. Оппоненты данной идеи утверждали, что в Христе в равной степени сочеталась и человеческая, и Божественная природа, так как это было необходимо для спасения человечества .
Первой политической предпосылкой раскола был раздел в 395 году Римской империи на Восточную и Западную . Процесс феодализации в разных частях бывшей Римской империи шёл по-разному, и это отразилось на западном и восточном христианстве. Феодализация восточных частей бывшей Римской империи шла значительно медленнее, что обусловило и консерватизм церковной жизни православия. Возвышению римского епископа способствовал целый ряд факторов, в частности, перенос столицы империи из Рима в Константинополь [ источник не указан 2238 дней ] . Постепенно западная церковь приобретала всё большее экономическое и политическое влияние, а по мере роста её влияния рос и авторитет главы церкви.
К моменту разделения Римской империи на Западе действовал только один крупный религиозный центр, а на Востоке их было несколько: во время Первого Никейского собора уже были епископы Рима, Александрии и Антиохии, вскоре звания патриархов получили также епископы Константинополя и Иерусалима. В отличие от римского епископа, у которого не было мощных конкурентов, восточные патриархи враждовали между собой, борясь за первенство и влияние. Христианская церковь Запада долгое время пользовалась относительной самостоятельностью и боролась за первенство над светской властью. Сильная императорская власть, дольше сохранившаяся в Византии, поставила восточное христианство в зависимость от светских государей.
Открытое противостояние церквей началось в 857 году, когда император Византии Михаил III низложил патриарха Игнатия и возвёл на патриарший престол угодного ему Фотия . Папа Николай I потребовал восстановить Игнатия, а заодно предъявил ряд территориальных претензий (в частности, по отношению к Болгарии). Византийский император не пошёл на уступки, и папа объявил Игнатия истинным патриархом, а Фотия — низложенным.
Формальные догматические разногласия заключались в следующих вопросах:
В середине XI века папство вытеснило греков из южной Италии, а патриарх Михаил Керуларий закрыл латинские монастыри и перевёл богослужение в латинских церквях Константинополя на греческий образец.
Раскол сформировался окончательно в 1054 году, когда обе церкви предали друг друга анафеме (отменённой лишь в 1965 году).
Западная церковь получила название католической ( лат. catholicismus от греч. καθολικός — вселенская), а восточная христианская церковь стала называться православной (то есть правильно славящей Бога, ( калька с греч. ὀρθοδοξία — буквально «правильное суждение», «правильное учение» или «правильное сла́вление» ).
Главными догматическими расхождениями между православными и латинянами, которых принято называть по их самоназванию католиками (что не соответствует по сути верным наименованием с православной точки зрения), являются
Есть и другие расхождения в догматике, восходящие к тому, что латиняне принимали новые догматы (или догматизировали какие-то мнения, бытовавшие ранее), с точки зрения православных, самочинно и произвольно, без соборного обсуждения с православными (полнотой Церкви), считая свои собственные, без участия православных, соборы за Вселенские и потому достаточные. К таким догматам, например, относится вера латинян в чистилище (в дополнение к раю и аду).
Духовенство в католицизме даёт обязательный обет безбрачия . Многочисленны также различия в таинствах и обрядах . Одним из важных различий в прошлом, существовавших даже ещё до разделения, было существенное различие в причащении клириков и мирян в римской традиции.
Кроме того, между восточной и западной моделями церкви можно провести разграничение и на основании их отношения к светской власти. Если церковные институты западной ветви действовали в период Средневековья согласно идее «двух мечей» власти, которые Бог передаёт в руки церкви, а та, в свою очередь, предоставляет один из них королю, что означает их равное существование и создаёт предпосылки для борьбы церкви за верховенство в управлении государством, то в восточной модели церковь отстраняется от политики, признаёт светскую власть императора и сохраняет своё влияние лишь в духовном, клерикальном аспекте .
В отличие от западной церкви, у православия нет единого центра управления.
К православию относятся 15 самостоятельных православных церквей с общей численностью 150 миллионов верующих. Из них самой крупной и влиятельной является Русская православная церковь .
Во главе каждой православной церкви стоит патриарх, избираемый поместным собором . Патриарх осуществляет межцерковные связи, контролирует деятельность епархиальных архиереев, награждает титулами и высшими церковными отличиями, осуществляет надзор за всеми учреждениями центрального церковного управления.
При патриархе учреждается священный синод , который состоит из постоянных и временных членов.
Православные церкви разделены на епархии , возглавляемые епархиальными архиереями . Епархии в свою очередь делятся на округа. Низшей организацией православной церкви является приход , возглавляемый избранным на общем собрании верующих церковным советом.