Interested Article - Послушайте!

«Послушайте!» стихотворение Владимира Маяковского , изданное в 1914 году в « » (№ 1-2). Источник крылатого выражения «если звёзды зажигают — значит — это кому-нибудь нужно?»

Структура и содержание

Авторское чтение, Институт живого слова , 1920 год

Стихотворение написано в виде монолога лирического героя , в первых строках обращающегося с вопросом к абстрактному читателю или слушателю. Героя мучит вопрос — есть ли смысл в том, что зажигают звёзды. В третьем лице выстраивается образ человека, которому звезда необходима до такой степени, что он «врывается к богу», целует ему руку, молит о том, чтобы была звезда, и клянётся, что «не перенесет эту беззвездную муку». Стихотворение завершается циклически — тем же вопросом, принимающим уже форму утверждения .

Произведение состоит из трёх строф с перекрёстной рифмовкой abab , написанных тоническим стихом . При этом стихи достаточно длинные и большинство из них разбито на несколько строчек столбиком (исключение составляют только 2-й и 3-й стихи первой строфы), визуально увеличивая объём стихотворения .

Создание и публикация

В собраниях сочинений указывается только наиболее поздняя возможная дата создания — январь 1914 года. В своих мемуарах Софья Шамардина вспоминает, что это произведение начало сочиняться спонтанно, в извозчичьей пролётке по пути домой с «какого-то концерта-вечера» :

…держал мою руку в своем кармане и наговаривал о звёздах. Потом говорит: «Получаются стихи. Только непохоже это на меня. О звёздах! Это не очень сентиментально? А все-таки напишу. А печатать, может быть, не буду».

Согласно литературоведу В. Н. Дядичеву , стихотворение написано в ноябре—декабре 1913 года, в дни, когда автор заканчивал работу над своей первой пьесой — трагедией « ». Это обстоятельство сказалось на общей тональности стихотворения, близкой к настроению пьесы, соотносящей чувство любви с самим мирозданием .

В марте 1914 года «Послушайте!» было опубликовано вместе с ещё тремя стихотворениями Маяковского в номере 1—2 « » . В этом первом издании стихотворение вышло без заглавия и знаков препинания, но с прописными буквами в начале каждой строки . Кроме того, видимо, по цензурным соображениям, вместо «торопится к богу , боится, что опоздал» в тексте были слова «торопится на небо » (в дальнейшем этот вариант был перепечатан Давидом Бурлюком в «Газете футуристов» в 1919 году) . В книжном варианте автор включил его в сборник «Для первого знакомства» (1915, не издан ), а окончательный вид оно приобрело в сборнике 1917 года «Простое как мычание». В дальнейшем включено в неизменной форме в сборники «Всё сочинённое Владимиром Маяковским, 1909—1919», «13 лет работы» (том 1), «Избранный Маяковский», а затем в 1-й том прижизненного собрания сочинений (1928) .

Текст стихотворения положен на музыку Владимиром Дашкевичем (одноимённый вокальный цикл 1977 года ). После этого произведение входило в репертуар певицы Елены Камбуровой , в 1981 году фирмой звукозаписи « Мелодия » выпущен виниловый альбом «Послушайте…» Ещё одна песня на текст «Послушайте!» была написана Владимиром Мулявиным и Валерием Головко для ансамбля « Песняры » и входила в 1986—1988 годах в концертную программу «Во весь голос» (сольную партию исполнял Валерий Дайнеко ) .

Литературоведческий анализ

Стихотворение относится к раннему периоду творчества Маяковского , который Т. А. Тернова называет неоромантическим и который характеризуется единой смысловой линией: лирический герой пытается наладить связь с миром «бытовых» людей, убеждается в бесполезности попыток и на смену им обращается к декларации собственной идентичности .

Приём разбивки длинных стихов на несколько строчек позволяет также акцентировать не только рифмы, но и слова, завершающие строчки — например, «послушайте!», «зажигают», «плачет», «клянётся», — а также создавать дополнительные скрепляющие текст созвучия («послушайте»-«жемчужиной», «значит»-«плачет»). Той же цели служит необычный переход от первой строфы ко второй: четвёртый стих первой строфы «И, надрываясь // в метелях полуденной пыли» не завершает фразу, и она продолжается в первом стихе второй строфы. Стихотворение построено в подчёркнуто разговорной манере — автор убеждает читателя, аргументирует свою позицию. Это подчёркивают повторяющееся «значит», разговорное «ведь», множество вопросительных и восклицательных знаков. В итоге заключительные строки, формально сохраняя вопросительную форму, по своей сути являются утвердительным выводом . Интонации стихотворения интимно-доверительны, пронизаны надеждой, в них отсутствует характерное для Маяковского искусственное усиления лирического голоса .

Анализируя текст, В. Н. Дядичев пишет, что для лирического героя загоревшаяся звезда придаёт смысл жизни, подтверждает существование в мире любви и добра. Ради того чтобы это произошло, герой готов на подвиги, но совершает он их не для себя, а для другого — любимого и близкого, к которому обращены его дальнейшие слова: «…теперь тебе ничего? Не страшно?»

Начиная с посвящённой жизни и творчеству Маяковского монографии В. О. Перцова , «Послушайте!» рассматривается как часть этической и эстетической полемики русского поэта с популярным в его время Франсисом Жаммом (переводы И. Г. Эренбурга из сборника «От утреннего благовеста до вечерни»). В ранней лирике Маяковского Перцов отмечал два таких полемических произведения — финальное стихотворение из цикла « » (« Несколько слов обо мне самом », начинающееся словами «Я люблю смотреть, как умирают дети») как ответ на «Молитву, чтобы ребёнок не умер» и «Послушайте!» как ответ на «Молитву, чтобы получить звезду»:

Боже, дай мне одну золотую звезду,
Может, в ней для души я спасенье найду.
Если ты не захочешь отдать её мне,
Без обиды, без жалобы всё я снесу.
Если гибель в звезде — подари её мне,
Как дают бедняку золочёное су…

Если у Жамма отношения между лирическим героем и Всевышним построены традиционно, «по вертикали», и сводятся к униженной мольбе и готовности к любому исходу, то у Маяковского эти отношения выстраивает сам герой, для которого горящая звезда для других людей важнее Бога. Сам Бог при этом подчёркнуто антропоморфен , его образ снижен, к нему можно врываться, выдвигать требования, даже шантажировать. С этой точки зрения в стихотворении проявляется обычный для ранней поэзии Маяковского богоборческий мотив — Создатель существует и правит миром, но он не благ и мало что значит в отдельной человеческой судьбе . С другой стороны, «жилистая» рука Бога, по мнению Дядичева, — это признак труженика, символ того, что он может понять состояние лирического героя . Л. Ю. Большухин отмечает, что стихотворение может быть истолковано не только в русле богоборчества, но и как попытка «воссоздать идеал молитвенного контакта с Богом». Он также выделяет у Маяковского мотив страха, переходящий в «Послушайте!» из цикла «Я!» и отсутствующий у Жамма. В отличие от Жамма, у русского поэта конфликт с миром не исчерпан и нуждается в озвучании .

Отмечается, что фраза из стихотворения «если звёзды зажигают — значит — это кому-нибудь нужно?» стала крылатым выражением .

Примечания

Комментарии

  1. Лиля Брик эту позицию оспаривала и отрицала всякую связь между этими двумя произведениями .

Источники

  1. Дядичев В. Н. // Жизнь Маяковского. Верить в революцию. — Алгоритм/Республика, 2013. — ISBN 9785457535367 .
  2. Маяковский В. В. Комментарии: Послушайте! // Полное собрание произведений: В 20 т. / Ответственный редактор тома В. Н. Терехина . — М. : Наука, 2013. — Т. 1. Стихотворения. 1912—1923. — С. 464—465. — ISBN 978-5-02-038128-4 .
  3. . Государственный музей В. В. Маяковского . Дата обращения: 30 июня 2020. 6 марта 2021 года.
  4. Маяковский В. В. // Полное собрание сочинений: В 12 т. / Ред. и комментарии Н. Харджиева . — М. : Художественная литература, 1939. — Т. 1. Стихи, поэмы, статьи, 1912—1917. — С. 429.
  5. Харджиев Н. И. // Russian Literature. — 1990. — Vol. 27. — P. 417. 1 июля 2020 года.
  6. . Владимир Дашкевич . Дата обращения: 30 июня 2020. 21 января 2012 года.
  7. Петров А. Е. // Эстрада России, XX век: энциклопедия / Ответственный редактор Е. Д. Уварова. — М. : Олма-Пресс, 2004. — С. 262. — ISBN 5-224-04462-6 .
  8. на сайте Discogs
  9. Гергель А., Дайнеко В. . — Мультимедийное издательство Стрельбицкого, 2016. — С. 175. — (Те, кто оживляет мифы). 3 июля 2020 года.
  10. Терёхин Д. . Виртуальный музей ансамбля «Песняры» . Дата обращения: 1 июля 2020. 14 октября 2013 года.
  11. Тернова Т. А. // Научный вестник Воронежского государственного архитектурно-строительного университета. Лингвистика и межкультурная коммуникация. — 2011. — Вып. 7 . — С. 58 . — ISSN . 23 июля 2019 года.
  12. Большухин Л. Ю. // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. — 2011. — № 6 (2) . — С. 73 . 30 июля 2021 года.
  13. , с. 71.
  14. , с. 74.
  15. , с. 60.
  16. Серов В. Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. — М. : Локид-Пресс, 2003.
    Бельнова О. А. . Открытый урок (19 октября 2014). Дата обращения: 30 июня 2020.

Литература

  • Маяковский В. В. // Полное собрание сочинений: В 12 т. / Подгот. текста и примеч. В. А. Катаняна . — М. : Государственное издательство художественной литературы, 1955. — Т. 1. Стихотворения, трагедия, поэмы и статьи 1912—1917 годов. — С. 60—61.
  • Аникина О. А. Стихотворение В. В. Маяковского «Послушайте!» // Литература в школе. — 2006. — № 1 . — С. 38—40 .
Источник —

Same as Послушайте!