Interested Article - Клара Милич

«Клара Милич» ( «После смерти» ) — повесть Ивана Сергеевича Тургенева , относящаяся к позднему периоду его творчества. Опубликована в журнале « Вестник Европы » в 1883 (№ 1), с подписью и пометой: «Ив. Тургенев. Буживаль , Октябрь. 1882».

Повесть относят к циклу «таинственных повестей» Тургенева, куда входят также « Призраки », « Песнь торжествующей любви », рассказы «Собака», «Сон» и др. По словам Л.В. Пумпянского , «Клара Милич» — «последнее большое произведение Тургенева, предсмертный его шедевр, быть может, лучшая из всех вообще написанных им повестей» .

Сюжет

Действие происходит в 1878 году. В Москве с тёткой жил молодой человек лет двадцати пяти, Яков Аратов, родители которого умерли (имя Яков он получил от отца в честь почитаемого им Якова Брюса ). Он учился в Университете, но не окончил его и решил также не поступать на службу. Общества он сторонился, и светские новости узнавал обычно от своего приятеля Купфера, который часто заходил к нему. Однажды Купфер уговорил Якова пойти на концерт, где в числе прочих выступала молодая и подающая надежды певица и актриса Клара Милич (настоящее её имя было Катя Миловидова). Яков сходил на концерт и, хотя пение Милич и она сама не очень понравились ему, у него осталось ощущение, что девушка взглядом выделила его среди зрителей.

На следующий день Яков получил письмо без подписи, в котором его просили прийти на Тверской бульвар . Как он и подумал, письмо было от Клары. Она сказала Якову, что должна много о чём ему рассказать, однако затем разговор не заладился и Клара ушла, причём в какой-то момент Яков увидел в её глазах слёзы. Некоторое время Клара не выходила у него из головы, но со временем он перестал думать о ней.

Прошло три месяца, и Яков из заметки в газете узнал о том, что Клара, поступившая актрисой в театр в Казани , покончила с собой, отравившись прямо на сцене. В газете также делался намёк на то, что она сделала это из-за несчастной любви. Несмотря на то, что Клара особенно не нравилась ему, Яков потерял покой, разузнал всё, что можно, о Кларе у Купфера и даже съездил в Казань поговорить с матерью и сестрой Клары. У сестры он взял фотокарточку Клары, а также тайно вырезал страницу из её дневника. Хотя и Купфер, и сестра Клары уверяли Якова, что никакой несчастной любви у девушки не было, Яков стал одержим мыслью о том, что Клара покончила с собой именно из-за него. По ночам ему стало казаться, что Клара где-то рядом и вот-вот заговорит с ним.

Наконец, в одну из ночей Якову показалось, что ему действительно явилась Клара и он признался ей в любви и поцеловал её. На следующий день его тётя заметила, что Яков стал чрезвычайно бледен и слаб, однако он выглядел счастливым. Он понял, что для того, чтобы быть с Кларой, ему тоже придётся умереть. На следующее утро тётя нашла Якова лежащим без чувств на полу у кресла. Он уже не смог прийти в себя и через несколько дней умер. В его руке нашли небольшую прядь женских волос, а на губах его застыла улыбка.

История создания

Евлалия Кадмина

В основу повести легла реальная история «посмертной влюблённости», случившаяся незадолго до написания повести. Молодая певица и актриса Евлалия Кадмина 4 ноября 1881 года покончила жизнь самоубийством, приняв яд на сцене драматического театра в Харькове во время спектакля « Василиса Мелентьева » по пьесе А. Н. Островского (Кадмина исполняла главную роль). В Кадмину был влюблён Владимир Аленицын (1846—1910), магистр зоологии, причём после смерти актрисы его любовь приняла форму психоза . Эта жизненная драма имела в то время шумный резонанс, и Тургенев знал о ней от нескольких знакомых. При этом история взаимоотношений Аратова и Клары Милич была целиком вымышлена Тургеневым (Кадмина не была даже знакома с Аленицыным) .

Знакомая писателя Ж. А. Полонская, одна из тех, от кого он узнал об истории Кадминой и Аленицына, после публикации повести сообщала Тургеневу: «Аленицын пробежал Ваш рассказ, узнал Кадмину и остался недоволен — нашёл, что Вы её не поняли и не могли понять и что, кроме его, никто не только не поймёт, но и не вправе её понять» .

Замысел повести относят к началу декабря 1881 года, однако начало активной работы над ней пришлось на август следующего года. В сентябре повесть была закончена и отослана на просмотр П. В. Анненкову , а в октябре передана Стасюлевичу . В рукописи повесть была названа «После смерти», однако уже при подготовке печати редактор журнала изменил название на «Клара Милич» по согласованию с Тургеневым. Повесть была опубликована в январе 1883 года в «Вестнике Европы» и через несколько дней по-французски в « Nouvelle Revue » под первоначальным авторским названием Après la mort .

Помимо французского, ещё при жизни Тургенева его повесть была переведена на ряд западноевропейских языков, в том числе на немецкий ( Klara Militsch , 1883), английский ( Clara Militch , 1884), чешский ( Klára Miličova , 1883), болгарский (1883), сербский ( Клара Милићева , 1884), румынский .

Критика

После публикация повесть получила благоприятные отзывы в газетной и журнальной критике. О ней хорошо отзывались П. В. Анненков, И. А. Гончаров , Н. С. Лесков , И. А. Бунин .

Хотя сам Тургенев первоначально предполагал написать рассказ «вроде Эдгара По », его повествование развивается совершенно не так, как в рассказах американского писателя. Так, Тургенев «тщательно стушёвывает таинственный характер явления, растворяет его в рассказе, обставляет рядом чужеродных элементов (например, комически-бытовых), вообще пользуется целым аппаратом средств для сплава таинственной части рассказа с нейтральным материалом» .

Отмечалась связь «Клары Милич» с рядом более ранних произведений Тургенева: так, мысль о воздействии на человека таинственных сил, лежащих вне его, в природе, нашла отражение в таких его произведениях, как «Поездка в Полесье», «Фауст», «Призраки» .

Адаптации

Опера

Повесть Тургенева вдохновила композитора А. Д. Кастальского на создание оперы в четырёх действиях под заглавием « Клара Милич ». В либретто оперы был также использован отрывок из поэмы Тургенева «Андрей» (1846), его стихотворение «Весенний вечер» (1843), отрывка «Перед охотой» из цикла «Деревня» (1846) и текст одного из стихотворений в прозе — «Сфинкс» (1878). Впервые опера была поставлена в Москве 11 ноября 1916 года .

Фильмы

В 1915 году по мотивам повести было снято сразу два российских немых фильма — « После смерти » («Тургеневские мотивы») Евгения Бауэра и « Клара Милич » Эдварда Пухальского (второй фильм не сохранился) .

В 1990 году венгерский режиссёр Элизабет Мартон сняла по мотивам повести «Клара Милич» телевизионный фильм «Лунный свет» / Holdárnyék.

Литература

  • Вишневский В. Е. Художественные фильмы дореволюционной России. — М. : Госкиноиздат, 1945. — 192 с.
  • И. С. Тургенев. . — М. : Наука, 1982. — Т. 10. — С. 423—437.

Примечания

  1. Л.В. Пумпянский . от 26 февраля 2020 на Wayback Machine
  2. , с. 426—428.
  3. , с. 429.
  4. , с. 424—426.
  5. , с. 426.
  6. , с. 433—434.
  7. , с. 429—430.
  8. , с. 431—432.
  9. , с. 432.
  10. , с. 434.
  11. , p. 64, 74.

Ссылки

Источник —

Same as Клара Милич