Чёрная дыра
- 1 year ago
- 0
- 0
«Дыра» ( фр. Le trou ) — последний фильм французского режиссёра Жака Беккера , вышедший на экраны в 1960 году . Экранизация одноимённого дебютного романа Жозефа Дамиани , ставшего известным под псевдонимом Жозе Джованни. Роман основан на реальных событиях и повествует о попытке побега в 1947 году группы заключённых из парижской тюрьмы Санте . К нему имел отношение Дамиани, находившийся в то время в тюрьме по обвинению в соучастии в тяжком преступлении, совершённом в 1945 году. Находясь в заключении, Джованни познакомился с Роланом Барба, известным своими многочисленными побегами из тюрем. История его самого знаменитого побега из тюрьмы Санте в 1947 году легла в основу первого романа Джованни, а сам Барба послужил прототипом Ролана Дарбана. В 1956 году после одиннадцати лет, проведённых в заключении, Дамиани выходит на свободу, где заканчивает роман «Дыра», привлёкший к нему внимание публики.
Беккер был знаком с обстоятельствами побега по газетной публикации 1947 года и это дело его очень заинтересовало. После выхода книги в свет он встретился с автором романа, после чего решил снять на его основе фильм, пригласив Джованни в качестве консультанта. Режиссёр стремился добиться достоверности происходящего, для чего сделал выбор в пользу неизвестных широкой публике исполнителей и отказался от музыкального сопровождения. Ролан Барба под псевдонимом Жан Кероди сыграл роль Ролана Дарбана. Черновой вариант уже отснятого фильма не удовлетворил требованиям взыскательного режиссёра, и он переснял его на киностудии Жана-Пьера Мельвиля . В связи со смертельной болезнью, «Дыра» стала последней режиссёрской работой Жака Беккера. Он умер 21 февраля 1960 года не дожив около месяца до премьеры. После его смерти картину заканчивал его сын — кинорежиссёр Жан Беккер. Фильм участвовал в основной конкурсной программе 13-го Каннского международного кинофестиваля .
Фильму предпослано обращение, которое произносит Жан Кероди, освободившийся из тюрьмы и работающий автомехаником: «Здравствуйте… Мой друг Жак Беккер изложил во всех подробностях одну историю… Подлинную историю. Мою собственную. Произошло это в 1947 году в тюрьме Санте …» .
Молодого заключённого Клода Гаспара в связи с ремонтом переводят в другую камеру и подселяют к четырём товарищам — Жо, Маню, Монсеньору и Ролану. По словам Гаспара, он был обвинён в покушении на жизнь своей богатой жены, которая во время их ссоры была ранена из ружья, после того как он хотел её обезоружить. Те отнеслись к новичку поначалу настороженно, однако вскоре решили раскрыть ему свою тайну: не надеясь скоро выйти из тюрьмы, они решили совершить побег, пробив дыру в полу своей камеры. Клод сразу же соглашается принять участие в этом плане, и пятеро заключённых под руководством хитроумного Ролана принимаются за работу. Сокамерники проделывают дыру в полу, через которую можно добраться до подземных коммуникаций тюрьмы. Этот план им успешно удаётся осуществить, а Маню и Гаспар даже пробираются к канализационному колодцу городского коллектора расположенного на улице. Однако они не сбегают, а возвращаются в камеру, чтобы организовать совместный побег.
После возвращения в камеру Гаспара вызывают к начальнику тюрьмы, где ему объявляют, что вчера жена сняла с него обвинения и вскоре он будет освобождён. Заключённый обрадован этим известием, но по нему видно, что он чем-то обеспокоен. Начальник тюрьмы понимает это и спрашивает его не может ли он чем-нибудь помочь. Дальнейший их разговор не показан, а после его окончания Гаспар возвращается в камеру, погружённый в свои мысли. Товарищи спрашивают, где он был два часа, на что он ответил, что был у начальника, который сказал, что жена отказалась от иска. Однако он опасается, что получит пять лет заключения и поэтому будет бежать из тюрьмы вместе со всеми. Маню подозревает предательство с его стороны, но Гаспар сумел убедить сокамерников, что это не правда. Ночью всё готово к побегу, но в самый последний момент в камеру врываются два десятка тюремщиков, которые избивают заключённых за попытку бегства, а Маню нападает на Гаспара, но их растаскивают. Жо, Маню, Монсеньора и Ролана выстраивают голых в коридоре, а Гаспара не освобождают, как он на это надеялся, а помещают по указанию начальника в соседнюю камеру .
Съёмочная группа :
Актёрский состав :
Актёр | Роль |
---|---|
Марк Мишель | Клод Гаспар |
Ролан Дарбан | |
Маню Борелли | |
Мишель Константен | Жо Кассен |
Вослен («Монсеньор») | |
Катрин Спаак | Николь |
начальник тюрьмы | |
лейтенант Гренваль |
Фильм основывается на дебютном романе Жозефа Дамиани , ставшего известным под псевдонимом Жозе Джованни. Он повествуют о попытке побега группы заключённых в 1947 году, к которому имел отношение Дамиани, находясь в тюрьме по обвинению в соучастии в тяжком преступлении . В 1945 году Жозеф и его старший брат приезжают в Париж , где вступают в банду грабителей, созданную Полем Сантосом, их дядей с материнской стороны. Они занимались вымогательством денег у спекулянтов, дельцов «чёрного рынка» времён немецкой оккупации и сотрудничавших с нацистами. При этом эти действия банды маскировались под арест «предателей» за «измену родине». В мае 1945 года во время одного из налётов, в ходе завязавшейся перестрелки хозяин дома, защищаясь, получил смертельное ранение. Жозеф, был ранен в ногу, потерял сознание и в убийстве непосредственного участия не принимал. Придя в себя он был арестован как соучастник преступления, хотя даже не держал в руках оружия, что выяснилось в ходе судебного процесса. 17 ноября 1948 года суд приговорил Жозефа Дамиани и его сообщника Жоржа Аккада к смертной казни . В течение долгих месяцев Жозеф находился в камере смертников, ожидая гильотины . Ему удалось избежать смерти благодаря стараниям хлопотавшего за него отца и адвоката. Президент Франции Венсан Ориоль заменяет обоим преступникам смертную казнь на 20 лет принудительных работ. В 1956 году после одиннадцати лет, проведённых в заключении, Дамиани выходит на свободу . Выйдя из тюрьмы, по совету адвоката Стивена Эке, рекомендовавшего занятия литературной деятельностью в качестве профилактики депрессии, он пишет свой первый роман «Дыра» ( фр. Le Trou ). В нём идёт речь о попытке побега, которую он совершил вместе с другими заключёнными. Его адвокат Эке и писатель Роже Нимье дали прочесть рукопись романа Антуану Блондену и Альберу Камю , благодаря которым он и был опубликован под псевдонимом Жозе Джованни. Роман, написанный необычным стилем, производил впечатление на читателей писательскими находками и очень сильными натуралистическими сценами, часто на грани терпимого. Если верить Джованни, Камю не мог поверить в то, что автором романа является неизвестный бывший заключённый, и предположил, что его написал Андре Мальро . Находясь в заключении, Джованни познакомился с Роланом Барба, известным своими многочисленными побегами из тюрем. История его самого знаменитого побега из тюрьмы Санте в 1947 году легла в основу первого романа Джованни, а сам Барба послужил прототипом Ролана Дарбана, взявшего псевдоним Жан Кероди.
Жак Беккер познакомился с обстоятельствами дела ещё в 1947 году из газетной статьи, которую он вырезал на память, так как уже тогда понимал, что из этой истории может получиться фильм. Роман Джованни вышел в 1957 году, а прочитанная режиссёром рецензия на книгу напомнила ему о замысле фильма на сюжет знаменитого побега. Он встретился с начинающим писателем и узнал, что тот принимал участие в его подготовке. Беккер приобрёл права на экранизацию и совместно с Жаном Орелем написал сценарий, пригласив Джованни в качестве консультанта фильма. В отличие от романа, содержание которого основано на возврате в прошлое в виде воспоминаний героя, сценарий построен в хронологической последовательности. Ещё на этапе создания сценария режиссёр пришёл к выводу, что в ролях было бы уместно задействовать незнакомых для зрителя исполнителей . Он пояснил, что стремился таким образом добиться эффекта реалистичности и драматизма: «Если зритель узнаёт в человеке, облачённом в тюремную робу, актёра, которого он видел в других ролях, он теряет веру в подлинную трагичность ситуации, и напряжение спадает» . В связи с этим, Беккер привлёк непрофессиональных, начинающих актёров (Константен и Леруа впоследствии неоднократно снимались в кино), а на роль Ролана Дарбана пригласил всё того же Барба, взявшего псевдоним Жан Кероди . Беккер рассматривал кандидатуру Жана-Поля Бельмондо на роль в фильме, но отказался после того, как актёр, находившийся в Алжире был неудачно озвучен Жаном-Люком Годаром в его короткометражке (1960) . От музыкального сопровождения режиссёр отказался, чтобы более точно передать звуковую атмосферу тюрьмы Санте.
Черновой вариант уже полностью отснятого фильма не удовлетворил требованиям взыскательного режиссёра, и он переснял его на киностудии Jenner , расположенной на одноимённой улице в XIII-м округе Парижа . Она принадлежала режиссёру Жану-Пьеру Мельвилю , который дружил с Беккером и ценил его творчество. По словам Мельвиля, Беккер снимал десятки дублей каждого плана, но в итоге останавливался на первых, в крайнем случае на шестом дубле: «Вот что такое минусы перфекционизма». Во время съёмок Жак неизменно ждал одобрительной реакции со стороны сына Жана : «Как будто мнение Жана для него действительно что-то значило. Невероятно!», — вспоминал Мельвиль . В связи со смертельной болезнью , «Дыра» стала последней режиссёрской работой Жака Беккера . Он умер 21 февраля 1960 года не дожив около месяца до премьеры . После его смерти картину заканчивал его сын — кинорежиссёр Жан Беккер .
Фильм вышел во французский прокат 18 марта 1960 года, где его посмотрели более 1 380 000 зрителей, из них на Париж пришлось почти 245 000 посещений . По мнению Мельвиля, неуспех фильма у зрителя был вызван тем, что он появился в неподходящее время и демонстрировался в слишком большом кинотеатре «Мариньян». Практики просмотров в небольших кинотеатрах ещё не существовало, а незадолго до этого потерпела неудачу и его собственная картина — « Двое на Манхэтене » (1959). После провала этого фильма Беккер при встрече сказал Мельвилю, что следующим в этом зале провалится его «Дыра» и, несмотря на ободряющие слова, что этого не должно произойти, пророчески ответил, что так оно и будет .
Камера оператора почти не покидала тесную тюремную камеру, но саспенса в «Дыре» было больше, чем в любом триллере с погонями и стрельбой. Это был рассказ о четырёх зэках, на свою беду посвятивших нового сокамерника в план побега. Почти инструкция по технологии побега, скрупулёзно внимательная к мельчайшим деталям: как пилить решётку, долбить лаз в подвал, подменить человека на койке чучелом. И главное, горькая притча о предательстве, об иудах рядом с нами…
Франсуа Трюффо вспоминал, что при съёмках картины более всего Беккер опасался, попасть в «ловушку» поэтизации мира тюрьмы, её жаргона. В итоге он сумел отказаться от этого и показал тюремный мир, где персонажи общаются на понятном, общем языке. Само же место заключения показано как образцовое заведение, где всё организовано на принципах официального, казённого учреждения (например, больницы) .
По словам режиссёра, главной темой фильма является взаимоотношения между людьми, приговорёнными к тому, чтобы находиться вместе в ограниченном пространстве. В июле 1959 года Беккер говорил, что события происходящие в картине фактически представляют собой осовремененную версию истории новозаветного Иуды . Не будь её он бы вообще не стал бы браться за этот фильм. «Самое увлекательное — проследить за тем, как замечательно задуманное предприятие сводится на нет человеком, который ведёт себя, как Иуда: он до самого конца принимает участие в деле, а в финале предаёт товарищей. Какая-то печать проклятия лежит на этом типе», — говорил режиссёр . Гаспар показан как персонаж, никогда так до конца и не интегрировавшийся в группу своих сокамерников. В то же время общность четырёх товарищей подчёркивается различными средствами в виде взаимных взглядов, улыбок, знаков одобрения и т. д. Эти связи подтверждаются на каждой стадии пути к свободе и на каждом поворотном этапе попыток группы ввести в свой состав Гаспара .
Одна из наиболее известных сцен фильма снята в технике внутрикадрового монтажа — без склеек, одним длинным планом, длящимся около четырёх минут. Это происходит во время тяжёлой работы заключённых над устройством лаза в полу, что позволяет зрителю сопереживать героям в режиме реального времени, поучаствовать в их стремлении к свободе . Советский критик Инна Соловьёва отмечала другой аспект такого художественного приёма: «Кажется, на то, чтобы вскрыть полы, на экране уходит столько же времени, сколько понадобилось бы на самом деле. Но синхронность имеет тут иной эффект, нежели эффект точности; достоверности: наоборот, действие кажется растянутым, символически однообразным» . В фильме, впервые у Беккера, отсутствует музыкальное сопровождение; оно появляется только в самом конце, когда после финальных титров экран затемняется и появляется надпись: «Вы видели фильм Жака Беккера» .
На смерть Беккера откликнулись многие кинематографисты. Мельвиль посмотрел картину уже после смерти Беккера. Он назвал фильм «одним из самых прекрасных на свете» и, по его словам, был просто «потрясён этим шедевром» . Мельвиль приводит также историю об одном из самых влиятельных французских режиссёров 1950-х годов и о том впечатлении, которое на него произвела лента:
…на премьере «Дыры» Рене Клеман плакал. Увидев это, литературный агент Жан Россиньоль подошёл ко мне и прошептал: «Знаешь, почему он плачет? Потому что не он снял „Дыру“» .
Серж Даней говорил, что в фильме заключена «формула свободы» . Трюффо отмечал, что зрителям на первом просмотре пришлось «выполнить обязанность нотариусов при вскрытии завещания» . Годар, в последний раз общавшийся с режиссёром во время озвучивания «Дыры», в статье «Брат Жак» писал: «Подобно Мольеру , Жак Беккер пал на поле неслыханной и чудовищной битвы: битвы художественного творчества» . Российский киновед Михаил Трофименков назвал «Дыру» последним шедевром безвременно ушедшего режиссёра. Он противопоставляет картину другой наиболее известной работе Беккера — « Золотая каска » (1952), снятой по большей части на натуре, в отличие от «Дыры» действие, которой происходит в ограниченном пространстве: «Это абсолютная антитеза не менее гениальной и безвоздушной „Дыре“, где действие замкнуто в камере тюрьмы Санте» . По наблюдению российского критика Егора Сенникова, шедевр Беккера характеризуется скрупулёзным отношением к деталям в духе Робера Брессона , а также ему свойственен «гиперреализм и полное эмоциональное опустошение в финале». Несмотря на то, что заключённые, готовящие побег, с самого начала похожи на обречённых, за их действиями и судьбой зрители следят с неподдельным интересом на протяжении всего фильма .