Interested Article - Леруж, Гюстав

Гюстав Леруж ( фр. Gustave Le Rouge ; 22 июля 1867 , Валонь 24 февраля 1938 , Париж ) — французский писатель, поэт и журналист. Отличаясь исключительной разносторонностью, работал во множестве различных жанров. Наиболее известен как автор фантастических романов, продолжающих традиции Жюля Верна .

Биография и творчество

Родился в 1867 году в Валони. Его родителями были Гюстав Бернарден Андре Леруж, маляр, и Софи Руксель . Учился в коллеже в Валони, затем в Шербуре . Собирался поступать в военно-морское училище, однако в итоге принял решение изучать право . В 1889 году окончил университет в Кане . Окончив университет, отправился в Париж, где сблизился с богемной средой . Пробовал себя в различных профессиях: журналист, певец, актёр, секретарь в цирке . В 1889 году опубликовал за собственный счёт сборник стихотворений «Торговец облаками» («Le marchand des nuages»). Свой первый роман «Заговор миллиардеров» («La conspiration des milliardaires», 1900) написал в соавторстве с Гюставом Гюиттоном .

В 1890-х годах Леруж познакомился и сблизился с Полем Верленом . Верлен посвятил ему один из своих поздних сонетов . Леруж, в свою очередь, написал о нём книгу «Последние дни Поля Верлена» («Les derniers jours de Paul Verlaine», 1911) и мемуары «Верленовцы и декаденты» («Verlainiens et décadents», 1928) .

Обложка романа «Пленник планеты Марс». 1908

В начале 1900-х годов Леруж дважды побывал в Тунисе . Он много писал, в основном «массовую» литературу: приключенческие романы («La Princesse des airs», 1902), сентиментальные истории («Le Secret de la châtelaine», 1911), детективы («Le Fantôme de la danseuse», 1914), шпионские романы («L’espionne de la marine», 1917) и т. п. Однако наибольшую известность он получил как наследник традиций Жюля Верна и предшественник научной фантастики . В этом жанре написаны такие романы, как «Пленник Марса» («Le Prisonnier de la planète Mars», 1908) и «Война вампиров» («La Guerre des vampires», 1909), составляющие единую «марсианскую сагу», и пр. Наибольшую известность получил роман «Таинственный доктор Корнелиус» («Le Mystérieux Docteur Cornélius», 1912—1913) . Ещё при жизни писателя он был переведён на 32 языка .

В годы Первой мировой войны Леруж был военным корреспондентом. После войны он познакомился и сблизился с Блезом Сандраром , который впоследствии высоко отзывался о его творчестве . В 1924 году Сандрар опубликовал литературную мистификацию: поэтический сборник «Кодак», составленный из фрагментов романа Леружа «Таинственный доктор Корнелиус» и получивший положительные отзывы критики . Впоследствии, из-за претензий со стороны компании « Кодак », Сандрар был вынужден дать произведению другое название — «Documentaires» . Выбор исходного «материала» объяснялся тем, что главное действующее лицо романа Леружа, доктор Корнелиус, — хирург, способный менять внешность людей и выдавать их за кого-то иного. Такую же «операцию», с помощью нарезки ножницами и последующего коллажа , проделал и Сандрар, выдав прозу Леружа за собственные стихи . Впоследствии Сандрар объяснял, что, идя на подобную «неделикатность» и рискуя потерять расположение Леружа, он всё же решился на это, дабы доказать другу, что тот — истинный поэт: ведь это его текст .

Начиная с 1923 года Леруж публиковал серию рассказов в стиле «американского детектива», главным персонажем которых был Тодд Марвел, «детектив-миллиардер» . Круг его интересов и затрагиваемых им тем был чрезвычайно широк: наука, технологии, оккультизм , высокая кухня , психология, социология, кинематограф и пр. В общей сложности он опубликовал более 300 произведений в самых разнообразных жанрах, включая биографии, поваренные книги, сборники советов по домоводству и садоводству, пособия по толкованию снов и т. п. Несмотря на такую эклектичность, Леруж обладал поистине широкой эрудицией и пользовался признанием среди современников, отмечавших его исключительную начитанность . Так, его прозу высоко ценили сюрреалисты ; влияние Леружа прослеживается в творчестве Гастона Леру и в цикле романов о Фантомасе Марселя Аллена и Пьера Сувестра .

На несколько десятилетий забытая, проза Леружа вновь начала переиздаваться в 1970-х — 1980-х годах. За пределами Франции его творчество известно мало . На русский язык переведена его фантастическая «марсианская» дилогия, изданная в 1993 году под заглавием «Война вампиров» .

Примечания

  1. , p. 486.
  2. (фр.) . Les Editions de Londres . Дата обращения: 21 сентября 2020. 28 сентября 2020 года.
  3. : [ 25 февраля 2021 ] / Чекалов К. А. // Лас-Тунас — Ломонос. — М. : Большая российская энциклопедия, 2010. — С. 308. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 17). — ISBN 978-5-85270-350-7 .
  4. (фр.) . Dictionnaire mondial des littératures . Larousse.
  5. , p. 2.
  6. .
  7. , p. 5.
  8. , p. 3.
  9. , p. 41.
  10. , p. 136.
  11. , p. 41—42.
  12. , p. 1, 3.
  13. , p. 1.
  14. . Российская государственная библиотека . Дата обращения: 21 сентября 2020. 26 ноября 2019 года.

Литература

  • Michel Butor. // Continent Cendrars. — 1990. — № 5 . — P. 41—51.
  • Craig Dworkin, Kenneth Goldsmith. // Against Expression: An Anthology of Conceptual Writing. — Northwestern University Press. — 2011. — P. 136.
  • Arthur B. Evans. // Science Fiction Studies. — 2002. — Т. 9 , № 1 . — P. 1—14.
  • Aurélien Fouillet. // Sociétés. — 2011. — № 113 . — P. 91—95.
  • Ronan Prigent. . — Presses universitaires du Septentrion, 1996. — 648 p.

Ссылки

  • (фр.) . France Culture .
Источник —

Same as Леруж, Гюстав