Музыкальная новь
- 1 year ago
- 0
- 0
«Новь» — последний и самый длинный роман Ивана Сергеевича Тургенева . Это единственное из объёмных произведений Тургенева, в подзаголовке которого автор определил его жанр — «роман» . Работа над ним шла с 1871 по 1876 год. Опубликован в 1877 году в двух первых номерах журнала « Вестник Европы ».
В центре романа — зарождающееся в России 1868 года движение революционеров-народников . Борис Андреевич Сипягин, сановник из поколения « просвещённых бюрократов », нанимает на лето студента Алексея Нежданова учителем для своего сына. В имении Сипягина Нежданов встречает его племянницу — молодую девушку Марианну, которая живёт в доме на правах бедной родственницы и преподаёт французский сыну Сипягина.
Увлёкшись революционными идеями Нежданова, Марианна влюбляется в него. Молодые люди совершают побег из дома Сипягина и поселяются во флигеле бумагопрядильной фабрики, где управляющим работает их друг Василий Соломин, который хотя и сочувствует революционным идеям, но относится к ним скептически, предпочитая более практические дела (например, при фабрике он открыл школу и больницу). Нежданов начинает «ходить в народ», надев кафтан, сапоги и картуз со сломанным козырьком, но мужики к нему враждебны и речей его не понимают. Нежданов разочаровывается в революционных идеях и стреляет себе в сердце. На смертном одре раненый революционер «поручает» свою невесту Соломину. После смерти Нежданова Соломин и Марианна венчаются.
Чтобы роман прошёл цензуру, Тургеневу пришлось обойти в нём многие опасные места. Тем не менее вторая часть «Нови» была пропущена цензурой только потому, что первая часть романа уже была опубликована, и запрет на публикацию второй грозил вызвать скандал в обществе. Первоначальная реакция критиков на «Новь» была преимущественно отрицательной, причём как со стороны консервативного лагеря, возмущённого сатирическим изображением в романе сановника Сипягина, так и со стороны народников, в частности Лопатина , отмечавших незнание автором многих сторон деятельности революционеров. Однако после появления в печати материалов судебного дела « процесса пятидесяти » и особенно после судебного процесса Веры Засулич отношение к «Нови» в демократическом лагере стало меняться. Некоторые критики, сравнивая образ Марианны в романе и Засулич, даже называли Тургенева пророком . Современник Тургенева писатель В. М. Гаршин писал о прочитанном романе :
Ив<ан> Серг<еевич> на старости лет тряхнул стариной. Что за прелесть! Я не понимаю только, как можно было, живя постоянно не в России, так гениально угадать всё это.
Литературовед Д. Мирский относил изображение семьи Сипягиных в «Нови» к лучшим сатирическим страницам Тургенева, но вместе с тем считал, что долгие годы жизни за границей не позволили Тургеневу достоверно отобразить жизнь и заботы нового поколения соотечественников: «изображение революционеров семидесятых годов здесь напоминает рассказ о чужой стране человека, который никогда в ней не бывал» .
В публикации (2018) о забытом романе журналист Максим Семеляк назвал его недооценённым и нашёл в нём «насмешливую лёгкость, параллели с современной повесткой и вековой русский сон» .