Interested Article - Окулесика
- 2020-07-22
- 1
Окулесика ( англ. oculesics от лат. oculus — глаз) — исследование зрительного контакта, поведения глаз . Будучи неотъемлемой частью мимики , передаёт информацию синхронно с другими частями лица .
Общее определение
Окулесика изучает поведенческие аспекты глаз и использование взгляда в качестве способа невербальной коммуникации . Глаза могут передавать доминирование, подчинение, вовлечённость, отстранённость, позитивное или негативное впечатление. Например, люди высокого статуса чаще стремятся первыми установить зрительный контакт, когда коммуниканты низкого статуса смотрят в глаза собеседнику, когда слушают, а не когда говорят.
Человеческий глаз — неповторимый орган человеческого тела: в радужной оболочке глаза можно найти около 250 уникальных признаков, комбинации которых не могут повториться даже у близнецов. Эту особенность человеческого глаза можно сравнить с отпечатками пальцев , однако рисунок на пальцах поддаётся изменениям, а признаки глаз изменить нельзя .
Окулесика может трансформироваться под влиянием этнических особенностей коммуникации, так как глаза — важный орган в физиологическом, психологическом, социальном, религиозном и сексуальном отношениях. Каждая культура и каждый народ вырабатывают типовые модели глазного поведения и стереотипные языковые способы говорить о них. Правила этикетного глазного поведения, например, строго регулируют и запрещают определённые взгляды. Например, в американской культуре не следует избегать взгляда, но также недопустимо разглядывать другого человека. Если речь идёт о пуэрто-американцах и американцах мексиканского происхождения, то опущенный взгляд говорит об уважении.
Взгляд участвует в процессе формирования высказывания: при оформлении мысли человеку свойственно смотреть в «пространство», но в конце он смотрит на собеседника, что говорит о том, что мысль с трудом поддаётся вербализации.
Типология
Согласно исследованиям лингвиста Григория Крейдлина , в окулесике выделяют несколько основных видов глазного поведения людей в диалоге :
- «односторонний взгляд» ( англ. one-sided look ) — взгляд одного человека на другого (но не на лицо);
- «взгляд в лицо» ( англ. face gaze ) — взгляд одного человека на лицо другого;
- «прямой взгляд <в глаза>» ( англ. direct <еуе> gaze );
- «совместный взгляд» ( англ. mutual gaze ) — взгляд партнёров друг другу в лицо;
- «контакт глаз», или «визуальный контакт» ( англ. eye contact ) — оба партнёра осознанно смотрят в глаза друг друга (ср. русское переглядываться);
- «избегание взгляда» ( англ. gaze avoidance ) — ситуация, когда один из участников диалога (или оба) стремится избежать взгляда в глаза со стороны собеседника;
- «пропуск взгляда» ( англ. gaze omission ) — не имея явного намерения избежать контакта глаз, не смотреть на партнёра.
Критика
Критика теорий о невербальных коммуникациях особенно остро возникала в связи с практиками разработанного в 1960-х и 1970-х годах нейролингвистического программирования (НЛП) в психотерапии . Критики поднимали вопросы о неэффективности и неэтичности использования НЛП . Многие утверждают, что НЛП преимущественно является мошенничеством. Например, психолог Майкл Корбаллис заявляет, что авторы НЛП умышленно создали впечатление научной респектабельности, так как на самом деле «НЛП имеет мало общего с нейрологией , лингвистикой или даже респектабельной поддисциплиной нейролингвистикой » .
Ссылки
- И. Н. Жукова [и др.] Словарь терминов межкультурной коммуникации. — Москва: Флинта: Наука, 2013. — 628 с. — ISBN 978-5-9765-1083-8 .
- ↑ Крейдлин, Г. Е. Невербальная семиотика: Язык тела и естественный язык. — М. : Новое литературное обозрение, 2002. — 592 с. — ISBN 5-86793-194-3 .
- Jha, Alok (2003-10-09). . The Guardian (англ.) . из оригинала 16 декабря 2018 . Дата обращения: 14 декабря 2018 .
- Corballis, M. . — Sergio Della Sala (Editor), 1999. — ISBN 0-471-98303-9 .
Литература
- Крейдлин Г. Е. Невербальная семиотика: Язык тела и естественный язык. — М.: Новое литературное обозрение, 2002. — 592 с.
- Жукова И. Н. [и др.] Словарь терминов межкультурной коммуникации. — М.: Флинта: Наука, 2013. — 628 с.
- 2020-07-22
- 1