Interested Article - Особняк Соловьёва

Особня́к Соловьёва памятник архитектуры (региональный) — дом архитектора Сергея Соловьёва , расположенный в Москве на пересечении Хлебного и Малого Ржевского переулков . Построен по авторскому проекту владельца, признан одним из наиболее ярких московских образцов стиля модерн начала XX века . С 1922 по 2008 год принадлежал посольству Грузии в России, с начала 2010-х передан Секции интересов Грузии при посольстве Швейцарии .

Описание

Фасад по Малому Ржевскому переулку, 2013 год
Фасад со стороны Хлебного переулка, 2013 год

Собственный дом Сергея Соловьёва был построен в 1901—1902 годах и выдержан в манере франко - бельгийского ар-нуво . В более ранних работах архитектор склонялся к эклектике и увлекался русским стилем , личный особняк является единственной работой зодчего в жанре частного жилого дома и первой в модерне . К началу XX века Соловьёв де-факто был главным архитектором Москвы, выполнявшим крупнейшие государственные заказы, и занимался крупными общественными зданиями и проектами. Собственный дом стал для него своеобразным автопортретом, возможностью выразить свои художественные вкусы во всей их широте, не оглядываясь на требования заказчиков. Исследователи называют два источника, послуживших вдохновением особняка Соловьёва: парижский доходный дом «Кастель Беранже» архитектора Гектора Гимара и студию Поля Анкара в Брюсселе . Фасадная композиция последней прямо цитируется в особняке Соловьёва .

Особняк имеет сложную, асимметричную форму, визуально делится на несколько самостоятельных частей. Основные вход и фасад расположены со стороны Малого Ржевского переулка. Вестибюль и парадная лестница занимают отдельное помещение в пристройке, а главный объём был отведён для кабинета архитектора, в котором находились библиотека и изразцовая печь. Второй этаж занимали спальни и чертёжная. Эту часть здания венчает викторианская щипцовая крыша. Гостиную второго этажа освещает масштабное трёхчастное окно, под которым на фасаде выложен изразцовый фартук из узорной плитки.

Фасады здания отличаются изобилием художественных деталей и выразительных средств. Витражи , 14 майоликовых панно, росписи, лепнина , фигурные решётки и кронштейны , рустовка стен, многообразие оконных проёмов и сложная объёмная композиция — все вместе они воплощали идею о модерне как синтезе искусств, а в отдельности каждый элемент оформления в фасаде имел символическое значение . Например, в узорах медальонов- тондо под карнизом римскими и арабскими цифрами записаны годы постройки — «1901» и «MDCCCCII».

В декоре особняка многое связано символикой ночи — популярной у поэтов- символистов : почтовая щель выполнена в форме летучей мыши , у основания колонн «сидят» совы, а некоторые арочные окна венчают лепные химеры . Справа от входной двери находится барельеф с изображением рычащей пантеры работа скульптора Николая Андреева . Керамическое панно с изображением ночи со стороны Хлебного переулка (которое нередко именуют «Ночь», «Рим. Форум ночью» или «Сумерки») не имеет документально подтверждённого авторства. По мнению М.В. Нащокиной , при создании панно могла быть использована акварель Михаила Врубеля или Марии Якунчиковой . В семье архитектора сохранилась легенда о причастности к созданию убранства дома художника Виктора Васнецова . Однако невозможно исключать и того, что автором композиции для пейзажного панно мог выступить сам Соловьёв, отнюдь не чуждый изобразительному искусству, как о том свидетельствуют многочисленные видовые зарисовки, выполненные им в период заграничного пенсионерства .

Под панно находится горельеф с образом богини ночи Гекаты в обрамлении маков и перепончатых крыльев — она изображена в декадентской стилистике модерна . Ещё ниже расположены полукруглые майоликовые медальоны с четырьмя музами искусств (которые также приписывают Якунчиковой). Керамика для всех панно была произведена на заводе « Абрамцево » .

Интерьеры особняка были не менее тщательно проработаны и также соответствовали идее эклектичного синтеза стилей и искусств. Соловьёв лично создавал эскизы и проектировал новую мебель, подбирал к ней отдельные антикварные предметы. Стены украшали живопись и мозаики, потолки и полы были наборными. Коллеги, друзья и ученики дарили Соловьёву художественные произведения, которые вписывались в интерьер и дополняли его .

История

Сразу после окончания строительства здание получило высокую оценку критиков и было включено в список наиболее выдающихся «приобретений московской архитектуры» начала века на V съезде российских зодчих. В доме жила семья Соловьёва — супруга и три дочери, в кабинете и чертёжной архитектор работал со своими учениками и коллегами. После смерти Соловьёва в 1912 году вдове пришлось заложить банку особняк, который требовал больших расходов на содержание .

Вскоре особняк был выставлен на торги. Покупателем и новым владельцем стал художник Павел Павлинов , здание принадлежало ему до 1921 года . В 1922-м дом национализировали и передали Экономическому представительству Грузии в РСФСР , которое позднее заменило постоянное посольство. В середине века к зданию добавили пристройку в стиле кубического модернизма, исказившую изначальный художественный облик .

После обострения политических отношений между Грузией и Россией в 2008 году посольство было выведено из здания, несколько лет дом пустовал. По состоянию на 2018-й бывший особняк Соловьёва занимает Секция интересов Грузии при посольстве Швейцарии .

Особняк Соловьёва часто называют одним из вероятных прототипов дома Маргариты из романа « Мастер и Маргарита » Михаила Булгакова , вдохновившим его на описание окна, из которого героиня улетает на бал к Сатане . Также здание снимали в сериале « Семнадцать мгновений весны »: по сюжету в нём находилась конспиративная квартира гестапо , где держали радистку Кэт .

Примечания

  1. , с. 11—17.
  2. Департамент культурного наследия города Москвы. . Официальный портал Мэра и Правительства Москвы (10 декабря 2013). Дата обращения: 11 января 2019. 2019=01-13 года.
  3. , с. 45.
  4. . Портал «Памятники архитектуры Москвы и области». Дата обращения: 11 января 2019. 23 января 2019 года.
  5. , с. 56—63.
  6. , с. 8—15.
  7. Печёнкин И. Е. . Покровский собор в истории и культуре России. Материалы научной конференции, посвященной 450-летию Покровского собора (2012). Дата обращения: 11 января 2019. 23 января 2019 года.
  8. , с. 41.
  9. , с. 13—14.
  10. .
  11. , с. 238.
  12. Печёнкин И.Е. от 11 июля 2021 на Wayback Machine . — М.: ABCdesign, 2020. — С. 155-165.
  13. Латош. В. Дата обращения: 14 января 2020. 6 августа 2019 года.
  14. , с. 216.
  15. , с. 43.
  16. Ирина Фрыкина. . «Артархив». Дата обращения: 14 января 2019. 23 января 2019 года.
  17. , с. 453—458.
  18. , с. 44.
  19. Елена Пугачёва. . Газета «Москва. Центр» (10 сентября 2017). Дата обращения: 11 января 2019. 18 декабря 2018 года.
  20. , с. 39.
  21. Ольга Шаблинская. . «Аргументы и Факты» (15 февраля 2017). Дата обращения: 11 января 2019. 8 января 2019 года.
  22. . «Теленеделя» (23 ноября 2018). Дата обращения: 11 января 2019. 20 января 2019 года.

Литература

  • Арзуманова О. И. Керамика Абрамцева в собрании Московского государственного университета инженерной экологии. — М. : Жираф, 2000. — С. 216. — 222 с. — ISBN 5-89832-017-2 .
  • Величко С. // «Наука и жизнь». — М. : Редакция журнала «Наука и жизнь», 1999. — Ноябрь ( № 11 ).
  • Гришин А. И. // Вестник РЭУ им. Г. В. Плеханова. — М. , 2013. — С. 11—17 .
  • Лобов О. И. . — М. : О-Мастер, 2001. — С. 563. — 701 с. — ISBN 5-9207-0001-7 .
  • Московский коммерческий институт. Начало // «Московское наследие» / под ред. Ф. Смирнова. — М. : ООО «Солид-Пресс», 2017. — № 4 (52) . — С. 56—63 .
  • Нащокина М. В. Московский модерн. — 3-е изд. — СПб. : Коло , 2011. — С. 453—458. — 792 с. — ISBN 978-5-901841-65-5 .
  • Печёнкин И. // «Московское наследие». — М. : Объединенная редакция изданий Мэра и Правительства Москвы, 2015. — № 1 (37) . — С. 38—45 .
  • Печёнкин И.Е. от 11 июля 2021 на Wayback Machine . — М.: ABCdesign, 2020. — 344 с.: ил.
  • Традиции в истории русской культуры // Искусствознание: журнал по истории и теории искусства. — М. : Искусствознание, 2005. — № 2 . — С. 238 . — ISSN .
  • Чертов В., Печёнкин И., Юдин А. // «Развитие личности». — 2012. — № 1 . — С. 8—15 .

Ссылки

  • от 13 февраля 2018 на Wayback Machine фасада крупным планом
  • от 23 января 2019 на Wayback Machine на сайте проекта «Узнай Москву»
Источник —

Same as Особняк Соловьёва