Interested Article - Нарасимхатапани-упанишада
- 2020-10-15
- 1
« Нарасимхатапани-упанишада » (Нарасимха-тапани упанишада, Нрисимхатапанопанишад, Нрисимхатапани-упанишада, Nrisimha Tapaniya Upanishad , санкср . नृसिंहोत्तरतापनीयोपनिषत्) — второстепенный текст упанишад на санскрите , одна из 31 упанишад, входящая в состав « Атхарваведы » и являющаяся вайшнавской . Упанишада посвящена одному из земных воплощений Вишну в образе Нарасимхи , человека-льва, появившегося для спасения Прахлада от своего демонического отца Хираньякашипу и освобождения от него мира. «Нарасимхатапани-упанишада» состоит из двух самостоятельных частей:
- пурва-тапания-упанишада ( Purva Tapaniya Upanishad );
- уттара-тапания-упанишада ( Uttara Tapaniya Upanishad ).
Текст является основополагающим для традиции (секты) нарасимха-вайшнавов и датируется до VII века . Комментарий к этому тексту — с прославлением Вишну в его второй аватаре — был составлен мыслителем Гаудападой .
Содержание упанишады
Нарасимхатапани-упанишада провозглашает тождественность четырёх категорий: Атман , то есть человеческая душа; «ОМ», или Брахман (Высшая реальность); Вишну; его аватара Нарасимха . Упанишада начинается со стихов Ригведы . В её основе лежит философия монизма , аналогичные сентенции можно встретить в других вайшнавских упанишадах, в частности, посвящённых аватару Раме . Человеческая душа описана как вечно бдительный лев, свободный от всех привязанностей и заблуждений .
Часть упанишады посвящена описанию поклонения оружию Вишну — Сударшане -чакре. Поклонение Сударшане, которая одновременно выступает оружием Нарасимхи, способно исполнить желания человека и открывает путь к освобождению души ( мокше ). В центре Сударшаны находится мантра в честь Нарасимхи. Её ежедневное повторение позволяет преодолеть «огонь, ветер, Солнце, Луну, дэвов , растения и яд» . Таким образом, упанишада связывает воедино Нарасимху и его всемогущее оружие .
Несмотря на вайшнавский характер Нарасимхатапани-упанишада, в ней прослеживаются влияние шиваизма . Примечательно, что упанишада начинается со ссылки на автора адвайта-веданты и шайву Шанкару , а не на Нараду , Рамануджу или других ключевых персонажей вайшнавизма. « У него очень ужасный и страшный взгляд, однако он — „Шанкара“, несущий добро людям », — провозглашает упанишада в первом тексте . Кроме того, Нарасимхатапани-упанишада описывает Нарасимху как «Нила Лохита» ( Neela Lohita ), то есть с синей шеей — эпитет, обычно описывающий Шиву. Нарасимха также упоминается как Ума-пати ( Umapathi ), то есть супруг Умы ( Рудра или Шива ), и Пашупати (владыка скота, эпитет Рудры или Шивы). Последний текст упанишады посвящён беседе между Праджапати и дэвами о звуке «ОМ».
Мантра, посвящённая Нарасимхе
Упанишада содержит мантру , посвящённую Нарасимхе, получившую название «Нарасимха-мантра» ( Nrisimha Mantra ), а также ещё четыре дополнительные мантры (Пранава, то есть «ОМ», Савитри -мантра, Яджур- Лакшми -мантра и Нарасимха-гаятри). Нарасимха-мантра именуется «мантра-раджей» (царём гимнов). Текст изобилует обсуждением Нарасимха-мантры и связанных с ней гимнов. Упанишада провозглашает, что каждый, кто боится смерти, грехов и семейной жизни, должен повторять Нарасимху-мантру .
Нарасимха представлен не просто как гневное карающее божество, но как божество духовного знания и владыка Брахмы , Бог всех существ и Господь всех Вед . Упанишада описывает его качествами, перечисляемыми в мантре: угра (свирепый), вира (героический), Махавишну (великий Вишну), джвалантам (обжигающий), Нарасимха (наполовину человек и наполовину лев), Тривикрама ( Вамана , покрывший все миры тремя шагами), бхишанам (вызывающий страх), бхадрам (безопасный для своих преданных) и мрутью-мрутьюм (смерть и бессмертие ) .
Наименование и посвящение | Содержание |
---|---|
Нарасимха-маха-мантра ( Narasimha Maha Mantra ), «великая» мантра, перечисляющая божественные аспекты Нарасимхи |
|
Пранава ( Pranavam ), первоначальный священный звук |
|
Савитри-мантра ( Savithri Mantra ) из Яджур-веды , посвящённая богу солнца Сурье |
|
Яджур-Лакшми-мантра ( Yajur Lakshmi Mantra ) в честь супруги Вишну Лакшми |
|
Нарасимха-гаятри ( Narasimha Gayathri ), «солнечная» мантра в честь Нарасимхи |
|
См. также
Примечания
- , p. 82.
- , p. 87.
- , p. 809.
- ↑ , p. 191.
- , p. 188.
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1892. — Т. VIII. — С. 180.
- , p. 835.
- , p. 825.
- ↑ Ramachander P. . Veda Rahasya (2019). Дата обращения: 27 января 2019. 6 февраля 2019 года.
Литература
- Deussen P., Bedekar V., Palsule G. Sixty Upaniṣads of the Veda. — Delhi: Motilal Banarsidass , 2010.
- Farquhar J. Outline of the religious literature of India. — Hardpress Ltd, 2013.
- Lamb R. Rapt in the name: the Ramnamis, Ramnam, and untouchable religion in Central India. — Albany, N.Y: State University of New York Press , 2002.
- Prasoon S. Indian scriptures: Vedic literature and Hindu religion. — New Delhi: Hindoology Books, 2008.
- Tinôco C. As Upanishads. — São Paulo: IBRASA, 1997.
Ссылки
- Ramachander P. . Veda Rahasya (2019).
- 2020-10-15
- 1