Interested Article - Неведомый бог

Неве́домый бог ( др.-греч. Ἄγνωστος Θεός ) — теория Эдуарда Нордена , впервые опубликованная в 1913 году, которая предполагает, основываясь на речи апостола Павла к ареопагу в Деяниях , что в дополнение к двенадцати главным богам и бесчисленным меньшим божествам древние греки поклонялись божеству, которое они называли «Агностос Теос» (с греч. «неведомый бог»). Норден характеризовал его как «не греческое» . В Афинах был храм, специально посвящённый этому богу, и, согласно более позднему диалогу «Друг отечества», очень часто афиняне клялись «именем Неведомого бога» ( др.-греч. Νὴ τὸν Ἄγνωστον Не тон Агностон ) . Псевдо-Аполлодор, Филострат и Павсаний также писали о Неведомом боге.

Апостол Павел в Афинах

Проповедь апостола Павла в ареопаге. Рафаэль , 1515

Согласно книге Деяний, содержащейся в Новом Завете , когда апостол Павел посетил Афины, он увидел алтарь с надписью, посвящённой этому богу (возможно, один из установленных по совету Эпименида для очищения города ), и, когда его пригласили выступить перед афинским ареопагом, произнёс :

Ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано «неведомому Богу». Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам. Бог, сотворивший мир и все, что в нем, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет и не требует служения рук человеческих

Поскольку иудейский Бог не мог быть публично назван по имени и не имел изображения даже в своем храме, вполне возможно, что афинские слушатели Павла сочли его Бога «Неведомым Богом» в полном смысле слова . Кроме того, они могли понять введение нового Бога по аналогии с « Эвменидами » Эсхила ; по иронии, как Эвмениды были вовсе не новыми богинями, а Эриниями в новой форме, так же христианский Бог был бы для них в этом случае не новым богом, а тем, которому греки уже поклонялись как Неведомому богу . Также аудитория Павла могла узнать цитаты из стиха 28 как принадлежащие Эпимениду и Арату соответственно.

Иероним Стридонский позже писал, что на самом деле надпись на алтаре гласила «Богам Азии, Европы и Африки, богам неведомым и чужим», а Павел изменил её в своей речи .

Археологические находки

Алтарь Неведомого бога

Алтарь, посвящённый Неведомому богу, был обнаружен в 1820 году на Палатине ( Рим ). Он содержит следующую надпись :

SEI·DEO·SEI·DEIVAE·SAC
G·SEXTIVS·C·F·CALVINVSPR
DE·SENATI·SENTENTIA
RESTITVIT
Либо богу либо богине святым
Гай Секстий Кальвин , сын Гая, претор,
по приказу сената
восстановил

Подобные надписи можно найти на нескольких древних памятниках. Возможно, их цель была в том, чтобы скрыть истинную сущность божества, хранившего Рим, если бы враг захватил этот город. Эта фраза также часто использовалась при эвокации — обращении к богу, хранившему какое-либо место (например, «Будь ты бог или богиня, которая правит Карфагеном, даруй нам…»). Историк Эдвард Кортни утверждал, что она «предназначалась для охвата всех основ как признание ограниченности человеческих знаний о божественных силах» .

Этот алтарь считается восстановленным по образцу более раннего архаического алтаря. Либо тот носил аналогичную надпись, либо был посвящён известному божеству, однако надпись на нём со временем стёрлась, а память исчезла. В XIX веке его ошибочно принимали за известный алтарь Аия Локуция . В настоящее время он выставлен в Палатинском музее .

Примечания

  1. Деян.
  2. van der Horst, Pieter Willem. (англ.) . — Peeters Publishers , 1998. — Vol. The Altar of the 'Unknown God' in Athens (Acts 17:23) and the Cults of 'Unknown Gods' in the Graeco-Roman World. — P. 187—220. — ISBN 9789042905788 .
  3. Псевдо-Лукиан. Друг отечества, IX, 14.
  4. Филострат. Жизнь Аполлония Тианского , VI, 3.
  5. Павсаний. от 13 января 2019 на Wayback Machine
  6. Диоген Лаэртский . от 19 мая 2016 на Wayback Machine
  7. Guy. G Strournsa. A nameless God: Judaeo-Christian and Gnostic 'theologies of the Name' // (англ.) / Tomson, Peter J.; Lambers-Petry, Doris. — (англ.) , 2003. — P. 235. — ISBN 3-16-148094-5 .
  8. Kauppi, Lynn Allan. Acts 17.16-34 and Aeschylus' Eumenides // (англ.) . — Continuum International Publishing Group , 2006. — P. 83—93. — ISBN 0-567-08097-8 .
  9. де Андиа, Изабель . от 14 января 2019 на Wayback Machine
  10. Sandys, Sir John Edwin. (англ.) . — Cambridge: Cambridge University Press , 1919. — P. .
  11. от 13 января 2019 на Wayback Machine , essay by Mauk Haemers
  12. Rodolfo Lanciani, , 1892.
  13. Lanciani, Rodolfo. (неопр.) . — Boston and New York: (англ.) , 1892.

Литература

  • Alvar, Jaime, 1988: «Materiaux pour l’etude de la formule sive deus, sive dea» Numen 32,2, 236—273.
Источник —

Same as Неведомый бог