Уголок поэтов
- 1 year ago
- 0
- 0
Детский уголок ( англ. Children's Corner ; фр. Le Coin des enfants ) L.113 ( CD 119a ) — цикл из шести фортепианных пьес Клода Дебюсси , написанный в 1906—1908 годах, по авторскому обозначению — «маленькая сюита». Опубликован в 1908 году , с оригинальными рисунками на обложке издания, сделанными самим композитором . Цикл впервые публично исполнен пианистом Гарольдом Бауэром 18 декабря 1908 года .
Фортепианный цикл написан в 1906—1908 годах, которые музыковеды относят к так называемому «великому шестилетию» (1903—1908) — периоду музыкальной зрелости композитора, когда были созданы многие его значительные произведения. Особое место в этот период в его творчестве стали занимать сочинения для фортепиано. В музыковедении распространена точка зрения, что для фортепианной литературы XX века его сочинения имеют то же значение, что и Шопена для XIX века, а Дебюсси называют главным родоначальником нового фортепианного стиля . По мнению музыковеда В. Быкова: « После 1904 года каждое произведение Дебюсси для этого инструмента станет шедевром мировой фортепианной литературы » .
Композитор посвятил фортепианную сюиту своей дочери Клод-Эмме Дебюсси (1905—1919; домашнее прозвище «Шушу») со словами « моей дорогой маленькой Шушу с нежными извинениями отца за то, что последует » (фр. À ma très chère Chouchou… avec les tendres excuses de son père pour ce qui va suivre ), а ещё в июле 1908 года Дебюсси дарит Шушу эскизы этого цикла. Единственную дочь композитора родила в 1905 году его будущая вторая жена Эмма Бардак . Девочка была музыкально одарённой, исполняла некоторые сочинения отца и музицировала. В 1912 году Дебюсси с иронией писал И. Ф. Стравинскому , что она сочинила фантазию на темы из балета « Петрушка », по словам композитора, « заставившую бы и слонов зарычать »: « Я пригрозил ей пытками, но она продолжает работу, утверждая, что „Вы найдёте фантазию прекрасной“ » .
Композитор посвятил ей также свой последний балет « Ящик с игрушками » (фр. La Boite a joujoux ) в шести частях, который его друзья окрестили — La Boite a Chouchoux («Ящик Шушу»). Девочка скоропостижно скончалась от дифтерии через год после смерти отца.
Маргерит Лонг , известная пианистка и близкая подруга композитора, писала в своей книге «За роялем с Дебюсси» :
Когда родился этот ребёнок, Дебюсси признался Луи Лалуа : "Радость потрясла меня, и я даже растерялся!". Позже, когда Шушу исполнилось четыре года, он преподнёс ей сюиту для фортепиано "Детский уголок".
В авторском оригинале заглавие всей сюиты и её отдельных пьес написано на английском языке, что отражало некоторую англоманию со стороны композитора, а также то, что у его дочери была воспитательница англичанка, которая помогала ей в изучении этого языка . Авторские ремарки написаны по-французски.
В цикле из шести пьес представлены следующие музыкальные жанры: токката , колыбельная песня , серенада , лирический танец, народная сцена, быстрый танец.
Название музыкального номера происходит от латинского крылатого выражения Gradus ad Parnassum, которое переводится как «шаг к Парнасу », «ступень на Парнас»). Номер написан в сложной трёхчастной форме с элементами рондо - сонатности в жанре излюбленной композитором токкаты и основан на ровном и непрерывном движении шестнадцатых, которые ненадолго уступают место плавному центральному эпизоду . По мнению Кокоревой Л. М., форму пьесы можно трактовать как рондо, а её характер «веселый, задорный, колорит светлый — до мажорный. Но сколько тончайших штрихов в фактуре, в развитии и в варьировании по существу одной и той же начальной темы!» . В пьесе, которая играет род прелюдии, представлено обобщённое образное, фактурное и интонационное предвосхищение других частей цикла . «Doctor Gradus» несколько отличается от других частей цикла, в которых отображены кукольно-детские интересы ребёнка, и здесь, видимо, находит отражение Дебюсси восприятия и понимания произведений начального учебного процесса преодоления технических трудностей при игре на фортепиано. В самой пьесе прослеживается пародийная отсылка к учебным этюдам Муцио Клементи , автора известной трёхтомной школы игры на фортепиано — «Gradus ad Parnassum» (1817—1826) . Видимо, Дебюсси считал целесообразным использовать эту сложную пьесу в качестве ежедневного фортепианного упражнения. Так, композитор писал своему издателю Жаку Дюрану 15 августа 1908 года, что это — « род гигиенической и прогрессивной гимнастики: следовательно, подобает играть эту пьесу каждое утро, натощак, начиная „умеренно“, чтобы закончить „оживлённо“ » .
Джимбо — имя плюшевого слонёнка Шушу, популярная ранее детская кукла, названная в честь знаменитого гигантского слона Джамбо , однако композитор настаивал именно на таком написании имени игрушки. Как указывает Кокорева Л. М., в русскоязычной литературе встречается неверный перевод названия этой пьесы: Колыбельная слонов, что является причиной неверной интерпретации смысла пьесы . Вероятная программа: девочка укачивает своего большого плюшевого слонёнка, напевая колыбельную, под которую сама и засыпает, что воплощается музыкальными средствами в виде контраста нежной темы (портрет ребёнка) и темы неуклюжести (портрет слонёнка). А. Корто писал по поводу этой пьесы, по его мнению, представляющей собой воплощённые композитором в музыке истории, напеваемые Шушу своему слонёнку :
Она рассказывает ему эти истории без слов, выдумывая их для себя, — шестилетняя Шахерезада , пребывающая в чудных грёзах детства, более сильных, чем действительность, более пленительных, чем волшебство. А затем ребёнок ли, игрушка ли засыпает?
Может быть, и ребёнок, и игрушка.
В сложной трёхчастной форме номера использован мотив французской народной колыбельной Do, do, l’enfant do («Спи, спи, малыш, спи»), а также обороты восточной музыки .
Как и в предыдущей пьесе, в «Серенаде кукле» представлены два персонажа — Девочка и Кукла; возможно, номер сюжетно является как бы логическим продолжением колыбельной (укачав слонёнка, ребёнок хочет усыпить и куклу) . Номер рассматривается как написанный в форме восьмичастного рондо, с кукольно-марионеточным колоритом и имитацией гитарных наигрышей в испанском духе .
По мнению Кокоревой Л. М., изобразительная метафоричность этой пьесы отображается в характерном для Дебюсси духе: « снег танцует, волны играют, ветер с морем разговаривает » . Написана в жанре токкаты и считается, что это наиболее «взрослая» из частей цикла и единственная в миноре . Она наиболее развёрнутая и сближается с более поздней прелюдией «Шаги на снегу» (написаны в одной тональности d-moll ) .
Номер представляет собой идиллическую пасторальную картинку, где пианистическими средствами воспроизводятся наигрыши пастушка (один — созерцательный, второй печальный и танцевальный) и ассоциируются со звучанием свирели (флейты). Здесь присутствует светлый, солнечный колорит в мажорной тональности, контрастно противопоставляемый «зимней» и сумеречной предыдущей пьесе.
Маргерит Лонг писала, что слышала, как дочка композитора «очень трогательно» играла этот номер: « Она почти напоминала Дебюсси! Лучезарность этого произведения, в которой купалось её детство, заставляла созревать этот маленький мозг » .
Голливог , который упомянут в названии пьесы на английском языке — это чучело, пугало, кукла-уродец, которая представляла собой куклу-негритёнка и была популярной детской игрушкой в начале XX века.
Здесь Дебюсси ранее других серьёзных композиторов начал использовать в своём творчестве новые танцы и ритмы мюзик-холла . По мнению И. В. Нестьева : «Это одна из первых попыток воплотить в серьёзном жанре заражающую стихию негритянской танцевально-бытовой музыки ,,предджазовогоˮ периода».
Также этот номер известен намеренной цитатой в средней части темы любви ( тристан-аккорд ) из оперы « Тристан и Изольда » Р. Вагнера . Ставший в своё время своеобразным лозунгом вагнерианцев, этот мотив у Дебюсси звучит как остроумная шутка.
Тема из «Тристана», сопровождаемая авторской ремаркой «с большим чувством», появляется в окружении аккордов, как бы подражающих смеху. Как известно, Дебюсси ранее был большим поклонником музыки Вагнера, однако позже к ней охладел, о чём неоднократно высказывался в своих критических статьях и интервью. По распространённой легенде, Дебюсси сказал пианисту Гарольду Бауэру (ярому вагнерианцу), что сможет заставить его публично смеяться над Вагнером. Бауэр был в полнейшем недоумении, но после исполнения сюиты Дебюсси указал пианисту на фрагменты из «Кукольного кэк-уока», где после цитаты мотива из «Тристана и Изольды» следует музыка, имитирующая смех. Как замечает Кремлёв Ю. А. , это предание сообщает Н. Л. Слонимский в своей книге «Путь к музыке» ( The road to music ): « и надо признать, что оно хорошо согласуется с нашими представлениями о юморе Дебюсси вообще » . По другой версии, композитор ничего не говорил Бауэру о цитате из Вагнера и он узнал о ней из музыковедческой литературы в 30-е годы .
Дебюсси записал «Кукольный кэк-уок» в собственном исполнении на ленте для механического фортепиано « ».
Фортепианный цикл Дебюсси часто сравнивают с известным вокальным циклом М. П. Мусоргского «Детская» , посвященным миру детей, а также с другими произведениями, написанными в жанре музыки для детей ( Р. Шуман , Ж. Бизе , П. И. Чайковский , М. Равель и др.). Дебюсси с большим уважением относился к музыке Мусоргского и внимательно изучал его творчество. Пианист А. Корто , отмечая непосредственность и наивность сюиты Мусоргского, писал, что Дебюсси, напротив, « изображает изящные игры под присмотром, скромные шалости, ласковые жесты городской девочки и даже парижанки, уже кокетливой и немножко женщины, остроумная фантазия которой, как будто, умеряется временами угадываемым присутствием традиционной мисс ».
По мнению И. В. Нестьева: « В стилистике пьес „Детского уголка“ нет и следа прежних импрессионистских „таинств“. Здесь присутствуют простые, чуть угловатые ритмы, элементарность интонаций, порой граничащая с несколько иронической упрощённостью » .
Как отмечает современная исследовательница творчества композитора Кокорева Л. М., в отличие от произведений предшественников Дебюсси, писавших «детскую музыку» (Шуман, Чайковский), сюита «Детский уголок» технически сложна и написана не «для детских рук» и, по её мнению, «даже, наверное, не для детского восприятия»: « Пьесы требуют от исполнителя виртуозности, тончайшего звукового мастерства и, главное, — большой фантазии. Здесь мало звуков, но этими звуками нужно суметь многое выразить » .