Сокол и Зимний солдат
- 1 year ago
- 0
- 0
« Зимний обоз в пути », или « Караван золота » — картина ( пейзаж ) И. К. Айвазовского из собрания Смоленской художественной галереи .
Входила в серию « », за которую художник был посвящён в кавалеры ордена Почётного легиона .
В 1857 году Айвазовский создаёт для показа на художественной выставке в Париже серию картин под названием «Богатства России» . По всей видимости, под «художественной выставкой» имеется в виду Парижский салон 1857 года, в котором участвовал Айвазовский . Так, у в его обзоре Салона 1857 года упоминаются «великолепные» (« magnifiques ») пейзажи Айвазовского, в том числе «Зима в Великороссии» (« L’Hiver dans la Grande-Russie ») . У Шарля Перье говорится о картине с тем же названием, причём даётся её подробное описание, явно соответствующее «Зимнему обозу»: «…обозы с золотом, направляющиеся к Санкт-Петербургу через снега и льды Сибири» (« …convois d’or se dirigeant vers Saint-Pétersbourg, à travers les neiges et les glaces de la Sibérie ») .
Различные «богатства» России Айвазовский символически представил в пейзажах четырёх времён года: «Зимний обоз», или «Караван золота» (минеральные богатства), «Нивы Малороссии» (земледелие), «Степи Новороссии с чумаками» (скотоводство) и «Крым с его садами» (богатство природы) . За эти работы Айвазовский был принят в орден Почётного легиона, став первым среди русских художников кавалером этого ордена .
В Смоленскую художественную галерею картина поступила в 1920 году из Смоленского филиала Московского археологического института . До этого она находилась в собрании М. К. Тенишевой , к которой попала от И. Д. Булычева (1813—1877), члена Русского Географического Общества , купившего картину после выставки . Местонахождение остальных картин серии неизвестно .
В 1941 году редкие экспонаты галереи были эвакуированы в Новосибирск . По дороге вагон с сопровождавшими их сотрудниками загорелся, и спасти полотна удалось лишь чудом . Проведя военные годы в подвале новосибирского оперного театра , после войны картина была возвращена в Смоленск . Впоследствии она пережила ещё один пожар, будучи на реставрации в Художественном научно-реставрационном центре имени И. Грабаря , однако не пострадала .
В 2016 году «Зимний обоз» экспонировался в Государственной Третьяковской галерее в рамках выставки «Иван Айвазовский. К 200-летию со дня рождения» .
Картина, запечатлевшая природу Восточной Сибири, писалась художником по памяти, в его парижской мастерской . На ней изображён торговый обоз , едущий по зимней дороге и словно выплывающий из голубовато-сиреневой дымки. Лошади на первом плане, остановясь, склонили головы; мужичок в тулупе направляется к обледенелому колодцу с «журавлём». Неподвижность пейзажа нарушают взлетающие с дерева птицы: видно, как с задетых ими веток осыпается снег. Композиция построена по диагонали, что ещё больше увеличивает и без того кажущееся огромным пространство . В цветовой гамме доминирует белый цвет, складывающийся из тончайших оттенков голубого, розового, жемчужного. Замёрзшая вода у колодца показана прозрачно-зеленоватой; от деревьев тянутся синие тени . В правом нижнем углу расположены подпись художника и дата: Aivasowsky 1857 .
«Зимний обоз в пути» представляет собой один из редких «сухопутных» пейзажей Айвазовского, более известного в качестве мариниста . Это также одна из немногих работ художника, посвящённых русскому Северу . Ко времени её создания национальная тема только начинала завоёвывать достойное место в отечественном пейзаже, поэтому, несмотря на академическую манеру исполнения, «Зимний обоз в пути» можно считать новаторским произведением .