Interested Article - Новобрачные на Эйфелевой башне

«Новобрачные на Эйфелевой башне» ( фр. Les Mariés de la Tour Eiffel ) — эксцентричный коллективный балет « Шестёрки », дружеского объединения французских композиторов, по либретто Жана Кокто . Впервые балет был поставлен в Театре Елисейских полей труппой Рольфа де Маре « » (фр. Ballets suédois ) 18 июня 1921 года .

История создания

Участники «Шестёрки» неоднократно заявляли об условности и произвольности их причисления к этому объединению, об отсутствии общих для всех участников группы идеологических и эстетических принципов. Просуществовав около пяти лет, группа, помимо совместных концертных выступлений, осуществила несколько совместных творческих проектов.

Идейными вдохновителями «Шестёрки» считаются композитор Эрик Сати и литератор Жан Кокто . В группу входили композиторы Луи Дюрей , Дариюс Мийо , Артюр Онеггер , Жорж Орик , Франсис Пуленк и Жермен Тайфер . Во многом их объединяли общие и зачастую эклектичные увлечения кино, цирком, эксцентрикой, мюзик-холлом, джазом, искусством Африки, привлекали конструктивистские эксперименты и современная живопись. Главным идеологом, автором манифеста и популяризатором идей группы «Шести» был Жан Кокто, по словам музыковеда Г. М. Шнеерсона , « объявивший своего рода крестовый поход за новое искусство » . Кокто выступал увлечённым поборником « ясности и простоты в музыке, освобожденной от излишеств и усложнённостей импрессионизма , ратуя за современность сюжетов, „повседневность“ художественных приёмов… » . По мнению музыковеда Г. Т. Филенко, общим для композиторов французской группы «Шести» было стремление представить искусство в тесной взаимосвязи с неприкрашенной обыденностью, противопоставить углубленному созерцанию динамизм, стремительную смену впечатлений . Также в этот период композиторы часто обращаются к жанру балета, что во многом было обусловлено наличием в Париже нескольких выдающихся самостоятельных балетных антреприз: « Русский балет Дягилева », «Шведский балет», «Парижские вечера», «Балет Иды Рубинштейн» и др.

В 1921 году они опубликовали «Альбом Шестёрки» ( фр. L’Album des six ) — сборник из шести пьес для фортепиано соло, включавший произведения всех шести композиторов. В том же году пять композиторов из шести (кроме уехавшего в тот момент из Парижа Дюрея) написали музыку балета «Новобрачные на Эйфелевой башне» на либретто Кокто.

По воспоминанием Дариюса Мийо, первоначально известный меценат Рольф де Маре, который являлся основателем и руководителем труппы «Шведский балет», заказал Жоржу Орику сочинение музыки на сюжет Кокто, но Орик не успел вовремя написать его, и тогда Кокто решил поставить совместный спектакль участниками группы «Шести». Кроме Дюрея, все остальные члены объединения решили участвовать в этом проекте. Композиторы с большим интересом принялись за сочинение музыки к постановке, которая включала в себя « разнородные элементы в духе модного в то время движения Дада » .

Кокто намеревался в этом балете соединить в присущем ему тогда стиле разговорный театр, танец, кабаре, цирковую эстетику, эксцентрику и фарс . Декорации танцевального фарса выполнила Ирен Лагю, костюмы Жан Гюго — при участии Кокто . Как отмечал Мийо, балет имел следующие особенности:

Танцоры выступали в масках и костюмах, разрисованных так, что создавалась оптическая иллюзия. Это было в высшей степени красиво. Кокто и Пьер Бертен читали текст, передаваемый через картонные громкоговорители, установленные по обе стороны сцены, и этот диалог соединял все музыкальные фрагменты.

По поводу данной постановки Кокто писал в июне 1921 года: « Это балет? Нет. Пьеса? Нет. Ревю? Нет. Трагедия? Ещё меньше. Скорее, это вид некоего соединения античной трагедии и современного концертного ревю, хора и номеров мюзик-холла » . Позже Кокто писал, что после долгих творческих поисков и различных влияний в этой пьесе он нашёл себя: « Вплоть до „Новобрачных с Эйфелевой башни“ — первого произведения, в котором я никому ничем не обязан, которое не похоже ни на что другое и в котором всё-таки я нашёл свой тайный код, — я напрасно корёжил замок и тыкал ключом куда попало » .

Структура

Балет состоит из 10 сцен (музыкальных номеров):

  • Увертюра, с имитацией звучания военного оркестра — Жорж Орик
  • Свадебный марш — Дариюс Мийо
  • Речь «Генерала» ( полька ) — Франсис Пуленк
  • Танец «Купальщицы из Трувиля» (в ритме канкана ) — Франсис Пуленк
  • Фуга побоища — Дариюс Мийо
  • Вальс телеграмм — Жермен Тайфер
  • Траурный марш — Артюр Онеггер
  • Кадриль — Жермен Тайфер
  • Ритурнели — Жорж Орик
  • Sortie de la Noce — Дариюс Мийо

Содержание балета

По ходу действия спектакль комментируют два чтеца, которые дают характеристики персонажам между музыкальными номерами. Они одеты в виде граммофонов с рупорами и располагаются по краям театральной сцены.

Новобрачные в компании родителей, родственников, друзей и старого генерала празднуют свадьбу на террасе первого этажа Эйфелевой башни . Во время свадебного банкета генерал невербальными средствами (мимика, жесты) «произносит» свою напыщенную речь. Свадьбу фотографируют, но при этом каждый раз, когда звучит стандартная фраза «сейчас вылетит птичка», появляется новый эксцентричный и неожиданный персонаж: страус (за которым устраивается погоня), «велосипедистка», «купальщица из Трувиля» (исполняющая вызывающий танец, её уговаривают вернуться в фотоаппарат, убедив, что это душевая кабина), ребёнок, туристы, лев, который нападает на генерала. Также появляется «Телеграмма» (девушка-телеграфистка, которая символизирует Эйфелеву башню, использовавшуюся в то время для передачи радиотелеграфных сообщений). Позже опять появляется лев, который съедает генерала, спрятавшегося под столом. После этого происходит всеобщая драка и свалка, а участники свадьбы растворяются в городской толпе.

Приём

Спектакль «Новобрачные на Эйфелевой башне» был воспринят как эпатажная и нарочитая демонстрация творческого единства группы; зрители были в недоумении, а представление вызвало скандал, небывалый в Париже со времён постановки балета « Парад » Эрика Сати.

Как вспоминала скрипачка и музыкальный критик Элен Журдан-Моранж на представлении: « Зрители гикали, свистели, в первых рядах партера кричали: „верните деньги“, а писательница Рашильд выкрикивала: „И это они сделали вшестером?“. Леон Поль-Фарг дошёл до того, что ударил по лицу одного недовольного крикуна » .

Характеризуя балет, Мийо отмечал, что музыка получилась неоднородной и слабой (за исключением Польки Пуленка и фрагментов, написанных Ориком): « Любопытно, что фрагмент Онеггера приняли всерьёз, и кто-то из критиков даже воскликнул: „Наконец-то музыка!“, не узнав Вальса из Фауста [ Гуно ], который использовал в басах Артюр с целью придать музыке юмористический характер, соответствующий всей композиции » . На это же указывал и Кокто, отмечая, что в этом номере Онеггер пародирует то, что исстари называли «музыкой»: " Необходимо заметить, что все попали в ловушку — ни один из критиков не узнал, что в басу была цитирована тема вальса из «Фауста » .

Своеобразное свидетельство о приёме оставил Кокто: « Скандал с „Новобрачными“ был семейной стиркой грязного белья. Публика подхватила. Всё началось с артистов, считавших Эйфелеву башню своей собственностью, прародительницей машин, первым словом модернизма, и не желавших отправлять её на прелестную свалку предметов выставки 1889 года » .

Примечания

  1. Акопян Л. О. Шестёрка // Музыка XX века. Энциклопедический словарь. — М. : Практика, 2010. — С. 659. — 856 с. — ISBN 978-5-89816-092-0 .
  2. Шнеерсон Г. М. Французская музыка XX века. — М. : Музыка, 1970. — С. 173—174. — 576 с.
  3. Филенко Г. Французская музыка первой половины XX века. Очерки. — Л. : Музыка, 1983. — С. 97—102.
  4. Мийо Д. Моя счастливая жизнь. — М. : Композитор, 1998. — С. 143.
  5. Киндюхина Е. . www.opentextnn.ru. Дата обращения: 14 февраля 2019. 14 февраля 2019 года.
  6. . md-eksperiment.org. Дата обращения: 14 февраля 2019. 14 февраля 2019 года.
  7. Медведева И. А. Франсис Пуленк. — М. : Советский композитор, 1969. — С. 49—51. — 240 с.
  8. Кокто, Ж. . www.e-reading.club. Дата обращения: 4 марта 2019. 6 марта 2019 года.
  9. Журдан-Моранж Э. Мои друзья музыканты. — М. : Музыка, 1966. — С. 185. — 266 с.
  10. Кокто, Ж. . www.e-reading.club. Дата обращения: 4 марта 2019. 6 марта 2019 года.

Литература

  • Рене Дюмениль . Современные французские композиторы группы «Шести» / Пер. с фр. И. Зубкова; Ред. и вступ. ст. М. Друскина . — Л.: Музыка, 1964.
  • Мийо Д. Моя счастливая жизнь. — М. : Композитор, 1998.
  • Рыбальченко А. Н. Балеты французских композиторов группы «Шести»: синкретизм жанров // Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. 2010. № 2 (24). С. 93-106.
  • Филенко Г. Французская музыка первой половины XX века. Очерки. Л., Музыка, 1983.
  • Шнеерсон Г. М. Французская музыка XX века. — М.: Музыка , 1970. — 576 с.
Источник —

Same as Новобрачные на Эйфелевой башне