Interested Article - Сатасп

Сата́сп ( др.-греч. Σατάσπης ) — по свидетельству Геродота , персидский царевич V века до н. э., совершивший около 470 года до н. э. плавание вдоль северного и западного побережья Африки . Оригинал имени реконструируется как древнеиранское *Satāspa — «имеющий сто (или сотни) лошадей» . Частью исследователей рассказ о его путешествии признаётся малодостоверным.

Свидетельство Геродота

Ойкумена V века до н. э. в представлении Геродота

Сын некоего Теаспия ( др.-греч. Τεάσπιος ), из царского рода Ахеменидов . «Оскорбил насилием» девушку, дочь Зопира , сына Мегабиза , за что царь Ксеркс I хотел его распять . Однако мать Сатаспа, сестра Дария I , упросила царя помиловать сына, пообещав наказать его ещё более сурово, чем это сделал бы сам Ксеркс, а именно отправить в полное опасностей плавание вокруг « Ливии » (то есть Африки). Сатасп прибыл в Египет , снарядил корабль с египетскими корабельщиками и отплыл к Геракловым столпам . Выйдя в Атлантику , он обогнул мыс Солоент (отождествляется с мысом Кантен или мысом fr в современном Марокко ) , взял курс на юг и плыл много месяцев, «но путь был бесконечен», поэтому мореплаватель повернул назад. Вернувшись к царю, Сатасп рассказал следующее: очень далеко в Ливии им пришлось плыть мимо земли низкорослых людей в одежде из пальмовых листьев. Всякий раз, когда мореходы приставали к берегу, жители покидали свои селения и убегали в горы. Тогда Сатасп и его спутники входили в селения, но не причиняли никому вреда, а только угоняли скот. Завершить же путешествие они не смогли, потому что корабль натолкнулся на мель . Ксеркс не поверил в правдивость этого рассказа и приказал, как и собирался ранее, распять Сатаспа, на этот раз за невыполнение царского приказа. После казни Сатаспа один его евнух бежал с огромными сокровищами господина на Самос , но там лишился их.

Гипотезы и оценки

« Ираника » признаёт повествование Геродота «несомненно основанным на исторических фактах», хотя и с оговоркой о возможной недостоверности тех или иных деталей .

Напротив, de считает плавание Сатаспа невероятным (по крайней мере в том виде, как оно изложено у «отца истории»), выдвигая в качестве основного контраргумента блокаду Гибралтарского пролива карфагенянами , которая была установлена ещё за 50 лет до правления Ксеркса I. Нарушение запрета, по свидетельству Страбона , каралось смертью. Маловероятно, полагает Хенниг, чтобы неискушённый в мореплавании перс прошёл блокированный пролив, да ещё не один, а два раза — туда и обратно. Даже если допустить, что карфагеняне, у которых при Ксерксе I могущественная Персидская держава пользовалась большим престижем, сделали исключение для корабля Сатаспа, едва ли он мог проплыть так далеко — до Экваториальной Африки , места обитания пигмеев , отождествляемых с «низкорослыми людьми» из рассказа царевича .

Сомнения вызывает не только сам факт плавания, но и конкретные детали рассказа Сатаспа в передаче Геродота. Так, если принять упоминаемых в рассказе царевича «низкорослых людей» за пигмеев, которые в настоящее время обитают только в глубине леса и (на атлантическом побережье) не севернее южной части Камеруна , непонятно, как их могли видеть с палубы корабля. Впрочем, 2500 лет назад расселение пигмеев могло быть иным, а карфагенянам — вероятным информаторам Сатаспа — быть кое-что известно о них. Ещё менее достоверной выглядит причина неудачного исхода плавания. Действительным или мнимым препятствием для дальнейшего продвижения могли быть отмели, скопления саргассовых водорослей , продолжительные неблагоприятные ветры и морские течения . Но ни одно из этих препятствий не подходит для рассматриваемого случая. Отмелью, встретившейся на пути Сатаспа, могла быть только песчаная банка у мыса Бохадор , а большие скопления саргассовых водорослей встречаются у побережья современного Марокко. Но в этом случае плавание должно было закончиться задолго до возможной встречи с пигмеями. Если же Сатасп дошёл до Гвинейского залива , то там он не мог встретить никаких препятствий, которые задержали бы его корабль вплоть до мыса Доброй Надежды . По мнению Хеннига, Сатасп едва ли покинул пределы Средиземного моря. Более вероятно, что он в течение нескольких месяцев кружил по морским просторам и затем вернулся домой с выдуманным отчётом, детали которого были взяты из карфагенских рассказов .

Л. А. Ельницкий отмечает сходство истории Сатаспа с периплом Ганнона , что наводит на мысль о её карфагенском происхождении. Также высказывается предположение о том, что этот сюжет мог возникнуть в среде тех ионийских греков , которые в VI веке до н. э. бороздили воды Западного Средиземноморья и заплывали в Тартесс , находившийся по ту сторону Геракловых столпов .

Примечания

  1. Геродот. История, IV, 43.
  2. , с. 158.
  3. , Sataspes.
  4. , с. 109.
  5. , с. 155—156.
  6. , с. 157—158.
  7. , с. 38.

Литература

  • Хенниг, Рихард. // = Terrae Incognitae. — М. : Издательство иностранной литературы, 1961. — Т. I. — С. 154—159. — 516 с.
  • Ельницкий Л. А. // . — М. : Географгиз, 1962. — С. 37—38. — 90 с. — 58 000 экз.
  • (англ.) . — в Smith 's Dictionary of Greek and Roman Biography and Mythology .
  • / Rüdiger Schmitt // Encyclopædia Iranica [Электронный ресурс] : [ англ. ] / ed. by E. Yarshater . — 2014.
Источник —

Same as Сатасп