Interested Article - Весна на Заречной улице

«Весна́ на Заре́чной у́лице» советский художественный фильм , снятый в 1956 году режиссёрами Феликсом Миронером и Марленом Мартыновичем Хуциевым . Один из самых популярных фильмов 1950-х годов, в кинопрокате СССР собрал 30,12 млн зрителей.

Сюжет

В город, где расположен крупный металлургический комбинат , приезжает выпускница пединститута Татьяна Сергеевна Левченко. В городском отделе образования она получает направление в вечернюю школу , где учатся молодые рабочие комбината и среди них — сталевар , ударник труда Александр Савченко. История его непростых чувств к молодой учительнице является основой сюжета картины.

Оканчивается фильм эпизодом, в котором Савченко отвечает на вопрос экзаменационного билета, что такое многоточие : « Многоточие ставится в конце предложения или целого рассказа, когда он не закончен и многое ещё осталось впереди…» В заключительном кадре после слова «Конец» стоит многоточие, из чего следует, что сюжет фильма получит продолжение.

В фильме « Лёгкая жизнь » (1964 г.) в эпизоде встречи выпускников (плакат перед аудиторией гласит: «Здесь собираются филологи образца 1956 г.») преподаватель вызывает Таню Левченко, на что она отвечает: «А я не Левченко, я теперь Савченко», из чего можно предположить, что Татьяна Сергеевна с Александром в конце концов поженились, хотя фильмы напрямую друг с другом не связаны.

В ролях

Актёр Роль
Нина Иванова Татьяна Сергеевна Левченко учительница русского языка и литературы Татьяна Сергеевна Левченко
Николай Рыбников Саша Савченко сталевар-передовик Саша Савченко
Владимир Гуляев Юра Журченко водитель самосвала, приятель Саши Юра Журченко
Юрий Белов Женя Ищенко машинист паровоза Женя Ищенко
Валентина Пугачёва Зина влюблённая в Сашу Зина
Марина Гаврилко Марья Гавриловна мать Зины Марья Гавриловна
Геннадий Юхтин Николай Николаевич Крушенков инженер, друг Саши и Татьяны Сергеевны Николай Николаевич Крушенков
Римма Шорохова Аля Алёшина Аля Алёшина
Николай Ключнев Федя Донченко сталевар, друг и одноклассник Саши Федя Донченко
Валентин Брылеев Иван Мигулько Иван Мигулько
Маруся Мигулько Маруся Мигулько
Виктор Маркин учащийся учащийся
Евгений Коваленко парень-верзила из компании Журченко парень-верзила
Жан Мельников сосед Ищенко по парте сосед Ищенко по парте
Люся Максимова сестра Саши сестра Саши
Саша Мороз брат Саши брат Саши
Владимир Карасёв Воронец (эпизод, нет в титрах) Воронец (эпизод, нет в титрах)
Николай Фалеев директор школы директор школы

Съёмочная группа

Песни и музыка

Лейтмотивом фильма является песня « Когда весна придёт, не знаю » (стихи Алексея Фатьянова , музыка Бориса Мокроусова ) , которую исполняет Николай Рыбников .

Музыка к песне первоначально была использована в спектакле театра имени Вахтангова « Макар Дубрава » (пьеса о шахтёрах Александра Корнейчука ). Спектакль был снят с репертуара, и прекрасная мелодия осталась бесхозной . Позднее она была использована в фильме, где соло на гитаре исполняет Пётр Тодоровский , работавший оператором на картине . После выхода фильма песня приобрела большую известность, став одной из самых широко известных советских песен из кинофильмов. Песня стала популярной в исполнении в домашнем кругу, застолье ; выступает символом малой родины, любви к родному очагу и дому, своему краю, своей профессии .

Песню « Школьный вальс » (композитор Исаак Дунаевский , автор слов Михаил Матусовский ) исполняет Владимир Бунчиков .

«Песню Юры» («У меня идёт всё в жизни гладко», стихи Алексея Фатьянова, музыка Бориса Мокроусова) исполняет Владимир Гуляев .

Кроме того, в фильме звучит фокстрот Артура Полонского «Цветущий май» и 2-й фортепианный концерт Рахманинова (его слушает по радио главная героиня).

История создания

Окончив в 1952 году институт кинематографии , Марлен Хуциев становится режиссёром на Одесской киностудии . Работая помощником режиссёра в различных киногруппах, он пишет сценарий для своей первой большой художественной картины. Начальный вариант сценария не был принят к постановке и Хуциеву пришлось дорабатывать его вместе с Феликсом Миронером, соавтором по дипломному фильму . В послевоенное время Одесская киностудия стала базой, куда приезжали снимать фильмы многие. Директор киностудии Александр Горский пригласил на студию и Хуциева с Миронером. Одним из условий Горского была работа в паре . Снимать фильм начали с 1953 года , а премьера фильма состоялась 26 ноября 1956 года . Этим фильмом Хуциев открыл дорогу новому поколению актёров: в картине дебютировали выпускники ВГИКа Юрий Белов , Николай Рыбников , Геннадий Юхтин . Роль учительницы Татьяны Сергеевны сыграла непрофессиональная актриса Нина Иванова .

Бо́льшая часть киносъёмок прошла в Запорожье . Некоторые сцены снимались в Одессе (например, в парке «Победа» ). В Запорожье съёмки проводились на заводах « Запорожсталь » , « Днепроспецсталь » . Кроме заводских сцен съёмочная группа работала также в 47-й и в 4-й средних школах рабочей молодёжи на Павло-Кичкасе , в парке « Дубовая роща », райвоенкомате , Дворце культуры алюминиевого комбината (в советское время — Дворец культуры им. С. М. Кирова) .

Николаю Рыбникову помогал вживаться в образ 23-летний Григорий Пометун , впоследствии — Герой Социалистического Труда и заслуженный сталевар Украины .

Хуциев вспоминал:

Феликс не скрывал, что идею ему подсказал фильм по сценарию Владимира Маяковского "Барышня и хулиган". Правда, были проблемы с утверждением Коли Рыбникова на главную роль, но нам удалось его отстоять. "Весну..." я вспоминаю с теплотой, это моя чудесная молодость. Операторами у нас на картине работали институтские друзья Петр Тодоровский и Радомир Василевский. Многие актеры также были из ВГИКа. Помню свое удивление после первого просмотра: неужели нам удалось это сделать?..

Критика

Критика отметила высокий уровень режиссуры фильма. Внимание привлекли и съёмки оператора Петра Тодоровского , умело чередовавшего общие и индивидуальные планы. Зрителями была особенно отмечена песня из кинофильма («Когда весна придёт, не знаю»).

Кинокритик Людмила Погожева заметила «обилие жизненных наблюдений и очень личных лирических раздумий, буквально переполнявших фильм». «Именно наблюдения и раздумья, — писала она, — сделали содержание фильма намного богаче, сложнее, значительнее, чем то диктовалось его нехитрой фабулой» .

Отмечалось, что «созидательный труд воспет здесь без ложного пафоса, цветистых фраз — через восхищение человека, впервые осознавшего его красоту и мощь». При этом «авторы показывают необыкновенное в обыкновенном, всматриваясь в жизнь свежим, острым, заинтересованным, хозяйским взглядом, отбрасывая штампы, готовые решения» . Советский киновед Иван Корниенко так оценил значение фильма: «Это был важный, принципиальный шаг вперёд, и критика сразу отметила новаторство фильма и его значение в разработке современной темы и в развитии самого киноискусства» .

Критик Любовь Герасимова в журнале «Искусство кино» анализировала гендерные проблемы и чувственные переживания персонажей . Кинокритик Сергей Кудрявцев писал, что «Весна на Заречной улице» интересна тем, что «прежде всего, в ней есть живой человек» .

Сергей Кудрявцев считал, что «можно рассматривать „Весну на Заречной улице“ как историю между двумя рабочими сменами: герой погружается в быт, частную жизнь, где, как металл, проверяется на прочность». Он писал: «Зритель оказывается в положении Тани Левченко, знающей о нём, как о передовом сталеваре, только понаслышке, и может кое-что не разглядеть в его характере, будто разделённом на две ипостаси. Вышедший с завода Савченко — уже не тот, кто стоял у доменной печи. Первый — Саша, каким он себе кажется, второй — кто есть на самом деле. И лишь в финале обретает цельность, будто сняв, наконец, маску со своего лица» .

Кинокритик uk писала: «„Весна на Заречной улице“ поражала свежестью видения мира, тонким подходом к человеческой психологии и внимательным переносом её нюансов на экран, реалистичным, на первый взгляд, воспроизведением атмосферы, в которой живут, работают, учатся и любят герои. В ней не выходили на первый план надоевшие штампы, типичные для тогдашних фильмов на рабочую тематику» .

Киновед Д. Янгблад констатировал: «…этот фильм часто повторяется по российскому телевидению и пользуется популярностью у всех возрастов. До сих пор это как глоток свежего воздуха» .

Картина означала иной поворот в традиционной для советского кинематографа рабочей теме и имела «огромный, повсеместный и устойчивый успех», стала этапным произведением советского кинематографа . В конце 1956 года фильм стал лидером проката и собрал более 30 миллионов зрителей.

Награды и премии

Память

Памятник Саше Савченко на проспекте Металлургов в Запорожье
  • В Запорожье и Одессе после выхода фильма появились улицы Заречные . Также в Запорожье выходит газета «Улица Заречная» , а в 2000-х на бульваре Шевченко напротив городского совета были установлены городские часы, играющие мелодию из фильма .
  • В 2001 году Юрий Сирман снял новую версию фильма ( ремейк ) — «Весна на Заречной улице — 2» .
  • В 2006 году исполнилось 50 лет со времени выхода фильма на экран. В одной из газетных публикаций этот юбилей определили как тихий, но замеченный многими, а также отметили, что когда в честь круглой даты каналы показали старую советскую ленту, она для зрителей оказалась важнее новых блокбастеров . Фильм был показан на XXVIII Московском кинофестивале в рамках ретроспективного показа «Лучшие советские фильмы эпохи оттепели». К 50-тилетию фильма телеканалом ТВ-Центр был снят документальный фильм «Весна на Заречной улице. Неоконченный рассказ» . В 2006 году Запорожским драматическим театром был поставлен мюзикл «Любовь на Заречной улице» (автор инсценизации и режиссёр-постановщик — Виталий Денисенко ). В 2010 г. спектакль был поставлен на сцене Днепродзержинского .
  • 11 декабря 2010 года компания «Крупный план» представила в кинозале Одесской киностудии колоризированную версию фильма, осуществлённую при непосредственном участии Марлена Хуциева . На телеэкраны колоризированный фильм вышел 17 декабря на украинском канале СТБ и 7 марта 2011 года на российском Первом канале .
  • В 2013 году в Запорожье прошёл гала-концерт под названием «Весна на Заречной улице» посвящённый празднику труда .
  • 15 ноября 2013 на проспекте Металлургов в Запорожье к 80-летию комбината « Запорожсталь » была установлена скульптура главного героя фильма Саши Савченко (автор скульптурно-декоративной композиции — художник и реставратор Тигран Акобян ). В ночь на 8 октября 2014 года памятник был исписан белым маркером, о чём российские СМИ разместили ложную информацию о якобы « сносе памятника украинскими националистами ».
  • В 2016 году на вокзале Запорожье-1 прошёл флешмоб, когда 83 вокалиста Запорожского музыкального училища исполнили а капелла песню из фильма. Вокальный флешмоб стал творческим подарком телеканала « ТВ-5 » для комбината « Запорожсталь », который в 2016 году отметил свой 83-й день рождения .
  • Познакомившись на съёмках, актриса Нина Иванова и оператор Радомир Василевский после окончания картины поженились .
  • В фильме Юра ( Гуляев ) ухаживает, причём безрезультатно, за девушкой Алей ( Шорохова ). В жизни же они в это время были супругами, но впоследствии их брак распался .

Примечания

  1. Дата обращения: 2 мая 2020. 20 сентября 2020 года.
  2. Левит Александр. . Факты и комментарии (10 января 2011). 28 мая 2013 года.
  3. . Дата обращения: 2 мая 2020. 15 ноября 2017 года.
  4. . Дата обращения: 25 апреля 2010. 18 декабря 2007 года.
  5. Баренгольц Ю. А. . — Анаграмма, 2008. — ISBN 5903646069 , ISBN 9785903646067 .
  6. Степанова Т. . — Litres. — ISBN 5425034733 , ISBN 9785425034731 .
  7. Губогло М. . — Litres. — ISBN 5457884732 , ISBN 9785457884731 .
  8. Коровкина Е. В. Кто есть кто в мире : 1500 имен. — Olma Media Group , 2003. — С. 1534. — 1678 с. — ISBN 9785812300883 .
  9. Олейник С. . Индустриальное Запорожье (18 ноября 2010). Дата обращения: 20 июля 2013. Архивировано из 11 февраля 2012 года.
  10. . — М. : Искусство , 1961. — С. 617.
  11. Першина К. В. // Λογος όνομαστική. — 2008. — № 2 . — С. 105—109 .
  12. Ольга Мусафирова. . Комсомольская правда (17 октября 2001). Дата обращения: 30 августа 2010. 10 января 2012 года.
  13. Смехов В. Одесса на Заречной улице. // . — Вагриус , 2002. 14 октября 2008 года.
  14. Краснецкий Алексей. . (23 апреля 2011). Дата обращения: 22 января 2014. 1 февраля 2014 года.
  15. Малахов В. П., Степаненко Б. А. — Наука и техника, 2008. — С. 403. — 504 с. — ISBN 9789668335815 .
  16. Олейник С. . Индустриальное Запорожье (13 января 2011). Дата обращения: 20 июля 2013. Архивировано из 19 октября 2012 года.
  17. Ирина Ивойлова. // «Российская газета». — Пермь, 21 января 2010. — Вып. № 11 (5090) . 14 января 2021 года.
  18. , с. 41.
  19. , с. 167.
  20. , с. 18—20.
  21. , с. 235.
  22. , с. 236.
  23. , с. 35.
  24. , с. 179.
  25. , с. 166.
  26. Кудрявцев С. В. . Энциклопедия кино Кирилла и Мефодия. 2 июля 2013 года.
  27. Уклад. О. Дутова; КЗ "ЗОУНБ ім. О. М. Горького" Запоріз. обл. ради. . — Запоріжжя: Дике Поле, 2008. — 268 с. 5 июля 2015 года.
  28. . Дата обращения: 1 июля 2010. 7 октября 2010 года.
  29. Н. Кузьменко, Н. Михайлов, В. Чорнолуцкий, Н. Ломонос, И. Эстеркина, Т. Овсяникова. Новое Запорожье: хроника развития большого города. 1921-2006. — Днепропетровск: АРТ-ПРЕСС, 2006. — С. 187. — 216 с. — 3000 экз. ISBN 966-348-059-9 .
  30. . Музично-драматичний театр ім. В. Г. Магара. Архивировано из 31 мая 2012 года.
  31. . Днепродзержинский музыкально-драматический театр им. Леси Украинки. Дата обращения: 22 апреля 2012. Архивировано из 28 октября 2011 года.
  32. Козовая Л. // « ». — 16.12.2010. — № 86(15839) . 26 сентября 2015 года.
  33. . МТМ (30 апреля 2013). 24 июня 2013 года.
  34. . Укринформ (17 ноября 2013). Дата обращения: 8 мая 2018. Архивировано из 9 мая 2018 года.
  35. . 061.ua (10 ноября 2014). Дата обращения: 10 ноября 2014. 10 ноября 2014 года.
  36. Диденко Юлия. . Индустриалка (14 ноября 2016). Дата обращения: 14 ноября 2016. 15 ноября 2016 года.
  37. от 7 декабря 2016 на Wayback Machine , — TВ-5 , 13 ноября 2016
  38. Дата обращения: 22 января 2014. 2 июля 2013 года.
  39. Дата обращения: 2 мая 2020. 12 марта 2022 года.

Литература

  • Ф. Маркова. // Советская культура : газета. — 1956. — 23 октября ( № 125 ). — С. 3 .
  • Погожева Л.П. Сквозь годы // Искусство кино. — 1967. — № 12 . — С. 39—53 .
  • Корниенко И.С. Киноискусство Советской Украины. Страницы истории. — М. : Искусство, 1975. — С. 166—167. — 240 с.
  • Герасимова Л. Интонация // Искусство кино. — 1992. — № 4 . — С. 18—20 .
  • Кудрявцев С.В. Своё кино. — М. : Дубль-Д, 1998. — С. 235—236. — 492 с.
  • // Λογος όνομαστική. — 2008. — № 2 . — С. 105—109 .
  • Весна на Заречной улице // Российский иллюзион / Под ред. , Л. А. Парфёнова. — М. : Материк, 2003. — С. 273—278. — ISBN 5-85646-100-2 .
  • Янгблад Д. «Весна на Заречной улице» // Ноев ковчег русского кино: от «Стеньки Разина» до «Стиляг» / Сост. и предисл. Е. Васильева, Н. Брагинский. — М. : Глобус-Пресс, 2012. — С. 175—179. — 552 с. — ISBN 978-966-830-26-1.
  • Капельгородська Н.М. Ренесанс вітчизняного кіно: Нотатки сучасниці (укр.) . — Київ: AVDI, 2002. — С. 35. — 164 с. (укр.)
  • (укр.) Від надії до реальної дії: [Про док. фільм «Головною вулицею з надією»] // Запорозька Січ. — 2002. — 30 лип.
  • (укр.) Зубашенко Н. Улица Заречная в Запорожье всё-таки есть // Досье. — 2001. — № 4. — С. 7.
  • (укр.) Мартусь В. Герой «Весни на Зарічній вулиці» живе в Запоріжжі // Голос України. — 1997. — 12 серп.

Ссылки

  • на сайте «Энциклопедия отечественного кино»
  • Ольга Мусафирова. . Комсомольская правда (17 октября 2001).
  • Валерий Полюшко, Николай Зубашенко. (13 декабря 2006). 9 февраля 2012 года.
  • Логотип YouTube на официальном канале Одесской киностудии
  • . 28 июня 2008 года.
  • . Сайт Одесского отделения Национального союза кинематографистов Украины. 19 апреля 2013 года.
  • . ООО «Экспресс газета».
Источник —

Same as Весна на Заречной улице