Дежан, Жан Франсуа Эме
- 1 year ago
- 0
- 0
Жан Ренуа́р ( фр. Jean Renoir ; 1894 — 1979 ) — французский кинорежиссёр , актёр , продюсер , сценарист , сын художника Огюста Ренуара , брат актёра Пьера Ренуара .
Фильмы Ренуара « Великая иллюзия » (1937) и « Правила игры » (1939) входят в число , а сам режиссёр числится четвёртым в списке лучших режиссёров, согласно опросу журнала Sight & Sound .
Жан Ренуар родился 15 сентября 1894 года в Париже , в районе Монмартра в семье художника-импрессиониста Огюста Ренуара .
По окончании учёбы, получив степень бакалавра, Жан Ренуар в 1914 году отбывает воинскую повинность. Зачисленный в расквартированный в Венсене драгунский полк, он посещает курсы офицеров запаса и попадает на фронт младшим лейтенантом. Там он был серьёзно ранен в бедро, отчего у него навсегда осталась лёгкая хромота, и в 1915 году демобилизован. Тогда он поступает в авиацию, где, пройдя специальное обучение, становится пилотом-наблюдателем и заканчивает войну в чине лейтенанта.
Жан с юных лет занимался живописью, затем керамикой, посещал театры, много читал. Кинематографом увлекался с самого детства, про что он пишет в статье, опубликованной журналом «Лё пуэн» в 1938 году : «Мне пришлось долгое время ходить в кино по три раза в день. Это значит, что в день я поглощал семь или восемь фильмов, к концу недели их становилось пятьдесят, а к концу месяца — двести. Мысль о работе в кино меня не посещала. Мне казалось, что во Франции невозможно создать что-то своё», но, посмотрев « Костёр пылающий » с Мозжухиным в главной роли, он изменил своё мнение .
По окончании войны Жан Ренуар встречает Катрин Гесслинг , натурщицу своего отца, и в 1919 году женится на ней. Впоследствии она сыграла во многих его фильмах. C 1925 года занялся киноискусством, участвуя в создании фильма « Катрина, или Жизнь без радости », где свою первую роль сыграла его жена, которую которую позже Андре Базен назвал «настоящей царицей немых произведений Ренуара» . Осенью 1925 г. в кинотеатре «Старая голубятня» была показана первая постановка Ж. Ренуара — « Дочь воды », по сценарию своего друга Пьера Лестренге, и где, по мнению Жоржа Садуля , огромное внимание режиссёр уделил природе, актёрам и живописности, близкой к импрессионизму . После первого режиссёрского опыта последовала масштабная работа — экранизация романа Эмиля Золя «Нана» ( 1926 ). Получив согласие дочери писателя Леблон-Золя, которая стала редактором сценария, Ренуар несколько отошёл от оригинала (сокращение количества персонажей, которые, по его мнению, могли запутать зрителя, сознательно допустил костюмы по моде 1871 года , сюжет). Он не считался с затратами и даже продал несколько полотен отца.
Фильм, снимавшийся во Франции и Германии, обошёлся в миллион франков — весьма значительная сумма по тем временам, но в финансовом отношении из-за ошибок прокатчиков провалился . Подводя итог работы в немом кинематографе, Ренуар заявил: «Я снял всего один фильм — „Нана“; остальное — это спорт и коммерция». Финансовая неудача фильма, который он же частично и финансировал, заставила режиссёра перейти к постановке чисто коммерческих картин, преимущественно костюмных исторических мелодрам. Среди них: «Маркитта» ( 1927 ) — романтические похождения принца одного из государств Центральной Европы; «Турнир» ( 1928 ) — историческая реконструкция, снятая в Каркассоне ; «Колонии» ( 1929 ) — фильм, снятый по заказу французского правительства в ознаменование сотой годовщины завоевания Алжира ; «Лодырь» (1928—1929), который был комедией в американском стиле. Ренуар утверждал тогда: «Ритм превыше всего. Я вижу его не в монтаже, а в актёрской игре» .
Однако среди этих фильмов была и творческая удача: в 1928 году ставит « Девочка со спичками » по сказке Андерсена . Фильм снимался на чердаке театра «Старая голубятня», переоборудованном в кинопавильон. По словам П. Лепроона , это был поэтический и изобретательно сделанный фильм, который впервые раскрыл во всем объёме большой режиссёрский талант Ж. Ренуара. Андре Базен написал про фильм: «Восторженное любопытство Ренуара к трюковым съёмкам, почти чувственное наслаждение, вызываемое в нём оригинальностью этих феерических картинок, — вот, в гораздо большей степени, чем сказка Андерсена, источник присущей фильму поэзии».
Ренуар писал:
«Единственное, что я мог принести в этот мир, жестокий и нелогичный, — это свою любовь…».
Появление звука в кино открыло перед режиссёром совершенно новые возможности. Ренуар снимает « Суку » ( 1931 ) по роману де Ля Фушардьера. В этой картине Ренуар приблизился к тому стилю, который позже будет назван « поэтическим реализмом ». Впервые в творчестве режиссёра появляются те «глубокие» кадры, которые станут характерной стилистической приметой всех его работ.
Позже Ренуар вспоминал: «К моему несчастью, борьба, которую пришлось выдержать, чтобы поставить на ноги „Суку“, создала мне репутацию человека, весьма неуживчивого, так что после этого фильма найти работу мне было чрезвычайно трудно. Я жил кое-как, изредка снимая убогие фильмы, вплоть до того момента, когда Марсель Паньоль дал мне возможность снимать „Тони“. Довоенный период ознаменовался ещё тремя значительными картинами: это „ Великая иллюзия “ ( 1937 ), „ Человек-зверь “ ( 1938 ) и „ Правила игры “ ( 1939 )».
В годы войны Ренуар снимает в США.
В 1951 году Ренуар снимает картину «Золотая карета», являющуюся вольной экранизацией пьесы «Карета святых даров» Проспера Мериме с Анной Маньяни в главной роли, которую режиссёр назвал драматической фантазией в стиле комедии дель арте . По мнению Жоржа Садуля , эта картина ему не вполне удалась, уступая его довоенному творчеству: «Ни восхитительная Маньяни, ни тонкое чувство цвета, ни приёмы, заимствованные из итальянской народной комедии, ни тщательно сделанные мизансцены не были достаточны для того чтобы возвысить этот созданный Ренуаром дивертисмент , лишённый к тому же остроумия Мериме, до уровня прежних постановок Ренуара» .
С учётом этой коммерческой неудачи Ренуар в поисках подходящего сюжета и финансирования два года оставался без режиссёрской работы. Им рассматривалось несколько вариантов, среди которых он собирался снимать фильм «Браконьеры», экранизировать повесть « Первая любовь » И. С. Тургенева , также были идеи о создании фильма о Винсенте Ван Гоге , но летом 1954 года Ренуар начал подготовительную работу к съёмкам картины «Французский канкан» по сюжету сценариста . Эта картина первоначально планировалась для режиссёра Ива Аллегре , но её тема заинтересовала Ренуара и в конечном счете этот проект был поручен ему.
По мнению французского критика Жака Лурселя , три картины Ренуара 50-х годов: « Золотая карета », « Французский канкан » и « Елена и мужчины » вместе составляют некое подобие трилогии, в которой режиссёр отдаёт дань уважения трём видам зрелища: итальянской комедии дель арте , кафешантану и театру марионеток .
С 1960 года Ренуар преподавал режиссуру в университете в Беркли (США). На оскаровской церемонии в 1975 году награждён почётной премией за совокупное творчество . От имени режиссёра (который был тяжело болен) награду за него получала Ингрид Бергман , которая в своём выступлении отметила, что все фильмы Ренуара отличают присущие ему индивидуальность, поэтичность и тонкий лиризм, главным содержанием его картин является его собственная любовь к людям, как бы ни проявлялась их сущность: от благородства до безумия. А затем, держа в руках награду, она обратилась прямо к камере и добавила: «В благодарность за всё, чему ты научил молодых деятелей кино и зрителей всего мира, я говорю тебе от их имени: „Спасибо, мы тебя любим, Жан“» .
Во французской кинопрессе 1950-х годов создаётся настоящий культ Ренуара. Франсуа Трюффо отмечал: «Он повлиял на всех нас не только как кинематографист, но и в мировоззренческом плане: как философ, писатель, как человек большого ума… Ренуара интересовали живые люди. Философия Ренуара — терпимость, милосердие, желание понять окружающих…», его творчеству посвящена книга Андре Базена («лучшая книга о кино», по определению Франсуа Трюффо). Эрик Ромер отмечал: «Не следует относить модернизм Ренуара к тому же модернизму, что свойствен Антониони или Вендерсу: он совершенно иной, уникальный, неповторимый. Ренуар наименее театральный из всех режиссёров, он пошёл дальше всех в критике театра. И в то же время он ближе остальных к театру».
Вуди Аллен , вспоминая свои юношеские пристрастия, вспоминал, что: «Фильмы Жана Ренуара тоже производили ошеломляющее впечатление: „Правила игры“, „Великая иллюзия“, его прекрасный короткий фильм „Загородная прогулка“» .
Мартин Скорсезе говорил: «Я помню, как ребёнком смотрел фильмы Ренуара и тогда же почувствовал связь с его героями, благодаря любви режиссёра к ним». Роберт Олтмен , которого называли стилистическим преемником Ренуара, восхищался его фильмом «Правила игры» и говорил: «„Правила игры“ научили меня правилам игры».
Орсон Уэллс говорил в интервью: «Я обожал Ренуара, просто боготворил его… Для меня он был Богом… именно им я восхищаюсь в истории кино больше, чем кем бы то ни было; у меня есть и другие кумиры, но он ни с кем не сравним. Терпеть не могу „призовые места“, но, если бы мне пришлось выбирать, я признал бы Ренуара самым великим режиссёром…»
Год | Русское название | Оригинальное название | Роль | |
---|---|---|---|---|
1924 | ф | Катрина, или Жизнь без радости | Catherine ou Une vie sans Joie | |
1925 | ф | Дочь воды | La Fille de l’eau | |
1926 | ф | Нана | Nana | |
1927 | ф | Чарльстон | Sur un air de charleston | |
1927 | ф | Маркитта | Marquitta | |
1928 | ф | Лодырь (фильм) | Tire-au-flanc | |
1928 | ф | Маленькая продавщица спичек | La Petite Marchande d’allumettes | |
1928 | ф | Турнир | Le Toirnoi | |
1929 | ф | Блед | Le Bled |
Год | Русское название | Оригинальное название | Роль | |
---|---|---|---|---|
1931 | ф | Ребёнку дают слабительное | On purge bébé | |
1931 | ф | Сука | La Chienne | режиссёр, сценарист |
1932 | ф | Ночь на перекрёстке | La Nuit du Carrefour | |
1932 | ф | Будю, спасённый из воды | Boudu Sauvé des Eaux | |
1932 | ф | Шотар и Компания | Chotard et Cie | |
1933 | ф | Мадам Бовари | Madame Bovary | |
1935 | ф | Тони | Toni | |
1936 | ф | Преступление господина Ланжа | Le Crime de Monsieur Lange | |
1936 | ф | На дне | Les Bas-fonds (по пьесе М. Горького ) | |
1936 | ф | Жизнь принадлежит нам | La vie est a nous | |
1936 | ф | Une partie de campagne | ||
1937 | ф | Великая иллюзия | La Grande Illusion | режиссёр, сценарист |
1938 | ф | Марсельеза | La Marseillaise | |
1938 | ф | Человек-зверь | La Bête Humaine | |
1939 | ф | Правила игры | La Règle du Jeu |
Год | Русское название | Оригинальное название | Роль | |
---|---|---|---|---|
1941 | ф | The Swamp Water | ||
1943 | ф | Эта земля моя | This Land Is Mine | |
1945 | ф | The Southerner | ||
1946 | ф | Дневник горничной | The Diary of a Chambermaid | |
1947 | ф | Женщина на пляже | The Woman on the Beach |
Год | Русское название | Оригинальное название | Роль | |
---|---|---|---|---|
1950 | ф | Река | The River | |
1952 | ф | Золотая карета | Le Carrosse d’or | |
1954 | ф | Французский канкан | French Can Can | |
1956 | ф | Елена и мужчины | Elena et les hommes | |
1959 | ф | Le Testament du Docteur Cordelier | ||
1959 | ф | Завтрак на траве | Le Dejeuner sur l’herbe | |
1962 | ф | Le Caporal epingle | ||
1968 | док | La Direction d’ac-teur par Jean Renoir | ||
1971 | док | Le Petit theatre de Jean Renoir |
Год | Результат | Награда | Номинация | Получатель | |||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Оскар | |||||||
1946 | Номинант | Оскар | Лучшая режиссура | ||||
1975 | Почётный Оскар | За вклад в развитие киноискусства | Жан Ренуар | ||||
Берлинский кинофестиваль | |||||||
Номинант | Золотой медведь | ||||||
Бодил | |||||||
1966 | Лауреат | Бодил | Лучший европейский фильм | Человек-зверь | |||
Национальный совет кинокритиков США | |||||||
1945 | Лауреат | NBR Award | Лучшая режиссура | ||||
1975 | Лауреат | Special Award | Жан Ренуар | ||||
1936 | Лауреат | Prix Louis Delluc | На дне | ||||
Венецианский кинофестиваль | |||||||
1937 | Лауреат | Best Overall Artistic Contribution | Великая иллюзия | ||||
Номинант | Великая иллюзия | ||||||
1939 | Номинант | Человек-зверь | |||||
1946 | Лауреат | Южанин | |||||
1951 | Лауреат | Best Overall Artistic Contribution | Великая иллюзия | ||||
Лауреат | Международная премия | Река | |||||
Лауреат | Star on the Walk of Fame | Жан Ренуар |
Гидеон Бахманн. Перевод интервью, материал журнала «Сеанс»