Interested Article - Парижское веселье

«Пари́жское весе́лье» ( фр. Gaîté Parisienne ) — одноактный комедийный балет в постановке Леонида Мясина на музыку произведений Жака Оффенбаха в оркестровке и Жака Бриндежон-Оффенбаха. Либретто и декорация , костюмы Барбары Каринской . Премьера состоялась 5 апреля 1938 года на сцене Оперы Монте-Карло ( Монте-Карло ) в исполнении артистов Русского балета Монте-Карло под руководством . Первый балет Мясина для вновь созданной труппы Дэнема.

Данный балет не следует путать с Мориса Бежара («Балет XX века», 1978 ).

История

В 1936 году Русский балет Монте-Карло разделился на две независимые труппы — полковника де Базиля и Рене Блюма . Вопреки указываемым в некоторых источниках данным , балет создавался не для этих компаний, а для антрепризы под руководством Сержа Дэнема ( ), организованной в Нью-Йорке группой американских бизнесменов в начале 1937 года и ставшей правопреемницей труппы Рене Блюма. Художественное руководство вновь созданной труппы было предложено Леониду Мясину . Вскоре балетмейстер занялся подбором артистов: «В течение месяца я собрал сильную труппу, в неё входили Маркова , Тараканова, Истомина, Розелла Хайтауэр , а из мужчин — , и Герар» . Будучи для этой цели в Париже и просматривая танцовщиков в балетных школах Преображенской и Егоровой , Мясин встретился с графом , с которым уже сотрудничал ранее, когда в 1924 году поставил пять балетов (« Прекрасный Дунай », «Салат», «Жига», « Меркурий » и «Розы» ) для проводимых тем благотворительных концертов «Парижские вечера графа Этьена де Бомона» ( фр. Soiree de Paris du Comte Etienne de Beaumont ) .

Согласно мемуарам Мясина, де Бомон был занят идеей постановки балета «в стиле живописи Винтергальтера на музыку Оффенбаха» . Племянник композитора, Жак Бриндежон-Оффенбах ( Jacques Brindejonc-Offenbach ), передал меценату рукописи партитур 105 оперетт, из которых была отобрана музыка для нового балета. Оркестровка была поручена французскому композитору , которая, как указывал Лорка Мясин, осуществлялась в сотрудничестве с Жаком Бриндежон-Оффенбахом . Балет сочинялся под большим воздействием оперетты Оффенбаха « » ( 1873 ), из которой был заимствован персонаж Бразилец-миллионер , переименованный в Перуанца .

«Парижское веселье» стало первой постановкой Мясина для Русского балета Монте-Карло Дэнема и положило «начало творческой жизни новой труппы» .

Сюжет

Балет лишён полноценного сюжета, не имеет развёрнутой фабулы и представляет ряд забавных эпизодов . Действие развивается в « », знаменитом парижском кафе периода Второй империи .

Основные персонажи образуют несколько флиртующих пар: Цветочница и Офицер , Продавщица перчаток и Барон , Светская львица и Герцог . В «Тортони» появляется прибывший покорять Париж Перуанец с двумя баулами ювелирных украшений. Он завоёвывает симпатии женщин и пытается очаровать Продавщицу перчаток . Однако дамы не остановились в выборе кавалеров. Продавщица перчаток оказывает внимание Офицеру , а Цветочница Барону . Герцог соперничает с Офицером за симпатию Львицы . Между Бароном и Офицером возникает ссора из-за Цветочницы , в которую вовлекаются посетители кафе . Перуанец становится участником драки, которая утихает при появлении танцовщиц, исполняющих канкан . В финале под звуки баркаролы из оперы « Сказки Гофмана » Львица покидает кафе с Офицером , Цветочница остаётся с Герцогом , а Продавщица перчаток удаляется с Бароном . Перуанец отправляется на поиски новых приключений.

Премьера

  • 1938 , 5 апреля — «Парижское веселье», одноактный балет на музыку Жака Оффенбаха в оркестровке Манюэля Розенталя, балетмейстер Леонида Мясин, либретто и декорации Этьена де Бомона. Автор костюмов Барбара Каринска . Русский балет Монте-Карло Сержа Дэнема, Монте-Карло. В отличие от данных К. Г. Филоновой и Лорки Мясина , Ф. Хартнолл указал кроме Бомона автором сценария Леонида Мясина .
Действующие лица и исполнители
  • Продавщица перчаток — Нина Тараканова
  • Цветочница — Евгения Деларова
  • Львица — Жанетт Лоре
  • Перуанец Леонид Мясин
  • Барон
  • Офицер Игорь Юшкевич

14 июля того же года балет впервые был представлен в Лондоне, в театре Друри-Лэйн . 12 октября состоялась премьера на сцене Метрополитен-оперы , Нью-Йорк (в роли Продавщицы перчаток вместо Нины Таракановой выступила Александра Данилова ) . Премьера в США имела огромный успех.

Оценки

«Парижское веселье» считается самым популярным балетом Мясина наряду с « Прекрасным Дунаем » . Согласно балетоведу Е. Я. Суриц , «Парижское веселье» даже превзошло «Прекрасный Дунай» . Она приводит отзыв Джона Мартина об американской премьере из The New York Times от 13 октября 1938 года: «„Парижское веселье“ возникает в параллель балету, показанному в прошлые сезоны, „Прекрасному Дунаю“, но новая работа значительно выше старой. Тут не может быть даже сравнения. <…> Он свеж как цветок, удивительно ловко построен и изобретательно поставлен» .

Роль Перуанца считается одним из лучших творений Мясина, где были объединены дар виртуозного танца и «талант комического актёра, притом ясно сознающего, каким должен быть актёр в балете, когда игра и танец неотторжимо слиты, каждое па насыщено игрой, любая мимическая сцена отанцована» . Очевидцы закрепили за манерой исполнения Александрой Даниловой партии Продавщицы перчаток выражение «брызги шампанского» . Суриц писала, что критики считали исполнение Даниловой непревзойдённым, поскольку артисткам следующих поколений недоставало того самого «шампанского» .

Экранизация

В 1941 году балет был экранизирован под названием « » (режиссёр Жан Негулеско , студия Warner Bros. ) . Этот фильм-балет был номинирован на премию « Оскар » 1942 года в номинации « лучший короткометражный фильм, снятый на две бобины ».

Возобновления

Видео

  • Полная версия фильма на YouTube — съёмка балета Виктора Йессена ( Victor Jessen ) на спектаклях Русского балета Монте-Карло с 1944 по 1954 год, монтаж произведён с наложением звука, записанного на представлении около 1954 года. В ролях: Александра Данилова, Фредерик Франклин, Леон Даниэлян и другие
  • Полная версия фильма на YouTube — «Весёлый парижанин», киноверсия Жана Негулеско , Warner Bros. , 1941

Примечания

  1. , Ф. Хартнолл. Список постановок Леонида Мясина, с. 352.
  2. .
  3. .
  4. , Глава 12, с. 197.
  5. , Глава 12, с. 198.
  6. , Ф. Хартнолл. Список постановок Леонида Мясина, с. 350.
  7. , Глава 9, с. 167—168.
  8. , Суриц. «Прекрасный Дунай», «Парижское веселье», с. 335.
  9. , Суриц. «Прекрасный Дунай», «Парижское веселье», с. 336.
  10. , Глава 12, с. 199.
  11. , Суриц. «Прекрасный Дунай», «Парижское веселье», с. 334.
  12. , Суриц. «Прекрасный Дунай», «Парижское веселье», с. 337.
  13. .
  14. (англ.) . IMDb . Дата обращения: 23 июня 2019. 10 апреля 2022 года.

Литература

  • Мясин Л. Ф. Моя жизнь в балете = My Life in Ballet / Пер. с англ. М. М. Сингал / предисл. и фрагменты из монографии «Леонид Фёдорович Мясин» Суриц Е. Я. / ком. Е. Яковлевой. — М. : Aртист. Pежиссёр. Tеатр, 1997. — 366 с. — ( Ballets Russes ). — 3000 экз. ISBN 5-87334-012-9 .
  • Мясин Л. Ф. / Публикация, вступ. ст. и ком. Е. Я. Суриц // Мнемозина : Документы и факты из истории отечественного театра XX века : Альманах / Ред.-сост. В. В. Иванов. — М. : Индрик, 2014. — Вып. 6. — С. 286. — 904 с. — 800 экз. ISBN 978-5-91674-330-2 .
  • Филонова К. Г. // Балет : энциклопедия / Гл. ред. Ю. Н. Григорович . — М. : Советская энциклопедия, 1981. — 623 с.
  • (англ.) . Lorca Massine com. Дата обращения: 23 июня 2019.

Ссылки

  • Деген А., Ступников И. . Belcanto.ru. Дата обращения: 23 июня 2019.
  • (фр.) . Bibliothèque nationale de France . Дата обращения: 23 июня 2019.
Источник —

Same as Парижское веселье