Interested Article - Бюсты папы Павла V (Бернини)

Два бюста папы Павла V выполнены Джованни Лоренцо Бернини из каррарского мрамора , копия второго имеется также в бронзе. Первый бюст папы Павла V Бернини создал, как считается, в 1618 году, он хранится ныне в галерее Боргезе в Риме . Спустя несколько месяцев после смерти Павла V в 1621 году его племянник, кардинал Шипионе Боргезе заказал 23-летнему Бернини официальный мраморный бюст папы Павла V. В 1632 году Бернини выполнил в пандан к нему бюст самого кардинала Боргезе. Второй бюст Павла V с недавнего времени экспонируется в Музее Гетти в Лос-Анджелесе . Бронзовая копия второго бюста работы Себастиано Себастиани хранится в Государственном музее искусств в Копенгагене .

Облик

На скульптурных портретах Бернини папа Павел V предстаёт в богато украшенном папском одеянии без головного убора, с выбритой тонзурой . Риза на его груди скреплена пряжкой из драгоценного камня, а подризник сшит из тонкой ткани в вертикальную сборку. Директор Музея Гетти Тимоти Поттс восхищается талантом Бернини, умевшего вдохнуть жизнь в мрамор, уловить главное в человеке: «Не только физическое сходство папы, но и его личность и статус, его благожелательная серьёзность и живое присутствие заставляют при взгляде на него чувствовать дрожь в коленях, даже если вы ничего не знаете об авторе» .

Второй мраморный бюст

Второй бюст папы Павла V последние сто лет считался утраченным. В 1893 году семья Боргезе продала этот бюст из своей частной коллекции на аукционе некоему венскому коллекционеру, причём в то время его атрибутировали не Бернини, а его современнику Алессандро Альгарди . Спустя два десятка лет, в 1916 году инспектор по памятникам Рима Антонио Муньос опубликовал статью, в которой исправил ошибочную атрибуцию, причём не упоминая место нахождения бюста. В 1953 году профессор истории Итало Фальди опубликовал обнаруженные им в архивах Ватикана документы семьи Боргезе, из которых, в частности, стало известно о деталях заказа бюста в 1621 году. Высказывались предположения, что бюст Павла V исчез в годы Второй мировой войны, оказавшись среди художественных ценностей, конфискованных нацистской Германией . Несмотря на то, что бюст Павла V был хорошо знаком искусствоведам по фотографии 1893 года и бронзовой копии, его судьба оставалась неизвестной вплоть до 2014 года .

Находка в Словакии

В 2013 году, спустя десять лет после смерти словацкого художника Эрнеста Зметака три его наследника решились продать на аукционе SOGA в Братиславе мраморный бюст из его частной коллекции, считавшийся работой неизвестного скульптора, подражателя Бернини. Бюст «под Бернини» не нашёл покупателя с первой попытки, только после снижения стартовой цены с 47 до 24 тыс. евро бюст в сентябре 2014 года обрёл нового хозяина в лице проживавшего в Братиславе французского коллекционера Клемана Генебо . Генебо получил от министерства культуры Словакии разрешение на вывоз бюста за границу и доставил его в Лондон на аукцион « Сотбис », указав в документах на вывоз стоимость скульптуры в 7 млн евро. В июне 2015 года Музей Гетти объявил о приобретении бюста Павла V в частной сделке при посредничестве «Сотбис» за 33 млн долларов . История о том, как Словакия лишилась ценного произведения искусства, получила огласку, в стране разразился «культурный скандал» . Министр культуры Словакии Марек Мадярич обвинил в нарушениях аукционный дом SOGA, по словам пресс-секретаря министерства, имеются подозрения, что лица, участвовавшие в аукционной сделке и оформлении вывоза, знали о настоящей ценности скульптуры и действовали по преступному сговору. Директор департамента культурного наследия министерства культуры Словакии и сотрудница, выдавшая разрешение на вывоз, были уволены. Экспертная комиссия при министерстве культуры, которая не провела соответствующей экспертизы, была распущена . Вице-президент Музея Гетти по связям с общественностью Рон Хартвиг в связи с разразившимся в Братиславе скандалом заверил, что бюст останется в экспозиции Музея Гетти: он был вывезен из Словакии, продан в Великобритании и ввезён в США на законных основаниях, а расследования словацкого правительства никак не влияют на право собственности Музея Гетти на приобретённую скульптуру.

См. также

Примечания

  1. Wittkower, Rudolf. Gian Lorenzo Bernini: The Sculptor of the Roman Baroque (англ.) . — 4th. — London: (англ.) , 1997. — P. 233.
  2. . news.getty.edu . Дата обращения: 29 июня 2019. 29 июня 2019 года.
  3. . Kulturstyrelsen . Дата обращения: 29 июня 2019. 8 марта 2019 года.
  4. от 31 мая 2016 на Wayback Machine (англ.)
  5. . The Economist (25 июня 2015). Дата обращения: 29 июня 2019. 29 июня 2019 года.
  6. от 9 июля 2019 на Wayback Machine (англ.)
  7. Максим Руссо. . Полит.РУ . polit.ru (31 августа 2015). Дата обращения: 29 июня 2019. 29 июня 2019 года.
  8. от 29 июня 2019 на Wayback Machine (англ.)
  9. . Дата обращения: 9 июля 2019. 29 июня 2019 года.
  10. от 9 июля 2019 на Wayback Machine (нем.)
  11. от 3 июля 2019 на Wayback Machine (англ.)
Источник —

Same as Бюсты папы Павла V (Бернини)