Институт Пастера
- 1 year ago
- 0
- 0
Музе́й Пасте́ра ( фр. Musée Pasteur ) — квартира и усыпальница французского микробиолога и химика Луи Пастера , превращённые в музей в основанном им Институте Пастера . Институт открылся 14 ноября 1888 года; Пастер был его первым директором до самой своей смерти, а также проживал и работал в нём последние годы жизни. Музей располагается в здании института в 15-м округе Парижа по адресу улица доктора Ру , 25. Здание имеет статус исторического памятника .
Пастер умер 28 сентября 1895 года в шато Вильнёв-л’Этан близ Гарша , расположенного недалеко от Парижа. Первоначально учёный был похоронен в соборе Парижской Богоматери и планировалось похоронить его в Пантеоне , однако впоследствии, по согласованию и настоянию родственников, в январе 1896 года его тело было перезахоронено в склепе переоборудованного подвала основанного им Института Пастера . В 1910 году там же были погребены останки его жены и «незаменимого» помощника (1826—1910).
В 1922 году на общенациональном уровне торжественно отмечался столетний юбилей со дня рождения учёного, что признаётся некоторыми исследователями как кульминационная точка в создаваемом «культе Пастера». Так, в своей торжественной речи президент республики Александр Мильеран заявил, что «культ великих людей» должен быть положен в основу системы образования . Программой торжеств была предусмотрена и проведена временная выставка, предназначенная увековечить заслуги Пастера, основу которой составили научный инструментарий и предметы, которыми пользовался учёный в своей научной деятельности. После окончания торжественных мероприятий коллеги и родственники учёного высказались за организацию постоянного музея, посвящённого его памяти, в здании основанного им Института .
Это предложение было реализовано в 1935—1936 гг., когда музей был открыт для посещения публикой. Экспозиция музея берёт свое начало от семейного пожертвования, сделанного в начале 1930-х годов, когда внук и биограф учёного, профессор медицины Луи Пастер Валлери-Радо , унаследовавший архив и вещи своего знаменитого деда, занимался публикацией его трудов и переписки и, стремясь увековечить память о Пастере и дух места, где он прожил последние семь лет своей жизни, пожертвовал Институту и будущему музею мебель и предметы, которые принадлежали его бабушке и деду.
В музее «самого цитируемого в мире француза» функционируют три раздела экспозиции: склеп, где захоронены Луи и Мари Пастер, их квартира и лаборатория (большой зал) учёного .
Над входом в усыпальницу размещается лаконичная надпись: «Здесь покоится Пастер» (фр. « Ici repose Pasteur ») , а по сторонам даты: «1822» и «1895» — годы жизни основателя научной микробиологии и иммунологии . Внутри на мраморных стенах хронологически отмечены важнейшие этапы деятельности Пастера и годы его открытий: 1848 — молекулярная асимметрия, 1857 — ферменты , 1862 — самозарождение , 1863 — наблюдения над вином, 1865 — болезни шелковичных червей , 1871 — наблюдения над пивом, 1877 — заразные болезни, 1880 — предохранительные прививки , 1885 — профилактика бешенства . В литературе отмечается, что за каждой этой строкой лежит его «жизнь, полная всепоглощающего труда, столь же удивительного, как и его гений» и любой из них «в этом списке было бы достаточно, чтобы сделать его имя бессмертным» . Следует отметить, что Пастер приобрёл статус «бессмертного» и по формальным причинам, так как в 1881 году был избран во Французскую академию став одним из сорока пожизненных её членов, которых традиционно называют «бессмертными» ( фр. les immortels ) .
Стены усыпальницы украшены изображениями, демонстрирующими выдающиеся достижения микробиолога и химика, выполненными в стиле византийской мозаики . Часовню- мавзолей оформляли известные французские художники в стиле ар-нуво : архитектор Шарль Жиро (фр. Charles Girault , 1851—1932), живописец Люк-Оливье Мерсон и мозаист Огюст Жильбер-Мартен, которые при этом вдохновлялись планировкой и убранством мавзолея Галлы Плацидии в Равенне .
Химик Пьер Грабар (П. Н. Грабарь) рассказывал в интервью в 1973 году о создании Института и музея, что научное учреждение было основано в 1888 году специально для Пастера, на собранные по подписке средства в разных странах, среди которых была представлена и Россия. Однако учёный успел недолго заниматься научной деятельностью в новом институте, так как он уже был к тому времени тяжело болен. Также Грабар отметил следующее :
В подвале института, в склепе, где похоронен Пастер, обозначены на стенах даты всех его работ и открытий. А на куполе к изображению трёх традиционных ангелов — Веры, Надежды и Любви добавлен четвёртый — Наука. В мозаичные изображения, украшающие капеллу, вплетены фигуры животных: курицы и петуха в память о борьбе Пастера с куриной холерой; овец, которых Пастер избавил от сибирской язвы…
...СОТРУДНИКИ ИНСТИТУТА любят говорить, что они работают под присмотром трёх „главных“ — Пастера, Ру и Мечникова . Двое других „главных“ похоронены тут же — Ру прямо в саду, а урна с прахом Мечникова стоит в институтской библиотеке.
По описанию французского микробиолога Франсуа Жакоба , мозаики фактически представляют собой элемент агиографии Пастера, демонстрирующие его научную деятельность, сюжеты которого перекликаются с традиционной иконографией Иисуса Христа . Учёный аллегорически изображался в виде пастыря, в окружении овец и кур, гирлянд хмеля , тутовых деревьев и виноградных лоз, что символизирует его достижения в лечении сибирской язвы , куриной холеры , болезней пива, вина и шелковичных червей. Композиция завершалась куполом, на котором была представлена борьба героя с бешеной собакой; купол «поддерживается» изображениями четырёх ангелов с распростёртыми крыльями. Подписи гласят, что трое из них символизируют богословские добродетели , а четвёртый — Науку .
По ранее распространённой и неподтверждённой легенде, во время немецкой оккупации Парижа , первый привитый и спасённый от бешенства человек в истории — Жозеф Мейстер , ставший впоследствии хранителем Института, — в 1940 году не пустил фашистов в гробницу Пастера ценой собственной жизни. По другой версии он совершил самоубийство, так как немецкие солдаты, которые использовали Институт как медицинский центр по лечению венерических заболеваний для нужд вермахта , потребовали от него вскрыть гробницу Пастера .
Квартира четы Пастер прекрасно сохранилась и является историческим свидетельством обстановки парижских квартир конца XIX века. В квартире представлены принадлежащие и подаренные Пастеру подарки, картины и книги, предметы обихода, а также демонстрируется коллекция рисунков, пастелей и портретов учёного, которые он создал ещё в юношеские годы, когда серьёзно занимался рисованием . Талант учёного как рисовальщика неоднократно отмечался его знакомыми и родственниками , а Эжену Делакруа даже приписываются слова, что «увлечение Пастера химией спасло многих современных ему художников от исключительно талантливого современника» . По мнению писателя Дюрана Гревиля: «Никто не пожалеет, что он выбрал карьеру учёного. Но если бы он захотел, то кто знает, мог стать великим художником» .
Следует отметить, что особой гордостью учёного была его лаборатория, в которой он буквально жил: «У меня наконец есть то, — писал он в одном из писем, — чего я всегда желал, — лаборатория, доступная мне во всякое время: она под моей квартирой; иногда всю ночь в ней горит газ, и опыты не прерываются…» В большом зале музея выставлены лабораторные инструменты и приборы, которые использовал Пастер и его соратники .
В музее экспонируется ваза из малахита , вручённая Пастеру принцем А. П. Ольденбургским при открытии Института, за участие в создании в России пастеровских станций и обучение русских учёных пастеровскому методу (антирабическая вакцинация от бешенства) .
В состав музея входит также научная библиотека, отдельный архив которой составляет коллекция фотографий, на которых представлены значимые события из биографии Пастера и основанного им института . Большое количество документов связано с научными дискуссиями, которые вёл учёный отстаивая свои взгляды и открытия , так как Пастер который «зажёг на небосклоне науки целое созвездие ярчайших открытий, должен был всю жизнь отстаивать свои истины в бесполезных, утомительных, иссушающих мозг спорах» .
На книжном шкафу библиотеки в мраморной урне находится прах И. И. Мечникова , который продолжительное время работал в институте, а затем и руководил им, и перед смертью завещал своё тело для проведения медицинских опытов и последующей кремации .
Начиная с 2015 года, после чрезвычайной ситуации, вызванной нападением, доступ в музей был закрыт для индивидуального посещения и осуществляется в составе экскурсионных групп по предварительной договорённости, оговариваемой заранее за несколько месяцев .
Кроме этого музея, Пастеру посвящено ещё два мемориальных учреждения: в Доле , где он родился, и в Арбуа, где он провёл детские годы, учился в местном коллеже и куда неоднократно возвращался позже (оба в департаменте Юра ) .