Interested Article - Цефал и Прокрис (опера Арайи)

«Цефал и Прокрис» опера итальянского композитора Франческо Арайи , работавшего при русском императорском дворе . Датируемая 1755 годом, она считается первой оперой, написанной и исполнявшейся на русском языке . В её основу легло русское либретто А. П. Сумарокова , основанное на « Метаморфозах » Овидия .

История создания

В 1735—1762 годах (с перерывами) Франческо Арайя работал в России и был придворным капельмейстером во времена царствования Анны Иоанновны и Елизаветы I Петровны . В качестве композитора он дебютировал 29 января 1736 года оперой «Сила любви и ненависти», написанной им ещё в Италии: именно с неё начинается история оперы в России . Кроме того, Арайя создал первую оперу, написанную на оригинальный русский текст, — «Цефал и Прокрис» . Её либретто было написано А. П. Сумароковым на сюжет из VII книги « Метаморфоз » Овидия ; таким образом, великого поэта и драматурга можно также считать первым русским либреттистом .

История постановок

Премьера оперы состоялась во временном деревянном театре на Царицыном лугу (ныне — Марсово поле ) в Санкт-Петербурге 7 марта [27 февраля по старому стилю] 1755 года . Сценографом выступил Джузеппе Валериани . Это была первая опера, исполненная русскими певцами, причём сольные партии, в опере-сериа традиционно исполнявшиеся певцами-кастратами, были доверены юным исполнителям из придворной капеллы, старшему из которых было 14 лет . Главные роли исполнили Елизавета Белоградская ( Прокрис ) и Гаврило Марценкович, известный как «Гаврилушка» (Цефал) . Другими актёрами были «певчие» графа Андрея Кирилловича Разумовского : Стефан Евстафьев ( Аврора ), Стефан Ржевский ( Эрехтей , царь Афин ), Николай Ктарев ( Минос , царь Крита ), Иван Татищев (Тестор, придворный маг). В спектакле был также задействован хор из пятидесяти певчих и оркестр, подкреплённый трубами и литаврами . Опера имела большой успех, и композитор получил в подарок от императрицы Елизаветы Петровны роскошную соболью шубу стоимостью 500 рублей .

В 1991 году опера вновь была поставлена в Москве антрепризой И. Муратовой в помещении Драматического театра им. А. С. Пушкина . В концертном исполнении опера прозвучала 14 июня 2001 года в Мариинском театре Санкт-Петербурга . В полном варианте она впервые была показана 4 октября 2016 года в Эрмитажном театре (Санкт-Петербург) в рамках XIX Международного фестиваля EARLYMUSIC . 8-го и 10-го декабря 2017 года состоялись показы «Цефала и Прокрис» на Новой сцене Большого театра в Москве, приуроченные к 300-летию со дня рождения Сумарокова .

Сюжет

История Цефала (или Кефала) и Прокрис (или Прокриды) восходит к античному мифу о молодожёнах, которые сначала нарушили супружеские клятвы, а потом счастливо простили друг друга . Финал её трагичен: на охоте Цефал по ошибке пронзил жену копьём. Эта история, однако, была преобразована Сумароковым в нечто совершенно иное. Его либретто ― это повесть о преданной любви и трагической судьбе двух героев . В афинскую царевну Прокрис влюблён критский царь Минос, гостящий в Афинах вместе со своим придворным волшебником Тестором, тогда как Цефала любит богиня зари, Аврора . Она похищает Цефала прямо со свадебной церемонии в храме, но он отвергает её любовь. Между тем Прокрис, страдая от ревности, вселённой в её сердце Тестором, прячется в кустах, следя за мужем, и тот, целясь в зверя, смертельно ранит свою собственную жену .

Либретто и музыка

Сумароков, ранее переводивший на русский язык итальянские оперные либретто, несомненно, владел канонами европейской оперной драматургии . Что касается его поэтического языка, то он представлял собой переходный этап от барочного нагромождения образов и звуков к сентиментальной простоте «чувствительного» стиля .

«Цефал и Прокрис» создана в традиционном для итальянской музыки жанре оперы-сериа . В музыке последовательно сменяются речитативы secco и арии da capo . Однако опера существенно отличается от итальянских опер-сериа того времени, где не было места ничему иррациональному и фантастическому, а трагические развязки всячески избегались. Многое в ней характерно для более ранней традиции барокко , в том числе многочисленные зрелищные эффекты . Трёхактная опера длится около четырёх часов; в музыке преобладает размеренный, созерцательно-медитативный характер .

Примечания

  1. // СПб. : 1900. — Т. 2. — С. 259—261.
  2. / Лебедева-Емелина А.В. // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов . — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
  3. .
  4. , с. 69.
  5. // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб. , 1900. — Т. 2: Алексинский — Бестужев-Рюмин. — С. 259—261. Другие источники ( Музыкальный словарь Римана и Большая советская энциклопедия ) отдают первенство опере Арайи «Титово милосердие» на либретто Фёдора Волкова , поставленной 16 декабря 1751 года.
  6. Топоров В.Н. . — М. : Языки славянской культуры, 2007. — Т. II. — С. 231.
  7. .
  8. .
  9. Согласно Энциклопедическому словарю Брокгауза и Ефрона, премьера прошла в театре Зимнего дворца.
  10. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  11. Кайкова С. . Санкт-Петербургский музыкальный вестник (4 ноября 2016). Дата обращения: 14 июля 2019. 14 июля 2019 года.

Литература

Ссылки

  • Корябин И. . Belcanto.ru (19 декабря 2017). Дата обращения: 14 июля 2019.
  • . Музыкальное обозрение (29 ноября 2017). Дата обращения: 14 июля 2019.
  • . Коммерсантъ (6 октября 2016). Дата обращения: 14 июля 2019.
Источник —

Same as Цефал и Прокрис (опера Арайи)