День и Ночь (мультфильм)
- 1 year ago
- 0
- 0
«День и ночь» ( англ. Day & Night ) — клеточный автомат , модификация игры «Жизнь» . Придуман и назван в 1997 году Нейтаном Томпсоном ( англ. Nathan Thompson ); подробно исследован Дэвидом Беллом ( англ. David Bell ), который нашёл многие любопытные конфигурации и дал им имена.
Отличается от игры «Жизнь» правилом рождения и выживания клеток. Игра «Жизнь» описывается правилом B3/S23, «День и ночь» — правилом B3678/S34678: клетка рождается ( b irth), если в окрестности Мура у неё 3, 6, 7 или 8 живых соседей, и выживает ( s urvival), если у неё 3, 4, 6, 7 или 8 живых соседей.
Эквивалентная формулировка: если у клетки есть ровно 3, 6, 7 или 8 соседей в одинаковом состоянии, она принимает их состояние; иначе — не меняется.
Данное правило перехода можно также изобразить в виде таблицы:
Текущее
состояние клетки |
Число мёртвых соседей | ||||||||
8 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 | |
Число живых соседей | |||||||||
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
0 (мертва) | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 |
1 (жива) | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 |
В «Дне и ночи» роли живых клеток («день») и мёртвых клеток («ночь») полностью симметричны: если инвертировать любую конфигурацию автомата, её потомки будут инвертированными версиями потомков исходной конфигурации. Таким образом, всякий живой объект на поле из мёртвых клеток имеет близнеца — соответствующий мёртвый антиобъект на поле из живых клеток, ведущий себя точно так же .
«День и ночь», как и игру «Жизнь», можно отнести к 4-му классу клеточных автоматов по классификации Стивена Вольфрама .
Здесь имеется богатое разнообразие натюрмортов , осцилляторов , космических кораблей и паровозов с различными свойствами; особенно легко спонтанно рождается во многих превращениях сложный космический корабль с периодом 40, который Дэвид Белл назвал ракетой ( англ. rocket ).
В «Дне и ночи» можно создавать ружья , пожиратели и отражатели , эмулировать логические вентили , обмениваться информацией между «дневными» и «ночными» областями.
Если случайным образом установить каждую клетку поля в одно из двух состояний с вероятностями 50 %, можно увидеть, что в ходе дальнейшей смены поколений области «дня» и «ночи» имеют тенденцию сливаться во всё укрупняющиеся пятна ( англ. blobs ). На границах пятен идёт хаотичное «кипение» мелких деталей, изредка происходят более значительные «выбросы» из одной области в другую; действуют «силы поверхностного натяжения», стремящиеся сгладить выступы и впадины. Внутри пятен располагаются небольшие натюрморты и осцилляторы.
В показанном ниже примере поле размером 800 x 600 считается тороидальным , то есть его левая граница «склеена» с правой, а верхняя — с нижней.