Соколовский, Борис Ильич
- 1 year ago
- 0
- 0
Бори́с Ильи́ч Шер ( 24 июля 1914 , Черноостровск — 10 ноября 1994 , Москва ) — советский оператор документального кино, фронтовой кинооператор в годы Великой Отечественной войны. Единственный, кому во время киносъёмки удалось сбить немецкий истребитель Фокке-Вульф 190 . Заслуженный деятель искусств РСФСР (1988).
Родился в посёлке
Черноостровск
(ныне
Туруханский район
,
Красноярский край
) в семье
большевика
, находящегося в ссылке.
В 1934 году ушёл со второго курса
Государственного института кинематографии
и с мая 1934-го — ассистент оператора на кинофабрике «
Союзкинохроника
» (с 1936 года — Московская студия кинохроники). В 1936—1937 годах проходил службу в кавалерийских частях
Красной армии
. С ноября 1937 года вновь на Московской студии кинохроники, оператором
.
В первые дни Отечественной войны был призван на службу в Красную аримию, в звании капитана. Работал в составе киногруппы Северо-Западного фронта во 2-й партизанской бригаде, где ему нередко приходилось откладывать кинокамеру и браться за боевое оружие. Позже находился в киногруппе Ленинградского и Северо-Западного фронтов. С января по март 1943 года — в киногруппе Сталинградского фронта , а затем Западного фронта .
10 июня 1943 года 224-я штурмовая дивизия осуществила боевой вылет группой из 23 самолётов, на замыкающем Ил-2 , пилотируемым младшим лейтенантом Иваном Старченковым , полетел и Б. Шер .
Во время налёта на Брянский аэродром противника 10/VI 1943 г. кинооператор капитан Шер производил с самолёта кино-съёмки и одновременно исполнял обязанности стрелка. При отражении атаки истребителей противника капитан Шер очередью из пулемёта сбил самолёт противника — « Фокке Вульф-190 ».
— Начальник киногруппы Западного фронта А. Медведкин , из записи в наградном листе
При этом Шер успел ещё и заснять падение сбитого им «фоккера» . Советский лётчик-испытатель И. И. Шелест в своих мемуарах отмечал, что, видимо, такое удачное попадание стало возможным благодаря кинооператорским навыкам Шера, так как его профессиональная привычка «быстро наводить объектив на фокус пригодилась и в обращении с пулемётом» .
Далее проходил службу в киногруппах
Воронежского
,
Карельского
,
1-го Украинского
,
3-го Украинского
,
4-го Украинского
и
2-го Дальневосточного
фронтов.
После демобилизации в ноябре 1945 года вернулся на
Центральную студию документальных фильмов
. В 1951—1952 годах был откомандирован на корпункт Черноморской кинофабрики в
Кишинёве
. В июле 1976 вышел на пенсию
.
Член ВКП(б) с 1950 года, член Союза кинематографистов СССР (Москва) с 1957 года. Кроме фильмов им снято около 1000 сюжетов для кинолетописи и киноперидиодики: «Союзкиножурнал», « Пионерия », «Железнодорожник», « Новости дня », «Советский спорт», «Дружба», «Советский воин», «Советский патриот», «Страна Советская», «Советское кино» .
Роман Кармен, который часто с ним работал, вспоминал, что более всего он ценил в Борисе Шере чувство товарищества, «возведённое у него в закон жизни» , а также отмечал его высокий профессионализм:
Любому кинооператору можно было только мечтать о таком напарнике. Скрупулезно точный, любящий аппаратуру и оптику, на вид медлительный, но на событийной съёмке прицельно точный, успевающий без излишней суеты занять лучшую точку, запечатлеть кульминационные фазы события. Снайпер кинорепортажа. Роман Кармен , «Но пасаран» 1972 .
Скончался 10 ноября 1994 года в Москве.