Interested Article - Горгера
- 2020-12-12
- 1
Горге́ра ( исп. gorguera ), также лечуги́лья ( исп. lechuguilla ), фре́за ( фр. fraise ), раф ( англ. ruff ), «мельничный же́рнов» ( нидерл. molensteenkraag , нем. Mühlsteinkragen ) — круглый плоёный ( гофрированный ) брыжжевый ( польск. bryże от ср.в.нем. bris(e) — «кайма») воротник из накрахмаленной ткани или кружев , плотно охватывающий шею ; атрибут одежды представителей высшего и среднего классов Европы XVI—XVII веков .
История
Своим изобретением воротник, по легенде, обязан некой знатной испанке, которая собрала кружево вокруг своей некрасивой шеи . Такой воротник появился в эпоху Филиппа II в среде испанских аристократов . Горгера трансформировался из украшавших горловину рубашки или сорочки рюш . К 1560-м годам появляются трубчатые складки, воротник сперва открыт на шее, но после 1570 года становится замкнутым. В следующем десятилетии горгера постепенно увеличивается в диаметре (достигая 25-30 см) , и к 1580-м годам огромный воротник (который стали называть «мельничный жернов» или «колесо телеги») требует поддерживающего каркаса . Подкладкой для горгеры служил воротник голилья ( исп. golilla ) на проволочном каркасе, ставший позже самостоятельным воротником .
Складки укладывались разными способами с помощью стальных или деревянных палочек. Воротник изготавливался из одного или нескольких слоёв плоёного полотна или кружев , которые, появившись в начале XVI века, стоили дорого . Первым намёком на кружево были зубчики ( итал. punto in aere «стежки в воздухе») по краям горгер. Постепенно эти зубчики из узких становились всё шире и ажурнее . Голландка Данген ван Плесс при дворе английской королевы Елизаветы I ввела в обиход крахмал и придумала щипцы для плойки воротников, чему обучала знатных дам на платных курсах. Первый крахмал был желтоватым, отчего воротники получались кремовыми. Некоторые модники подкрашивали их шафраном в золотистый оттенок . Также горгера выкрашивался натуральными красителями в розовый или лиловый цвета .
Горгера была съёмной, отдельной от платья или дублета , что позволяло её стирать и крахмалить отдельно. Жёсткость горгеры вынуждала своего владельца держать осанку, а за свою непрактичность горгера стала символом богатства и статуса . Мода на широкие горгеры способствовала, начиная с Италии, распространению вилки , использование которой позволяло уберечь воротник от замарывания едой .
Горгеры были запрещены в Испании королём Филиппом IV (с подачи графа-герцога Оливареса ) . К середине XVII века горгера уменьшилась в диаметре и почти не крахмалилась . На его смену пришёл небольшой отложной воротник . В Германии и Фландрии горгеру носили до начала XVIII века . В XVIII веке он ещё долго сохраняется у евреев как обязательная деталь костюма . В начале XIX века несколько изменённая горгера стала модной частью повседневной женской одежды .
Галерея
-
Франсуа Клуэ . Портрет Генриха Анжуйского (1570)
-
Неизвестный автор. Фрагмент портрета королевы Елизаветы I (ок. 1575)
-
Неизвестный автор. Английская дама с открытой горгерой (1599)
-
Ян ван Равестейн . Принцесса (ок. 1620)
-
Юстус Сустерманс . Портрет Козимо II Медичи (XVII в.)
-
Антонис ван Дейк . Портрет Хелены Леоноры Сивери (1628)
-
Иоганнес Верспронк . Портрет Виллемины ван Бракель (1637). Крупный «мельничный жернов»
-
Иоганнес Верспронк . Руководство больницы Святой Елизаветы в Харлеме (1641)
-
Франсуа Жерар «Мери, графиня Эльгин» (ок. 1804)
-
. «Портрет маркизы де Бела» (1816)
-
«Утюжки» для придания формы складкам воротника
-
А. Н. Вертинский в образе Пьеро, 1920-е годы
-
Участники Венецианского карнавала 2004 года
-
Служительница церкви Дании в 2015 году
Современность
Горгеры входят в состав формальной одежды епископов и служителей церкви Дании (включая Гренландию ) и Фарерских островов . В 1980 году Церковь Норвегии отменила ношения горгеры своим духовенством, хотя некоторые консервативные священники, как Бёрре Кнудсен, продолжили носить их. Горгеры — необязательный элемент одежды хоровых исполнителей в англиканской церкви . Судьи Конституционного суда Италии носят робы с подобием горгеры на шеях.
Горгера является частью некоторых национальных костюмов и элементом классического театрального костюма Пьеро .
Ветеринарный воротник иногда называют Елизаветинским по схожести с горгерами, которые носились в Елизаветинскую эпоху .
См. также
Примечания
- Слезина Т. В., Халюзова С. .
- ↑ М. И. Козьякова. История. Культура. Повседневность. Западная Европа: от Античности до XX века. Учебное пособие по культурологии для высших учебных заведений. — М. : Согласие, 2016. — С. 360, 364, 419. — 512 с.
- ↑ Е. В. Киреева. История костюма: европейский костюм от античности до XX века. — Просвещение, 1976. — С. 78, 110, 171. — 184 с.
- ↑ . — Изд-во Академии наук СССР, 1995. — 696 с.
- ↑ М. Н. Мерцалова. Костюм разных времён и народов. — АО «Академия моды», 1996. — С. 114. — 440 с.
- ↑ Я. Нерсесов. . — ОЛМА Медиа Групп, 2002. — С. 77—79. — 240 с. — ISBN 9785948460581 .
- ↑ Л. Кибалова, О. Гербенова, М. Ламарова. Воротники. — Иллюстрированная энциклопедия моды. — Прага: Артия, 1986. — С. 399, 409. — 608 с.
- Мудрагель Л. Плоёный воротник // Шитьё от А до Я. Лифы. Рукава. Воротник. Сложные детали и фасоны: полное практическое руководство. — М. : Эксмо , 2020. — С. 258—259. — 304 с. — (Классика шитья). — ISBN 978-5-04-110422-1 .
- А. Е. Аникин. Русский этимологический словарь. Вып. 4 (боле – бтарь). — М. : Знак, 2011. — С. 289—290. — 329 с.
- Ж. Я. Рахматуллина. Культура общения и взаимопонимания: учебное пособие. — РИО Башгу, 2002. — С. 34. — 176 с.
- ↑ Фрэнсис Келли, Рэндольф Швабе. История костюма и доспехов. От крестоносцев до придворных щеголей / Переводчик: Т. Е. Любовская. — М. : ЗАО Центрполиграф, 2008. — С. 140. — 216 с.
- Д. Чалтыкьян. История костюма / И. Упадышева. — М. : Мир энциклопедий Аванта+, Астрель, 2011. — С. 113. — 183 с.
- ↑ . The Fashion Historian. Дата обращения: 29 августа 2019. 29 августа 2019 года.
- Т. Б. Семячкина. Кружево. — Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. — СПб. , 1895. — Т. XVIa. — С. 842—847.
- Искусство // Театр. — 1967. — № 28 . — С. 83 .
- Picard, Liza. . — Phoenix, 2004 (1927). — ISBN 0753817578 .
- В. В. Лещинская, А. А. Малышев. . — М. : Аделант, 2010. — 1455 с. — ISBN 978-5-93642-198-3 .
- Pennington, D. H. Europe in the Seventeenth Century. — 2nd ed.. — Harlow: Pearson, 1989. — С. 382. — ISBN 0-582-49388-9 .
- ↑ Л. В. Орленко. . — Терминологический словарь одежды. — М. : Легпромбытиздат, 1996. — 344 с. 14 мая 2017 года.
- (англ.) . Encyclopedia Britannica. Дата обращения: 4 сентября 2019. 24 апреля 2019 года.
- . Croft Design. Дата обращения: 29 августа 2019. 29 августа 2019 года.
Литература
- Андреева Р. П. Горгера. Фреза // Энциклопедия моды. — СПб. : Литера, 1997. — С. 146, 364. — ISBN 5-86617-030-2 .
- Буровик К. А. Жернова // Красная книга вещей: Словарь. — М. : Экономика , 1996. — С. 21—22. — 215 с. — ISBN 5-282-01639-7 .
- 2020-12-12
- 1