Церковь Рождества Христова (Излегоще)
- 1 year ago
- 0
- 0
Храм Рождества Христова ( Христо-Рождественская церковь ) — православный храм в посёлке Анна Воронежской области . Относится к Борисоглебской епархии Русской православной церкви .
Анна была основана в 1698 году, а первое упоминание о храме, построенном в Анне, относится к 1705 году — в окладной книге упоминается Ильинская церковь. Церковь Рождества Христова в Анне впервые упомянута в 1724 году в окладной книге Воронежской епархии . В 1788 году было построено (срублено) новое здание церкви. В 1796 году Павел I пожаловал село Анна графу Ф. В. Ростопчину , который до своего назначения генерал-губернатором Москвы (1812 год) активно занимался строительством и хозяйством, используя иностранный агрономический опыт. Невестка Ф. Н. Ростопчина Евдокия Петровна Ростопчина (в девичестве Сушкова ), будучи прозаиком и поэтессой, часть произведений написала в Анне, а в стихотворении «Осенние листья» посвятила храму Рождества Христова следующие строки :
Я в этом храме, древнем, обветшалом, молюсь теплей...
В 1850 году Военно-статистическом обозрении Генерального Штаба отмечалось, что у церкви нет ограды . В том же году А. Ф. Ростопчин продал имение в Анне графине , а в 1873 году имение становится собственностью княгини (урождённой Стенбок-Фермор), жены В. А. Барятинского . В 1863 году в причте Христо-Рождественского храма числились священники Феодор Понятовский, Симеон Станковский и диакон Дмитрий Чулков. С 1884 года настоятелем церкви становится Александр Понятовский, сын отца Феодора Понятовского. С 1887 года в аннинском приходе начинают службу священник Николай Шакин и продолжает службу диакон Дмитрий Чулков .
К концу XIX века церковь, построенная более ста лет назад, стала мала и по праздникам не могла принять и половину молящихся. Один из очевидцев так описывал старый храм:
... храм от времени принимал всё более и более неприглядный и безотрадный вид и наводил своих прихожан на грустные размышления. Он от давности времён пришёл в такую ветхость, что со дня на день угрожал опасностью разрушения .
В марте 1892 года проект нового каменного храма в Анне был представлен на утверждение Владимира Анатольевича и Надежды Александровны Барятинских. Проект был разработан младшим архитектором губернского управления Станиславом Мысловским . 14 августа епископ Воронежский и Задонский Преосвященный Анастасий (Добрадин) благословил строительство новой церкви. Расходы на строительство взяли на себя князь и княгиня Барятинские, а на местных жителей была возложена обязанность транспортировки строительных материалов .
1 июня 1894 года была заложена новая церковь — в этот день отмечалась серебряная свадьба Владимира Анатольевича и Надежды Александровны. Храм разместился севернее старого, который до окончания строительства продолжал службу. Закладной камень был освящён протоиереем Василием Вишневским .
Церковь была спроектирована в форме креста и увенчана 13-ю куполами. С западной стороны к храму примыкала четырёхъярусная колокольня . Длина храма с колокольней 43 метра, ширина — 28 метров, высота колокольни с крестом составляла 43 метра. Храм имел три престола : главный — в честь Рождества Христова , южный — в честь святого равноапостольного князя Владимира, северный — в честь святой мученицы Надежды . Иконостасы были изготовлены в мастерской торгового дома Слонова и Витальева. Одной из особенностей проекта стало отопление, которое было в то время редкостью для храмов даже в больших городах. В подвале была сложена печь, которая через калориферные каналы зимой обогревала помещение, а летом эти каналы обеспечивали вентиляцию .
10 мая 1899 года комиссия в составе губернского инженера А. Купринского, благочинного священника Дмитрия Никонова и станового пристава Скрыпченкова приняла здание . Всего на строительство было израсходовано 150 000 рублей и на 24 тысячи было закуплено ризничных и утварных принадлежностей .
Освящение храма совершали 1 и 2 июня 1899 года. Ко дню освящения храма на имя князей Барятинских была получена поздравительная телеграмма императрицы Марии Фёдоровны . Освящение храма в Анне было важным событием в масштабе Воронежской губернии . На освящение прибыли различные высокопоставленные лица, в том числе начальник губернии Павел Слепцов и управляющий Юго-Восточной железной дороги . На освящение храма собралось большое количество окрестных жителей, и для упорядочивания празднества в храм пускали по бесплатным пригласительным билетам .
30 мая около 19:00 в Анну прибыл епископ Анастасий, который начал торжественной богослужение: служба совершалась Обновлению храма и Рождеству Христову. Хором управлял регент Андреевского собора (Санкт-Петербург) Поляков, а хористы были одеты в специально сшитую форму. Всенощное бдение завершилось ближе к 23 часам, но два священника, которые проводили помазание священным елеем , не смогли обслужить всех желающих, хотя помазание затянулось далеко за полночь .
1 июня в 5:00 в старой церкви началась последняя Божественная литургия , в 8:00 в новом храме было совершено освящение воды , а в 8:30 ударил большой колокол. В 9:00 в новый храм прибыл Владыка , который освятил престол, окропил стены святой водой и помазал святым миром . После этого был совершён крестный ход в старый храм за святыми мощами . После этого в новом храме была совершена первая Божественная литургия, которая завершилась провозглашением многолетия «Государю Императору, Священному Синоду, Преосвященному Анастасию, благодетелям, строителям и благоукрасителям храма и всем православным христианам». После богослужения епископ Анастасий обратился с паперти к публике со словами назидания, а в конце выступления просил князя и княгиню Барятинских продолжить заботу о сельчанах и завершить строительство церковно-приходской школы . В 18 часов епископ Анастасий отбыл в Воронеж, поручив освятить престолы в южном и северном приделах кафедральному протоиерею Иоану Адамову и благочинному, отцу Дмитрию Никонову .
После отбытия владыки Анастасия началось всенощное бдение, а 2 июня приступили к освящению приделов. В 6:00 началось освящение северного придела, а в 9:00 — южного. Завершилось освящение Божественной литургией. По окончании официальной части участникам торжества было предложено угощение. Духовенство собралось в квартире управляющего Аннинским имением князей Барятинских, а простому народу угощение было предложено на площади .
В новоосвящённую церковь епископом Анастасием был назначен священник Пётр Попов, а диаконом — Михаил Корыстин. В 1901 году благочинным в церковь назначается Пётр Попов, а вторым священником — Дмитрий Макаровский .
Приходская школа была построена в 1911 году .
В 1930-е годы местные власти приняли решение запретить богослужение в Христо-Рождественском храме. Начался снос колокольни. Иконы, богослужебная утварь и облачения были сданы в утиль, а затем отправлены в Воронеж. От полного уничтожения церковь была спасена случайно: через Анну проезжал автомобиль с начальством (по свидетельству старожилов, «начальство было довольно высокое»), которое поинтересовалось, кто велел разрушить памятник архитектуры, после чего приказало прекратить демонтаж храма. До 1942 года здание церкви использовалось в качестве зернохранилища . Настоятель храма отец Николай Борисоглебский был арестован и осуждён на 10 лет. Жене отца Николая предложили отказаться от мужа, пригрозив осуждением по 58-й статье УК РСФСР , но матушка не отказалась от мужа и получила 8 лет. Детей священника прихожане разобрали по домам и воспитывали всем миром .
7 июля 1942 года был создан Воронежский фронт , чей штаб расположился в Анне. Жители Анны обратились к командованию фронта за разрешением начать богослужение в стенах храма. После разрешения верующие стали приносить в церковь домашние иконы. Первым священником в новообретённом храме стал протоиерей Алексий Образцов, который служил в Анне до 1 августа 1943 года . Прихожане церкви Рождества Христова принимали активное участие в сборе средств в поддержку Красной армии. К примеру, в первой половине 1944 года было собрано «духовенством и верующими в Фонд обороны наличными деньгами 10 550 рублей. На подарки Красной Армии наличными деньгами — 373 рубля. На оказание помощи больным и раненым воинам Кр. А., находящихся в госпиталях, наличными деньгами — 5830 рублей. Итого — 16 733 рубля» .
С 1 августа 1943 года в церкви стал служить отец Георгий Садовский. Через некоторое время в церковь был назначен второй священник отец Николай Борисоглебский. Церковный совет состоял из трёх человек: Е. П. Коршунова, Н. П. Прокина и У. К. Тютина. Псаломщиком в храме был С. Я. Ходарин. 30 мая 1944 года Аннинский райсовет передал в бессрочное бесплатное пользование «одноэтажное каменное церковное здание без колокольни» гражданам села Анна. Договор о передаче был подписан секретарём райисполкома Митрофаном Михайловичем Белебезьевым и двадцатью представителями верующей общественности. 28 октября община Христо-Рождественской церкви была официально зарегистрирована уполномоченным Совета по делам Русской Православной Церкви при СНК СССР по Воронежской области В. Гостевым .
18 июня 1945 года благочинный Воронежского округа протоиерей Евгений Лукин на собрании двадцатки огласил «Положение об управлении Русской Православной Церкви», принятое на Поместном Соборе 31 января 1945 года . На собрании был выбран церковный староста Сергей Игнатьевич Болдырев, который с ноября 1944 года был ктитором храма .
1 июля 1945 года отец Георгий Садовский докладывал протоиерею Евгению Лукину: «За истёкшее полугодие 1945 года в некоторых местах храма исправлены и заменены полы: постепенно производится остекление оконных рам и замена в них досок, фанеры и железа — стеклом. Есть нужда в частичном исправлении крыши церковной, в пополнении утвари церкви и возобновлении живописи». В том же документе указывался состав причта : настоятель протоиерей Георгий Садовский (65 лет), второй протоиерей Николай Борисоглебский (67 лет), псаломщик Дмитрий Корченов (55 лет). Отмечалось, что все трое окончили курс Воронежской духовной семинарии . 24 августа архиепископ Воронежский Иона (Орлов) по прошению отца Георгия перевёл его на должность второго священника, а настоятелем назначил протоиерея Николая Богоявленского. 14 июня 1947 года отец Николай Борисоглебский «волею Божею тихо скончался» и был погребён в церковной ограде храма .
8 июля 1947 года епископом Иосифом (Ореховым) в церковь Рождества Христова был назначен новый настоятель храма отец Пётр Ткаченко, который служил до этого в Давыдовке . Новый настоятель в рапорте в епархиальное управление отмечал хорошее состояние храма: «Крыша храма в исправности, все окна застеклены. Внутренний вид храма имеет благопристойный вид: стены обметены, в главном куполе написаны евангелисты. Над иконостасом написано св. изображение Рождества Христова. Во всём храме на стенах написаны св. изображения. Исправлены и побелены панели всего храма и алтаря». Единственным значимым недостатком настоятель указывал иконостас, который был привезён из соседнего села, не имевший двух боковых иконостасов. В 1948 году продолжалось восстановление церкви: был сооружён престол, был приобретён инвентарь и два колокола . Отец Георгий Садовский продолжил служить в Христо-Рождественской церкви вторым священником до своей смерти 9 апреля 1955 года .
29 мая 1949 года отмечалось пятидесятилетие храма. Для проведения торжественной службы в Анну прибыл епископ Воронежский и Острогожский Иосиф (Орехов). В телеграмме, полученной отцом Петром накануне, отдельно оговаривалось, что встреча епископа должна быть скромной .
Обычной для того времени особенностью храма было то, что, несмотря на регулярные богослужения, здание использовалось Аниннским сельсоветом под зернохранилище. К примеру, в 1949 году епископ Иосиф благословил уступить 2/3 площади церкви под засыпку зерном . В 1952 году архиепископ Иосиф в отчёте писал: «мною осмотрена церковь села Анна, где найдено всё в должном порядке, причт трезвый, миролюбивый, исправный, пользуется уважением и любовью своих прихожан» . В 1954 году аннинские прихожане обратились к епископу Иосифу «определить на должность псаломщика-регента Демчука Якова Ивановича, который за несколько дней службы в нашем храме проявил себя человеком понимающим прекрасно своё дело» . 2 февраля 1955 года отец Пётр Ткаченко был переведён в Бутурлиновку, но вскоре возвращается в Анну. Однако 5 октября отец Пётр передаёт приход иеромонаху Августину и уезжает в Острогожск. Но 10 октября владыка Иосиф возвращает Петра Ткаченко в Анну, и отец Пётр служит в Христо-Рождественском храме до своей смерти 2 февраля 1960 года . В феврале 1959 года церковный совет храма обратился к архиепископу с просьбой выделить ссуду на строительство дома для священнослужителей (до этого церковные служащие жили на съёмных квартирах или в церкви под колокольней). На полученные деньги был построен двухквартирный дом в церковной ограде .
Период правления Н. С. Хрущёва и последующее время правления Л. И. Брежнева оказались тяжким испытанием для Русской Православной церкви вообще и для каждого прихода в частности .
После смерти 2 февраля 1960 года отца Петра Ткаченко, приход возглавил бывший второй священник протоиерей Александр Демчук . По требованию уполномоченного по делам религии райотдела 16 апреля 1960 года псаломщика-регент Я. И. Демчук подал прошение архиепископу Иосифу: «церковный совет и некоторые прихожане не удовлетворены церковным художественным пением и считают правый хор лишним» — уполномоченный считал, что заштатных певцов нужно сократить, а сам хор излишен . Вновь назначенный настоятель Христо-Рождественского храма протоиерей Евгений Толоков 1 августа 1960 года сообщал митрополиту Иосифу, что райфинотдел сделал перерасчёт налогов (переобложил) с 1957 года, в результате чего у второго священника отца Александра Демчука сложилась тяжёлая финансовая ситуация: «1. Платёж подоходного налога за текущий 1960 г. — 15900 руб. 2. Перерасчёт с 1957 года 14100 руб. 3. Пеня — 11300 руб. Итого 41300 руб. Все платежи райфо зачисляет в счёт погашений недоимки и пени, а текущий налог за 1960 год в сумме 15900 руб. остаётся непогашенным». Отец Евгений просил митрополита выделить разовое «пособие на лечение» в сумме 1500 рублей, которое не облагалось подоходным налогом . Исследователь истории храма Рождества Христова в Анне Леонид Потрахин высказывает предположение, что это заступничество послужило причиной скорого перевода отца Евгения Толокова из Анны. Всего в течение 1960 года в Христо-Рождественской церкви сменилось три настоятеля : с апреля по август отец Николай Щепотьев, с августа по декабрь отец Евгений Толоков, с 1 декабря протоиерей Василий Кульченко .
18 июля 1961 года Архиерейский Собор под давлением Совета по делам религиозных культов при Совете Министров СССР внёс в «Положение о Русской Православной Церкви» изменения в строгом соответствии с постановлением 1929 года «О религиозных объединениях». До этого решения настоятель храма являлся председателем приходского собрания и приходского совета, а также отвечал за хозяйственную деятельность прихода. Нововведения запрещали священникам хозяйственную деятельность, выступления перед участниками приходского собрания и приходского совета и вообще участие в собраниях прихода. По новому «Положению» священник должен был заключать трудовой договор сроком на один год с местным исполнительным органом, а церковный староста мог в одностороннем порядке расторгнуть договор. Председателей приходского совета (двадцатки) стали назначать советские органы .
В Воронежской области представители Советской власти стали реализовывать новые требования до принятия их на Архиерейском соборе: 19 мая 1961 года на собрании двадцатки настоятель храма Рождества Христова в Анне отец Василий Кульченко в последний раз выступил на собрании верующих — он зачитал постановление о принятии нового «Положения» . Советские органы поощряли конфликты внутри прихода. 16 января 1963 года председатель приходского совета Я. М. Козлов обратился к епископу Сергию (Петрову) : «В нашей церкви происходят большие неприятности, крики, смуты. Народ не хочет, что бы я был председателем. От членов исполнительного органа (двадцатки) пошли заявления об уходе, двадцатка заявляет об увольнении». В том же письме Козлов просит прислать сотрудника епархиального управления для разрешения конфликта. 19 января епископ прислал телеграмму: «Исключать из двадцатки нельзя. Члены двадцатки зарегистрированы государственной властью и несут ответственность за состояние прихода. Двадцатка может пополнится через подачу личных заявлений в неё, но при условии, если будет на то разрешение райисполкома». С подачи райисполкома прошли перевыборы двадцатки. На собрании присутствовало более семидесяти человек, но работники райисполкома проигнорировали пожелания верующих, и в приходской совет были выдвинуты только представители исполнительного комитета. Верующие были крайне возмущены и обратились с жалобой к Патриарху Московскому и всея Руси Алексию I . В ответ воронежским уполномоченным по делам Русской Православной Церкви в приход был назначен учётчик, который должен был регистрировать всех принимающих участие в крещении детей. Учётчик должен был записывать паспортные данные, адрес проживания и место работы родителей и крёстных. Для улучшения антирелигиозной статистики учётчик не допускал к крещению жителей окрестных сёл. Если священник крестил жителей тайно, то на него сразу подавалась жалоба и требование уволить из прихода. В этой ситуации отец Владимир Малофейчик, бывший на пенсии, крестил желающих у себя на квартире, которая находилась в ограде храма . 4 сентября 1962 года второй священник протоиерей Александр Демчук был освобождён от должности, а с 2 октября он стал служить в селе Лосево . С 1 сентября 1964 года настоятелем церкви Рождества Христова был назначен отец Владимир Малофейчик, который с 16 марта 1968 года из-за болезни ушёл на пенсию .
Активное участие в борьбе с верующими принимала районная газета «Ленинец»: в ней регулярно появлялись статьи, в которых поимённо назывались верующие и указывалось их место работы, а часто и проживания. Были случаи, когда такие статьи приводили к увольнению верующих .
Местные власти стали изымать церковную собственность, а в квартиры, принадлежащих приходу, вселять посторонних. К примеру в 1966 году в квартиру на территории храма был вселён конюх, а священник с семьёй и вещами выселен на улицу. В ответ на возмущения верующих управдом участка и милиционер заявили церковному старосте, что его могут лишить пенсии и отрезать огород . 5 марта 1969 года настоятелем Христо-Рождественского храма в Анне назначен отец Тихон Смольянинов, который служил в Анне до 5 марта 1974 года .
Особую активность представители светских властей проявляли во время религиозных праздников. К примеру, 14 апреля 1974 года председатель колхоза, агроном и парторг попытались сорвать пасхальную службу, но были пристыжены прихожанами и покинули здание Христо-Рождественской церкви .
16 сентября 1974 года в храм Рождества Христова в Анне назначается настоятелем 29-летний священник Пётр Петров — первый настоятель, окончивший семинарию после Великой Отечественной войны. Пётр Петров служил в храме до 16 октября 1977 года, а затем был переведён в Никольский храм в Воронеже, где бессменно служил более тридцати лет. С 8 декабря 1977 года настоятелем Христо-Рождественской церкви был отец Василий Гришанов, который служил в Анне до 31 марта 1985 года .
С 1 апреля 1985 года по 21 января 1987 года настоятелем церкви был отец Иоанн Огиевич. С 1 октября 1986 года в храме служил отец Евгений Лившук, который в 1990 году был переведён в Воронеж на должность секретаря Воронежского епархиального управления. 17 апреля 1987 облисполком своим решением № 219 присвоил зданию церкви Рождества Христова в Анне статус объекта культурного наследия областного значения . С наступлением периода Перестройки стало меняться отношение государства к церкви и верующим. Празднование 1000-летия Крещения Руси оказало важное влияние на прихожан храма Рождества Христова. Уполномоченный Совета по делам религии в отчёте о религиозной обстановке в Анне отмечал: «Увеличилось в несколько раз количество крещений детей и венчаний. Значительно возросло количество молодёжи, которая посещает церковь не только в религиозные праздники, но и в будни» . С 10 сентября по ноябрь 1990 года в храме служил отец Леонид Гришанов, которого в декабре сменил отец Вячеслав Миненков . Настоятель храма отец Вячеслав Миненков впервые в послевоенной истории Анны был приглашён директором Леашёвской 8-летней школы и прочитал школьникам лекцию «Крещение Руси в 988 году князем Владимиром» . В декабре 1991 года он был переведён в Воронеж . На смену отцу Вячеславу пришёл Александр Решетников, который с 5 мая 1989 года служил в храме диаконом, а с 5 ноября священником. Отец Александр служил настоятелем храма до 15 июля 1992 года. С 15 июля 1992 по 5 февраля 1993 года в храме служил отец Алексий Куличков, которого сменил отец Иоанн Луканов, служивший в церкви до 12 сентября 1994 года. С 12 сентября 1994 года настоятелем Христо-Рождественского храма стал протоиерей Леонид Патрахин . 29 мая 1993 года в церковном доме скончался протоиерей Владимир Малофейчик .
1 октября 1990 года был принят закон, который превращал Патриархат в юридическое лицо. Также этот закон разрешал деятельность школ при храмах. 12 марта 1995 года при храме Рождества Христова в Анне была открыта воскресная школа. К этому времени на своём историческом месте была восстановлена колокольня. Для реконструкции облика колокольни были использованы фотографии, которые сохранились в личных фотоархивах прихожан. Архитектор восстановленной колокольни Ю. Грачёв . К столетнему юбилею храма в нём был проведён большой объём ремонтных и восстановительных работ: были обновлены или написаны заново росписи сводов и стен, изготовлены новые резные киоты и аналои , на входе была построена новая гранитная лестница . 14 августа 1995 постановлением администрации Воронежской области № 850 для здания церкви был подтверждён статус объекта исторического и культурного наследия областного значения .
100-летие Христо-Рождественского храма в Анне отмечалось как важное культурное событие посёлка Анна. В храме прошла Божественная литургия, совершён крестный ход и на площади перед церковью был совершён благодарственный молебен. В память о создателях храма была исполнена «Вечная память». Митрополит Мефодий в благословение храма передал образ Пресвятой Богородицы, именуемый «Неупиваемая Чаша». От имени администрации Анненского района храму был подарен новый большой колокол. Поселковый краеведческий музей выпустил буклет и почтовый конверт, на котором был изображён храм. Московский филателист Е. П. Сашенков предоставил марки из своей коллекции для организации в стенах музея выставки «Православие и филателия». Настоятель храма протоиерей Леонид Патрахин был награждён орденом преподобного Сергия Радонежского III степени .
6 мая 2010 года на заседании администрации Анненского района и представителей местного бизнеса было решено сделать новый фарфоровый иконостас. 30 июня митрополит Сергий утвердил эскиз иконостаса, предложенный настоятелем храма отцом Леонидом. По призыву главы Анненского района Василия Ивановича Авдеева в течение трёх месяцев анненцы собрали нужную сумму. Иконостас был изготовлен в Екатеринбурге на фабрике «Фарфор Сысерти» и в феврале 2011 года доставлен в Анну. 23 апреля иконостас был установлен в храме. Иконы для иконостаса были написаны Александром Петровичем Ходюком. Кроме иконостаса были изготовлены два фарфоровых киота: для икон «Поклонение Волхвов» и «Собора новомучеников Воронежских». Также был отреставрирован алтарь северного придела. 30 июля 2011 года митрополит Сергий освятил новые иконостасы. За помощь храму и поддержку паствы митрополит вручил главе Анненского района орден князя Даниила II степени. В праздничной службе принимала участие правнучка князей Барятинских Елизавета Владимировна Апраксина .
27 декабря 2011 года приходы Аннинского, Эртильского и Панинского районов были объединены в Аннинское благочиние, которое возглавил священник храма Рождества Христова в Анне Глеб Патрахин .
В посёлке Анна 12 июля отмечают день города, что совпадает с празднованием 11 июля дня почитания иконы Божией Матери «Троеручица». В эти дни в город приезжает митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий и служит в храме Рождества Христова Божественную литургию и благодарственный молебен .
Приход Христо-Рождественской церкви ведёт активную общественную деятельность, окормляет Аннинскую специальную общеобразовательную школу закрытого типа, интернат для престарелых и инвалидов, сотрудничает с рядом общественных организаций и органами социальной защиты, с воинскими частями и подразделениями правоохранительных органов .
Престольные праздники : Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа (7 января), дни памяти равноапостольного великого князя Владимира, во святом крещении Василия (28 июля) и мученицы Надежды (30 сентября).
Святыни храма :
Причт : настоятель храма протоиерей Леонид Патрахин, клирики протоиерей Глеб Патрахин и иерей Димитрий Шевченко.