Венеры из Петерсфельса
- 1 year ago
- 0
- 0
Транзит Венеры | |
---|---|
Дата | 1874 |
Место | Млечный Путь |
Первый репортёр | Пьер Жансен |
Снято | 1874 |
Участники | Луна |
« Транзи́т Вене́ры» ( фр. Passage de Vénus ) — серия чёрно-белых фотографий . Хронофотографическая серия, состоящая из 48 снимков, была снята 8 декабря 1874 года в Японии французским астрономом Пьером Жансеном с помощью изобретённого им «фотографического револьвера» .
Французский астроном Пьер Жансен наиболее известен тем, что в 1868 году во время наблюдений полного солнечного затмения в Индии при помощи спектроскопа в спектре солнечного излучения (независимо от Джозефа Локьера ) обнаружил новую ярко-жёлтую спектральную линию, которую нельзя было отнести ни к одному из известных к тому времени химических элементов. Впоследствии этому новооткрытому элементу было дано имя гелий . Позже Жансен стал директором Медонской обсерватории и активно применял для астрономических наблюдений фотографию, которую он называл «зрением ученого» .
Для своих исследований Жансен использовал фотографический револьвер ( фр. Revolver astronomique ), который был создан при помощи французского изобретателя Антуана Редье ( фр. Antoine Redier ).
Эксперименты с «фотографическим револьвером» являются одними из первых примеров с движущимся изображением (наряду с опытами с фенакистископом и зупраксископом ). Сам аппарат был создан на основе фенакистископа Жозефа Плато , а также базировался на принципах работы револьвера « кольт » . Его первый публичный показ был осуществлён в 1873 году во Французской академии наук . «Револьвер», по словам Жансена, имел научную цель — облегчить наблюдение за астрономическими объектами при помощи хронофотографии , которая считается одним из промежуточных этапов в процессе создания современного кинематографа и позволила понять основные принципы записи движущегося изображения. В этот период учёные многих стран старались внедрить фото-кинотехнику для проведения научных исследований. Так, к ним можно отнести « фотодром » Эдварда Мейбриджа (начиная с 1872 года) и « кинетоскоп » Томаса Эдисона (1893) . На основе изобретения Жансена французский физиолог и один из предшественников кинематографа Этьен-Жюль Маре сконструировал своё фоторужьё .
По словам историка кино Жоржа Садуля , «револьвер» Жансена по своим размерам скорее походил на гаубицу , а «ствол» этого «мирного оружия» включал в себя объектив с герметически закрытым барабаном, который представлял собой камеру-обскуру . В этом оптическом устройстве часовой механизм приводил в движение установленную на ось фотографическую пластинку. Эта пластинка, изготовленная по системе Луи Дагера , двигалась с остановками, интервал которых составлял 60 секунд, во время которых щель совпадала с окуляром и на пластинку передавалось фотоизображение .
В составе экспедиции Жансен применял свой метод для проведения наблюдений 8 декабря 1874 года в Японии при прохождении (транзите) планеты Венеры по диску Солнца . Эта разновидность астрономического прохождения является одним из самых редких среди предсказуемых астрономических явлений (происходит четыре раза за 243 года). Исследования, проводимые при транзите Венеры до наступления эпохи покорения космоса , позволили уточнить расстояние от Земли до Солнца ( астрономическая единица ) методом параллакса и получить первые данные об атмосфере Венеры. В 1874 году для наблюдения за транзитом Венеры с целью уточнения расстояния от Земли до Солнца было отправлено несколько экспедиций в различные части света . Оборудование для фиксирования этого события французский астроном готовил два года, а её вторая версия могла запечатлеть 48 изображений за 72 секунды, что позволило ему сделать необходимые снимки Венеры. Полученные фотографии помогли доказать астроному свою теорию о том, что солнечная корона является характеристикой Солнца, а не оптическим эффектом, возникающим при наблюдении светила через атмосферу Земли . Собственно «фильм» состоит из 48 фотографий и длится около 5 секунд.
По словам Садуля, несмотря на то, что этот метод предоставил возможность произвести в Японии снимки прохождения Венеры по диску Солнца, он был далёк от совершенства, а полученные кадры в дальнейшем надо было перерисовывать и вновь перефотографировать, чтобы они стали различимы . Исследование сохранившегося материала в 2005 году показало, что все сохранившиеся пластины, сделанные с помощью фотографического револьвера, являются тестовыми, снятыми с помощью модели, и что ни одна из многих пластин, успешно экспонированных во время затмения, видимо, не сохранилась .
«Транзит Венеры» является самым старым фильмом в крупнейшей базе данных веб-сайта о кинематографе — IMDb и самым старым в .