Interested Article - Норт, Алекс

Исадор Сойфер ( англ. Isadore Soifer , более известный как Алекс Норт англ. Alex North ) — американский композитор. Родился в городе Честер ( Пенсильвания ). Работал во многих жанрах: в симфонической музыке, мюзиклах, театральных и хореографических постановках. Наибольшую известность получил как композитор кино . Среди его самых заметных работ саундтреки к картинам: « Трамвай „Желание“ », « Спартак », « Клеопатра ».

Выдающийся вклад Алекса Норта в киноискусство отмечен 15 номинациями на премию « Оскар » (является самым номинированным композитором в истории мирового кинематографа, который ни разу не получил её, наряду с Томасом Ньюманом ) и почётной наградой Американской киноакадемии . Он также был награждён премиями « Золотой глобус » («Башмаки рыбака») и « Эмми » («Богач, бедняк»). Одна из самых узнаваемых композиций Алекса Норта песня « Unchained Melody », написанная в 1955 году и получившая вторую молодость благодаря картине « Привидение ».

Биография

Юность

Алекс Норт родился в городе Честер (Пенсильвания) в еврейской семье выходцев из Украины, Джесси и Байлы Сойфер. Он рано остался без отца, который умер после неудачной операции по удалению аппендицита. Мать много работала, содержала бакалейную лавку, чтобы обеспечить семью из четверых сыновей, и все силы направляла на то, чтобы дать детям музыкальное образование . Первые уроки игры на фортепьяно в 7 лет ему дал старший брат Джозеф .

До 12 лет учился в местной музыкальной школе, затем в Settlement Music School. В 1928—1929 гг. прошёл курс в Curtis Institute в Филадельфии. Большое впечатление на юношу произвело знакомство с джазом и свингом, поездки в Атлантик-Сити и посещение выступлений оркестров Пола Уайтмана и . Преподаватель Норта Джордж Бойл рекомендовал талантливому юноше продолжить обучение в серьёзном учебном заведении — Джульярдской школе .

В 1929 году Алекс переехал в Нью-Йорк и прошёл прослушивание у Фрэнка Дамроша из ведущей консерватории страны, получив в ней стипендию . Алекс обучался в стенах Джульярда три года и в аттестате заслужил высокие оценки по теории музыки, гармонии и другим предметам. В 1932 году Алекс познакомился с Анной Соколов , танцовщицей из труппы Марты Грэм . Молодые люди имели много общего: русские и еврейские корни, любовь к музыке. Они стали встречаться, поддерживая профессиональные отношения. Алекс помог Анне организовать первую самостоятельную постановку «Антивоенную трилогию», для которой написал музыку, один из его первых опытов в композиции .

Поездка в СССР

С детства Алекс не гнушался любой работы, помогая матери сводить концы с концами. Был разнорабочим, сотрудником газеты, даже продавал свежевыжатый апельсиновый сок. Переехав в Нью-Йорк Алекс прошёл курсы телеграфистов и устроился на работу в « Western Union ». Стипендии не хватало на жизнь в большом городе. Пианист считал, что морзянка на ключе имеет хоть что-то общее с чувством ритма и поможет в его основной профессии. Около трёх лет он днём учился и по ночам работал, что лишало Алекса всех сил .

В конце 1932 года Алекс неожиданно решил отправиться в СССР. Он слышал, что там можно полностью сфокусироваться на учёбе. Кроме того, Норт боготворил Прокофьева . Для того, чтобы попасть в социалистический лагерь, американскому студенту пришлось пойти на небольшую хитрость. Во время индустриализации СССР испытывал недостаток в квалифицированных специалистах и соответствующие биржи для найма рабочей силы были открыты и в США. Норт устроился на работу в качестве телеграфиста с окладом 250—350 руб в месяц .

В начале 1934 года Норт переехал в Москву. Там, однако, быстро выяснилось, что его квалификации недостаточно для работы, на которую его нанимали. Тем не менее Алекс успел завести знакомства. Известный музыковед Григорий Шнеерсон рекомендовал американца для продолжения учёбы в Московской консерватории . В 1934—1935 году Норт учился композиции в классе педагогов Виктора Белого и Александра Веприка . В 1934 году Норт пригласил в Москву Анну Соколов. Норт активно участвовал в творческой жизни столицы, съездил в Ленинград. Он отсылал статьи в американские издания, где высоко отзывался о советском образе жизни и возможностях получать бесплатное образование в Стране Советов. Сочинял некоторые композиции по заказу Союза композиторов СССР и даже стал членом этой организации . Анна пыталась преподавать в Москве хореографию в стиле модерн , но не преуспела. В конце 1935 года Норт стал испытывать тоску по Родине и решил вернуться в США .

Довоенное творчество

После возвращения Норт окунулся в активную творческую жизнь. Тогда Исадор взял новое имя Алекс Норт вслед за старшим братом. Первым фамилию Норт взял его брат Джозеф, который работал тогда репортёром в небольшой газете «North of New York» («К северу от Нью-Йорка») . Алекс продолжил работать с ведущими труппами исполнителей танца модерн: Мартой Грэм, Агнес де Милль и . Продолжая творческое сотрудничество с Анной Соколов композитор сочинил для неё хореографическую сюиту «Балладу в популярном стиле», которая, по отзывам критики, стала, своего рода, её визитной карточкой . Одновременно Алекс продолжал обучение у ведущих композиторов Аарона Копленда и Эрнста Тоха . Благодаря совместному творчеству с Коплендом, в произведениях Норта начал появляться его узнаваемый мелодичный и меланхолический стиль . К этому периоду относится создание первых значительных достижений композитора в симфонической музыке: симфоническая сюита Quest (1937), Woodward Trio (1938), струнный квартет (1939) .

В 1936 году Алекс Норт начал своё многолетнее сотрудничество с кинематографом, дебютировав в документальном кино. Первой его картиной стал фильм «Китай наносит ответный удар» и, затем, последовала целая серия картин в период с 1936 по 1950 годы. Среди них важным достижением стала работа над фильмом « ». Ассистентом режиссёра в картине был будущий лауреат киноакадемии Элиа Казан , с которым впоследствии ему довелось много работать .

В конце 1930-х Норт присоединился к Федеральному театральному проекту (Federal Theatre Project). В 1939 совершил вместе к коллективом Анны Соколов гастрольную поездку в Мексику. В Мехико Алекс познакомился с ведущим композитором страны Сильвестре Ревуэльтасом и они стали близкими друзьями. К несчастью Сильвестре скончался через несколько месяцев после их знакомства и Норт посвятил памяти друга Рапсодию для фортепьяно с оркестром. Мексиканская народная музыка в значительной мере повлияла на творчество композитора. После гастролей дороги Анны и Алекса разошлись. Анна Соколов решила остаться жить в Мексике, а Алекс вернулся назад в США .

В начале 1940-х Норт продолжил работу в нескольких театральных проектах, начал писать для мюзиклов. Самой заметной работой того периода стал мюзикл «‘Tis of Thee» . Он работает пробуя себя в самых разных жанрах: джазе, симфонической музыке, в вокальных композициях, в балете . В 1941 году на постановке мюзикла «‘Tis of Thee» Алекс познакомился с антрепренёром Ширли Харт и в конце года они поженились. Такая спешка была вызвана тем, что Норт хотел получить отсрочку от призыва в армию. Однако в 1942 году он был призван и провёл 4 года в рядах вооружённых сил. На посту руководителя хора 23-й Армии он дослужился от рядового до капитана. Армейский хор привлекался для психологической реабилитации раненных и Норт написал несколько произведений для этой цели. В 1946 году он уволился в запас .

Кинематограф

Конец 1940-х — период очередного увлечения композитора театром. В 1947 году продюсер привлёк его для постановки пьесы «Царица Савская», где играла Молли Дэй Тетчер, супруга Элли Казана. Творческие пути режиссёра и композитора снова пересеклись. В 1949 году Казан поставил недавно написанную пьесу Артура Миллера « Смерть коммивояжёра » и привлёк для создания музыки Норта . Премьера спектакля в феврале 1949 года в бродвейском театре Мороско стала событием в театральной жизни Америки XX века. Постановка получила самые высокие отзывы прессы и отдельного признания заслужила музыка Алекса Норта. Следующим успехом композитора стала постановка пьесы по мотивам романа « Поворот винта » в 1950 году .

В 1951 году Элиа Казан предложил Норту написать саундтрек сразу к нескольким своим картинам. Первым в Warner Bros был запущен « Трамвай „Желание“ », ставший полнометражным дебютом Алекса Норта. Среди 12 номинаций на «Оскар» одна была за лучшую музыку к фильму. Вслед за этим фильмом последовали « Вива Сапата! » и « Смерть коммивояжёра ». В 1950-е годы Норт чрезвычайно востребован и вынужден проводить время в постоянных перелётах между Нью-Йорком и Калифорнией. Он был всецело занят созданием саундтреков и лишь изредка находил время для симфонической музыки .

В 1960-м году Норту поручают создание музыки для одного из самых дорогостоящих на тот момент фильмов «Спартак» Стэнли Кубрика . Если до этого он считался специалистом по драмам, то теперь расширяет жанровое разнообразие. «Спартак» и, затем, « Клеопатра », постановка которых очень затянулась во времени, дала композитору возможность больше изучить материал и создать музыку античного звучания, в духе времени действия картин . Алекс Норт начинал ещё в студийную эпоху Голливуда, но всегда оставался независимым агентом, не подписывая договора с киностудиями. Одной из причин было то, что композитор предпочитал проживать в Нью-Йорке и не связывать себя долгосрочными обязательствами с Голливудом. Тем не менее, он не испытывал проблем с работой и некоторые режиссёры постоянно обращались к нему. Самым успешным было сотрудничество Норта с такими режиссёрами, как Джон Хьюстон и Дэниэл Манн .

Одним из самых сложных моментов в карьере и глубоким разочарованием композитор считал неудачу с картиной « Космическая одиссея 2001 года ». В 1967 году композитор написал материал для научно-фантастического фильма Кубрика общей продолжительностью около 2 часов 15 минут. Норт сравнивал усилия по созданию этого саундтрека с написанием двух симфоний . Тем не менее, в последний момент перед выходом в прокат, режиссёр в корне переработал концепцию фильма. Он убрал из него 10-минутный пролог, целую сюжетную линию об инопланетянах, весь закадровый комментарий и всю музыку Норта, заменив её подборкой авангардных произведений XIX и XX века . Композитор узнал об этом только на премьере картины .

Сегодня сложно представить «Космическую одиссею» без музыки Штрауса , но существуют различные мнения. Джерри Голдсмит называл решение Кубрика «идиотским». Голдсмит познакомился с работой Норта и считал, что с ней фильм Кубрика приобрёл бы дополнительное качество. Голдсмит участвовал в посмертном издании саундтрека Алекса Норта к «Космической одиссее 2001 года» в 1993 году и дирижировал оркестром во время его исполнения . Другим разочарованием Норта стала работа над картиной «Победитель дракона» . Режиссёр Мэттью Роббинс очень вольно отнёсся к материалу подготовленному Нортом. Он переиначил его, изменил темы героев картины, полностью нарушив замысел композитора .

Завершение карьеры

Композитор долгие годы предпочитал летать в Лос-Анджелес из Нью-Йорка, признаваясь в том, что на атлантическом побережье ему легче и спокойнее работается, а возможность сходить на Бродвей всегда вдохновляет. Норт сторонился вечеринок и банкетов, оставаясь вне условной «голливудской семьи» . В 1967 году Норт во время работы над документальным фильмом Africa, снимавшегося компанией ABC , выехал в Европу. В Мюнхене он познакомился с Аннемари Хелгер, концертмейстером местного симфонического оркестра, и у них начался роман . В 1970 году Норт развёлся с Ширли. Алекс и Аннемари переехали в новый дом в (пригород Лос-Анджелеса). В 1972 году они поженились . В двух браках в его семье родилось два сына и дочь . Алекс Норт скончался 8 сентября 1991 года в своём доме в пригороде Лос-Анджелеса от рака .

В середине 1980-х композитор работал не столь активно. Композитор творил в самых разных жанрах от комедии до фильмов ужасов. Норт предпочитал отказываться от проектов с чрезмерным изображением насилия и секса на экране, из-за чего под конец его карьеры к его услугам обращались значительно реже . На счёту Норта музыка примерно к 80 игровым и документальным фильмам, телевизионным сериалам. Итогом плодотворной карьеры стали 14 номинаций на Оскар и одна номинация за лучшую песню в период с 1952 по 1985 годы. Алекс Норт удерживает антирекорд в этой области среди создателей музыки к кинофильмам. В 1986 году композитор получил почётную статуэтку за вклад в киноискусство с формулировкой: «В знак признания блистательного мастерства в создании запоминающейся музыки в ряде замечательных картин» ( In recognition of his brilliant artistry in the creation of memorable music for a host of distinguished motion pictures ) . Почётного «Оскара» среди композиторов наряду с ним был удостоен только Эннио Морриконе .

Значение

Норт всегда считался носителем левых взглядов в Голливуде, хотя сторонился политики. Его окружение всегда было близко к коммунистическим идеям. Старший брат Джозеф Норт сотрудничал с левыми изданиями в частности « Daily Worker » и « ». Учитель Норта Аарон Копленд придерживался коммунистических взглядов. Норт сочувственно относился к деятельности «клуба Дегейтера » — музыкального отделения коммунистической партии США . Вызывали на заседания HUAC и его протеже Элиа Казана. Норт хотя и не попал в фокус внимания комиссии, но, как считается, был в опасной близости от этого .

Наряду с Леонардом Розенманом , Бернард Херрманом , Джерри Голдсмитом , Алекс Норт в послевоенные годы принёс идеи модернизма в киномузыку . Такие его саундтреки как «Трамвай „Желание“», « Кто боится Вирджинии Вулф? », « Дурная кровь » прозвучали как новое слово и задали тон музыке в кинематографе во второй половине XX века . Норт признавал большое влияние, которое оказали на него европейские и русские композиторы авангардисты Равель , Дебюсси , Прокофьев . Другим его кумиром был классик джаза Дюк Эллингтон . В саундтреке «Трамвая „Желание“» впервые отчётливо прозвучали джазовые мотивы, характерный несколько меланхолический авторский стиль . Модерн и авангард, необычные сочетания инструментов, элементы джаза и атональной музыки, в трактовке Норта, были необычными для киномузыки того времени . Одним из первых он стал предлагать продюсерам и режиссёрам отказываться от привычки приглашать на озвучивание полный симфонический оркестр, отдавая предпочтение звучанию отдельных инструментов . Норту особенно удавалось связать музыку и персонажей картины в единое целое, создавая определённую тему и подбор инструментов, выпукло преподносящую героя. Он писал не музыку к картине а музыку к героям. Яркими примерами таких работ являлись «Спартак» и «Смерть коммивояжёра» .

Избранная фильмография

Примечания

  1. Bibliothèque nationale de France (фр.) : платформа открытых данных — 2011.
  2. Deutsche Nationalbibliothek Record #128962275 // (нем.) — 2012—2016.
  3. Alex North // (англ.)
  4. Alex North // (англ.) — 2000.
  5. , p. 5.
  6. , p. 11.
  7. .
  8. , p. 12.
  9. , p. 13.
  10. , p. 14.
  11. , p. 15.
  12. , p. 16.
  13. , p. 17.
  14. , p. 18.
  15. , с. 164.
  16. , p. 20.
  17. , p. 21.
  18. , p. 22.
  19. , p. 28.
  20. , p. 30.
  21. , с. 12.
  22. , с. 13.
  23. , с. 15.
  24. , с. 16.
  25. , с. 17.
  26. , с. 20.
  27. , с. 21.
  28. , p. 134.
  29. , с. 51.
  30. , с. 102.
  31. , p. 84.
  32. Steven Smith. (англ.) . articles (23 марта 1986). Дата обращения: 28 декабря 2017. 7 марта 2016 года.
  33. , p. 70.
  34. , p. 77.
  35. Staff writer. (англ.) . New York Times (11 сентября 1991). Дата обращения: 28 декабря 2017. 6 февраля 2018 года.
  36. staff. (англ.) . imdb (28 декабря 2017). Дата обращения: 28 декабря 2017. 20 декабря 2017 года.
  37. Alex Heigl. (англ.) . people (26 февраля 2017). Дата обращения: 28 декабря 2017. 26 декабря 2017 года.
  38. , с. 138.
  39. , с. 9.
  40. , с. 27.
  41. , с. 268.
  42. , с. 509.

Литература

  • Sanya Shoilevska Henderson. (англ.) . — McFarland, 2003. — 264 p. — ISBN 9780786414703 .
  • Annette Davison. (англ.) . — Scarecrow Press, 2009. — 250 p. — ISBN 9781461739883 .
  • Peter Krämer. (англ.) . — Palgrave Macmillan, 2010. — 96 p. — ISBN 9781844575589 .
  • David Hughes. (англ.) . — Random House, 2013. — 320 p. — ISBN 9781448133215 .
  • Paul S. Boyer. (англ.) . — OUP USA, 2013. — 1550 p. — ISBN 9780199764358 .
  • Keith M. Booker. (англ.) . — Scarecrow Press, 2011. — 508 p. — ISBN 9780810874596 .
  • Catherine Gunther Kodat. (англ.) . — Rutgers University Press, 2014. — 228 p. — ISBN 9780813565286 .
  • Stanley C. Pelkey, Anthony Bushard. (англ.) . — Oxford University Press, 2015. — 298 p. — ISBN 9780199936175 .
  • Thomas S. Hischak. (англ.) . — Rowman & Littlefield, 2015. — 836 p. — ISBN 9781442245501 .

Ссылки

Источник —

Same as Норт, Алекс