Interested Article - Таклиди сеиф

Таклиди́ сеи́ф (от араб. taklid — «опоясывание», seif — «меч» ‎); буквально «опоясывание мечом» ( тур. kılıç kusanma ; тур. kılıç alayı ) — обряд, который совершался над турецким султаном, вскоре после вступления его на престол (церемонии Джулюс ) и соответствовал европейскому обряду коронации . Меч, которым опоясывали султана , принадлежал Осману I — основателю династии Османов .

История обряда

Утверждалось, что истоки церемонии восходят к Шейху Эдебали и Осману I — якобы шейх Эдебали опоясал Османа «мечом ислама», благословив таким образом на борьбу с неверными. Эдебали был шейхом тариката мевлеви , основанного сыном Джелаладдина Руми . Также существует легенда, что сам основатель тариката, сын Джелаладдина, султан Валад , опоясал Османа мечом своего отца .

Существует мнение, что в опоясывании мечом последующих правителей участие главы тариката было обязательным. Якобы, он специально для этого прибывал из Коньи в Стамбул, потому что более никто не имел права опоясывать мечом султана: «перепоясание совершает один из потомков Джелаль-эд-дина Руми, прозванного мулла Хункяр ; эта честь принадлежит исключительно потомкам Хункяра за то, что он благословил ребёнка Османа, впоследствии основавшего османское государство» . Изучение записей о проведении обряда показывает, что это не так. В большинстве случаев обряд проводился шейх аль-исламом и/или накиб аль-ашрафом , иногда к ним присоединялся силахдар-ага (главный оруженосец султана), ага янычар (глава корпуса янычар) или глава тариката. Зафиксировано не более семи случаев участия главы тариката в обряде, хотя всего известно о тридцати случаях проведения обряда .

Неизвестно, действительно ли эта процедура восходит к Осману и Эдебали, или Осману и Валаду. Остались записи о процедуре опоясывания мечом начиная с Мурада II , а его сын, Мехмед II , установил порядок совершения обряда и прошёл его повторно после завоевания Константинополя .

Обряд

Опоясывание мечом должно было проходить в течение недели после джюлюса, однако известны исключения: Абдул-Хамид I был опоясан мечом на 8 день после джюлюса, а Абдул-Хамид II - на одиннадцатый . Ритуал совершался в Мечети Эйюпа , при этом известно только четыре случая из тридцати, когда обряд был проведён в Эдирне (первый обряд для Мехмеда II ; обряды Ахмеда II , Мустафы II , Ахмеда III ) и один в Бурсе (обряд Мурада II ) . До начала XX века на церемонию не допускались немусульмане, поскольку им был запрещён вход в мечеть Эйюпа. Считается, что впервые немусульмане были приглашены на церемонию опоясывания мечом Османа султана Мехмеда V 10 мая 1909 года, о которой был опубликован репортаж в газете The New York Times . В церемонии приняли участие представители всех религиозных общин в империи: греческий патриарх , главный раввин и патриарх армянской церкви . Во время правления Мурада IV была написана картина, иллюстрирующая церемонию возведения на трон Османа II в 1618 году. Как сообщается на сайте аукциона Сотбис , её автор — свидетель церемонии, художник, сопровождавший австрийского посла. Барон Моллард, якобы, был допущен на церемонию опоясывания . Но описание картины на сайте аукциона содержит большое количество фактических ошибок, в том числе, в названии: на картине в действительности изображена процедура джулюс .

В ритуале было несколько этапов. Первым этапом была «процессия меча», когда меч Османа торжественно проносили к месту церемонии опоясывания . Затем уже следовало опоясывание мечом. В день церемонии султан прибывал в Эюп ; обычно — по морю на судне. Приплыв, султан сходил на берег, садился на коня и торжественно преодолевал путь от пристани до мечети, двигаясь по кладбищу в толпе аристократов и рядов войск. У входа султан спешивался и шёл в мечеть. Помолившись, он выходил к старому платану между мечетью и тюрбе Абу Айюба аль-Ансари , где его опоясывали мечом Османа, а иногда ещё и другими мечами, по выбору султана. Помимо меча Османа, в разные времена ещё использовались меч Мухаммеда аль-Баттар , меч Халида ибн Валида , меч калифа Омара , меч халифа Али и меч султана Селима I . Например, Махмуд II справа был опоясан мечом Мухаммеда, а слева - мечом Османа ; султан Мустафа III выбрал для церемонии меч калифа Омара, чтобы подчеркнуть стремление к справедливости . Затем султан со свитой отправлялся в Стамбул и въезжал в него через ворота Эдирне, посетив могилы великих предшественников-воителей и Мечеть Ая-Софья . В число посещаемых могил входили захоронения Сулеймана I , Баязида II , Мехмеда II , построившего мечеть Эйюпа и разработавшего ритуал, Селима I , которому, согласно легенде, Мутаваккиль передал титул калифа и его атрибуты — меч и мантию Мухаммеда .

Последняя церемония опоясывания мечом проходила в 1918 году. Эта церемония была снята на киноплёнку .

Примечания

  1. , T. XXXII (a), с. 514.
  2. .
  3. , p. 45.
  4. , p. 41.
  5. .
  6. .
  7. .
  8. .
  9. .
  10. .
  11. .
  12. .

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907. — Т. XXXII(a). — С. 514.
  • : The New York Times. — 05.11.1909. — № 4 . — ISSN . (англ.)
  • : The New York Times. — 09.18.1876. — № 2 . — ISSN . (англ.)
  • Alderson Anthony Dolphin. . — Oxford: Clarendon Press, 1956. (англ.)
  • Laçin A. // International Journal of Academic Value Studies. — 2017. — Vol. 3. — Вып. 17 . — P. 205-212. — ISSN .
  • Şakul K. Mustafa III // / Ágoston G., Bruce A. M.. — 2009. — P. 411—412. — ISSN . (тур.)
  • Drews R. // Coursebook: Judaism, Christianity and Islam, to the Beginnings of Modern Civilization. — Vanderbilt University, 2011.
  • Özcan A. : Islamansiklopedisi. — 1993. — Vol. 8. — P. 108—114. (тур.)
  • Özcan A. : Islamansiklopedisi. — 2002. — Vol. 25. — P. 408—410. (тур.)

Ссылки

  • Kirbaçoglu A. (MokumTV restoration ). (1918). Дата обращения: 10 октября 2017.
  • . (2016). Дата обращения: 10 октября 2017. 10 октября 2017 года.
  • Bardakçı M. . tayproject.org . Дата обращения: 10 октября 2017.
Источник —

Same as Таклиди сеиф