Interested Article - Обнажённая, спускающаяся по лестнице
- 2021-03-04
- 1
«Обнажённая, спускающаяся по лестнице» — картина Марселя Дюшана , написанная в 1912 году.
Одна из наиболее известных работ начала XX века , ныне являющаяся общепризнанной классикой модернизма . Перед первым публичным показом на парижском Салоне Независимых 1912 года была отвергнута как кубистами , так и футуристами . Впоследствии была выставлена на выставке кубистов в Барселоне с 20 апреля по 10 мая 1912 года и на Арсенальной выставке 1913 года в Нью-Йорке. Экспонируется в Художественном музее Филадельфии .
Описание
Композиция картины, сочетающей в себе элементы как кубизма, так и футуризма, представляет собой последовательное наложение друг на друга фрагментов, подобно стробоскопическому изображению.
На картине, выполненной в тёплой монохромной палитре, варьирующейся от жёлтых охровых до тёмных, почти чёрных тонов, изображена абстрактная фигура, различимые части тела которой представляют собой вложенные друг в друга конические и сферические абстрактные элементы, собранные таким образом, чтобы отразить перетекание фигуры саму в себя при движении. Тёмные и светлые дуги подчёркивают динамику перемещения тела, как это принято в комиксах, а пунктирные, вероятно, указывают на движение таза. Фигура движется, совершая оборот против часовой стрелки, из левого верхнего в правый нижний угол картины, на что, по-видимому, указывает полупрозрачный градиент изображения, переходящий из тёмной (более ранней) в светлую (более позднюю) область. В левом нижнем углу размещено название картины печатными буквами. Точных указаний на человеческую природу изображённой фигуры и какие-либо её свойства не имеется.
История картины
Автор признавал, что на создание картины его вдохновила хронофотография , изобретённая Этьеном-Жюлем Марэ , в частности, известная последовательность снимков «Женщина спускается по лестнице» Эдварда Мэйбриджа , сделанная в 1887 году .
Дюшан представил работу для участия в 28-й выставке Салона независимых художников, проходившей в Париже с 25 марта по 16 мая 1912 года. Картина появилась в каталоге под номером 1001, впервые открыв своё название широкой публике , хотя сама картина к выставке допущена не была. Через братьев Дюшана Жака Вийона и Раймона Дюшана-Вийона жюри по отбору картин предложило автору либо добровольно отозвать картину, либо переименовать, убрав с неё оригинальное название. По утверждению Дюшана, некоторые кубисты, включая Альбера Глеза , сочли работу не соответствующей их собственным разработкам , а жюри показалось, что название слишком литературно, и что «обнажённая не может спускаться с лестницы — это недостаточное проявление уважения к ней» .
Считалось также, что «Обнажённая» подверглась слишком сильному влиянию итальянского футуризма, и хотя группа Пюто приветствовала появление на своих выставках иностранных художников, таких, как Александр Архипенко , Константин Бранкузи , Франтишек Купка , Амедео Модильяни , Йожеф Чаки , французские кубисты держали дверь наглухо закрытой от влияния иностранных тенденций. Сам Дюшан категорически отвергал такое обвинение, заявляя, что расстояние между Италией и Парижем слишком велико для проникновения хоть сколько-нибудь значимого влияния с итальянской стороны .
Позже в одном из интервью Дюшан говорил:
В 1912 году меня захватила идея описать движение обнажённой, спускающейся по лестнице, статическими визуальными средствами. Эту идею подкинули мне хронофотографии фехтовальщиков в действии и галопирующих лошадей (то, что сегодня мы называем стробоскопической фотографией). Это не значит, что я скопировал эти фотографии. Футуристы тоже изучали эти идеи, но сам я никогда не был футуристом. И, конечно, развитие кинематографа сыграло свою роль. Идея движения, скорости, буквально витала в воздухе .
Дюшан вспоминал, что, получив петицию жюри, он не стал давать никакого ответа, но немедленно явился на выставку, забрал картину и увёз её домой на такси. Он называл этот момент поворотным в своей жизни и после случившегося инцидента потерял интерес к участию в творческих объединениях художников . Считается, что Дюшан так никогда и не простил бывших коллег за цензурирование своей работы .
Несмотря на возникшие разногласия, картина выставлялась со своим первоначальным названием в галерее Боэси в октябре 1912 года среди прочих картин, участвовавших в выставке Салона Независимых. После этого Дюшан отправил «Обнажённую» на Арсенальную выставку 1913 года в Нью-Йорк, где местные ценители, привыкшие к более натуралистичному искусству, устроили ей довольно скептический приём. На картину долгое время появлялись карикатуры и пародии , The New York Times назвала её «взрывом на черепичной фабрике», а журнал «American Art News» объявил награду каждому, кто сможет найти на картине обнажённую . Президент Теодор Рузвельт , посетивший Арсенальную выставку, отозвался о картине следующим образом: «В моей ванной лежит отличный коврик индейцев навахо , который при любой интерпретации с точки зрения кубизма является более приятной для глаза декоративной картиной. Если по какой-то неведомой причине кому-то взбредёт в голову назвать мой коврик „Одетым, поднимающимся по лестнице“, смысла в этом будет столько же, как в данном случае. C точки зрения терминологии любое название окажет одинаковое воздействие, но с точки зрения художественной ценности коврик навахо бесконечно превосходит эту картину ».
На выставке картина была приобретена адвокатом и торговцем произведениями искусства из Сан-Франциско Фредериком Торри. В 1919 году, после снятия с оригинала полноразмерной копии, Торри продал его американским коллекционерам Луизе и Уолтеру Конраду Аренсберг . В 1954 году «Обнажённая, спускающаяся по лестнице» перешла от Аренсбергов по наследству в собрание художественного музея Филадельфии , где и хранится по сей день вместе с предварительными эскизами Дюшана и копией оригинала .
Фильмография
- «Спираль времени», фильм из цикла « Палитры » (Франция, 1993).
- В фильме « Работа без авторства » герой фильма — художник — рисует обнажённую женщину, спускающуюся по лестнице, в стиле капиталистического реализма .
Примечания
- Roger Allard, Sur quelques peintres , Les Marches du Sud-Ouest, June 1911, pp. 57-64. In Mark Antliff and Patricia Leighten, A Cubism Reader, Documents and Criticism, 1906—1914 , The University of Chicago Press, 2008.
- , p. 78
- . Дата обращения: 22 февраля 2018. 4 ноября 2020 года.
- Cabanne, Pierre, Ingénieur de temps perdu: entretiens [de Marcel Duchamp] avec Pierre Cabanne , Pierre Balfond, 1967
- Gunnar, Olsson. (англ.) . — University of Chicago, 2007. — P. 155. — ISBN 0-226-62930-9 .
- Дата обращения: 22 февраля 2018. 24 сентября 2015 года.
- . Дата обращения: 22 февраля 2018. Архивировано из 31 марта 2016 года.
- , p. 83
- . Дата обращения: 22 февраля 2018. 3 ноября 2019 года.
- , pp. 116–142
- . Дата обращения: 22 февраля 2018. Архивировано из 23 октября 2019 года.
- . Дата обращения: 22 февраля 2018. 21 января 2018 года.
- John Sheridan. (2002). Дата обращения: 20 апреля 2009. 4 ноября 2020 года.
- . Philadelphia Museum of Art. Дата обращения: 28 февраля 2009. 3 ноября 2019 года.
Библиография
- Tomkins, Calvin. Duchamp: A Biography . — U.S.: Henry Holt and Company, Inc, 1996. — ISBN 0-8050-5789-7 .
- Roosevelt, Theodoore. . — U.S.: New York: Charles Scribner’s sons, 1913. — ISBN 1-58734-046-1 .
- 2021-03-04
- 1