Interested Article - Менестрандиза
- 2021-09-17
- 1
Менестрандиза ( фр. Ménestrandise , букв. «менестрельщина»; ведомство, удостоверяющее владение искусством менестреля — фр. Ménestrandie ) — существовавшая во Франции более четырёх веков (1321—1776) корпорация менестрелей , музыкантов, танцоров и артистов уличных театров . Расцвет пришёлся на XVI век . В XVIII веке корпорация высмеяна как уже архаичный институт Франсуа Купереном в музыкальном памфлете 1717 года «Пышности Великой и Древней Менестрандизы» ( фр. Les Fastes de la grande et ancienne Menestrandise ) из клавесинной сюиты № 11 .
История
14 сентября 1321 года Менестрандиза была учреждена в качестве гильдии , объединяющей менестрелей и прочих бродячих артистов, чьи занятия считались «низкими».
В период расцвета сообщества в XVI веке в него входили и профессиональные музыканты, и самоучки, игравшие на инструментах как «высоких» (например, на скрипке ), так и «низких» (таких как виела ).
В 1659 году французский король Людовик XIV наделил Менестрандизу правом допускать музыкантов к публичным выступлениям . Таким образом, играть публично могли лишь те, кто заплатил пошлину в Менестрандизу.
Упразднена в феврале 1776 года ещё при Старом порядке , указом короля, провозгласившим «свободу искусств», за 15 лет до принятого в революционную эпоху закона о запрете цеховых объединений .
Общие сведения об организации
Музыковед Франсуа Лезюр в своем исследовании «Французские музыка и музыканты XVI века» собрал следующие факты о Менестрандизе.
Менестрандиза присваивала звание музыканта только после четырёх лет обучения и после продолжительного экзамена, проходившего в присутствии короля или его представителей .
Менестрандизе принадлежало несколько зданий в Париже , на улицах Пети-Шамп, Сен-Мартен, Круассан, а также церковь Святого Юлиана , которую разрушили во времена Великой французской революции .
Она являлась организацией со строгой иерархией: с закрытым советом мастеров, тремя управляющими и одним генеральным директором, который носил звание «короля менестрелей» ( roi des ménétriers ) или «короля скрипки» ( roi des violons ) и назначался самим королём Франции .
Менестрандиза и институт «короля менестрелей»
Хотя звание «короля менестрелей» и являлось часто титулом директора Менестрандизы, имеются и более ранние свидетельства о существовании в среде французских музыкантов некой иерархии. Так, в 1315 году (то есть ещё при Людовике X ), когда Менестрандизы ещё официально не существовало, некий Робер удостоился звания «короля менестрелей».
Старейшим документом, в котором содержится отсылка к этому институту, является положение о должностных лицах 1288 года короля Филиппа Красивого , в котором упоминается «король игрецов на флейте » ( roi des joueurs de flûte ) .
В 1295 году, также в правление Филиппа Красивого, некий рождённый в середине XIII века жонглёр по имени Жан Шармильон ( Jehan Charmillon ) провозглашён «королём менестрелей города Труа ».
В 1338 году Роберт Каверон ( Robert Caveron ), возглавивший Менестрандизу, был провозглашён «королём менестрелей королевства Франция» . Каверону наследовал Коппэн де Брекин ( Coppin de Brequin ), упоминавшийся в различных званиях в 1357, 1362 и 1367 годах.
В двух актах, относимых к концу XIV века, титул «король менестрелей королевства Франции» прилагается к имени Жана Понтевена ( Jehan Pontevin ).
Затем титул «короля менестрелей» унаследовал Жан Буазар ( Jehan Boisard ) по прозвищу Верделе ( Verdelet ). Документ, датируемый 19 февраля 1420 года, сообщает о получении им приза от будущего короля Карла VII .
Через несколько лет титул «короля менестрелей» прилагается уже к имени Жана Фасьена ( Jehan Fascien или Facion ). После Фасьена в летописи директоров Менестрандизы лакуна на более чем столетие — до Франсуа Русселя ( François Roussel ), главы корпорации в 1572 году, которому наследовал Клод де Бушандон ( Claude de Bouchandon ), гобоист короля Генриха III , которому 13 октября 1575 года предоставлен титул «короля и мэтра менестрелей и всех игрецов королевства».
В 1590 году, в правление Генриха IV , Клод Нийон ( Claude Nyon ), скрипач оркестра короля , получает звание «короля менестрелей», которое он 10 лет спустя передаст своему сыну Гийому Клоду Нийону ( Guillaume Claude Nyon ) по прозвищу Лафон ( Lafont ), также скрипачу оркестра короля. В документе от 8 февраля 1600 года тот упоминается как «король игрецов инструментов всего королевства» ( Roy des joueurs d’instrumens par tout le royaume ). О Нийоне-младшем не дошло какой-либо более подробной информации, кроме факта наследования им должности руководителя Менестрандизы.
17 марта 1620 года с титулом «Король игрецов на инструментах» упоминается Франсуа Ризом ( François Rishomme ), также скрипач оркестра короля.
12 декабря 1624 года Людовик XIII провозглашает Луи Константена , придворного скрипача, «королем и мэтром менестрелей и всех игрецов инструментов, высоких и низких, королевства». Константен был одним из самых известных музыкантов своего поколения, автором многочисленных пяти- и шестиголосных произведений для скрипки, альта и инструментов генерал-баса . Его сын, Жан Константен, также отмечен в 1657 году в составе оркестра « Двадцать четыре скрипки короля ».
В 1641 году на должности главы Менестрандизы Константена сменил Клод Дюмануар ( Claude Dumanoir ). 21 ноября 1657 года он передал руководство своему племяннику Гийому Дюмануару , одному из «Двадцати четырёх скрипок короля», который получает от Людовика XIV титул «Король скрипки, мастер танца и игры на инструментах, высоких и низких».
15 августа 1668 года Гийом Дюмануар покинул свой пост, и должность перешла к его сыну,
.После отставки Гийома Дюмануара-младшего в 1695 году и смерти Гийома Дюмануара-старшего в 1697 году Людовик XIV не назначил какого-либо преемника, из-за чего титул «короля менестрелей» оставался вакантным 46 последовавших лет.
Упадок организации
В XVII веке влияние Менестрандизы начинает постепенно ослабевать из-за появления других сильных объединений — таких как придворная Королевская Академия танца (1661 год), Королевская Академия музыки (1669 год) — которые не желали подчиняться правилам корпорации .
,В апреле 1662 года случилось первое крупное противостояние, когда Гийом Дюмануар, тогдашний генеральный директор Менестрандизы, начал судебную тяжбу против создания Академии Танца . Его выступление встретило развёрнутую отповедь парижских академиков, суть которой была в том, что танец в его самой благородной части не нуждается в музыкальных инструментах.
30 августа 1662 года Гийом Дюмануар проиграл судебное разбирательство, однако отомстил, написав политический памфлет «Брак музыки с танцем, в коем содержится ответ на книгу тринадцати якобы академиков, касающуюся этих двух искусств» ( Le mariage de la musique avec la dance, contenant la réponce au livre des treize prétendus Académistes, touchant ces deux arts ), опубликованный в 1664 году.
После учреждения Королевской академии музыки уже новый директор Менестрандизы, Гийом Дюмануар-младший, приложил много усилий, чтобы обязать оплачивать в корпорацию членские взносы профессоров Королевской Академии музыки — за право выступать вне стен академии, на таких мероприятиях как балы, свадьбы и концерты, и только по предъявлении верительных грамот Менестрандизы. Однако
не оказал Дюмануару поддержки.28 апреля 1682 года мастера академии танца добились права становиться преподавателями танцев, вообще не входя в корпорацию. Дюмануар подал в суд на Королевскую Академию танца и 2 ноября 1691 года, после десяти лет судебного разбирательства, добился лишь равных прав для Королевской Академии танца и Менестрандизы на преподавание танца и присуждение звания мастера танца .
В 1693 году группа композиторов, среди которых был Франсуа Куперен, подаёт Людовику XIV жалобу на корпорацию, обвиняя её в том, что она чрезмерно ограничивает свободу музыкантов. Аналогичная петиция была подана в 1707 году, и каждый из этих случаев имел для Менестрандизы последствия .
В 1717 году Куперен написал по итогам этих событий сюиту для клавесина (№ 11), где члены Менестрандизы высмеивались как жонглёры , игрецы на виеле и шуты , выступающие с учёными обезьянами . Данный музыкальный памфлет был озаглавлен по-французски «Les Fastes de la grande et ancienne Mxnxstrxndxsx» («Пышности Великой и Древней Менестрандизы»), где в слове «Менестрандиза» вместо гласных была проставлена буква «x» (чтобы избежать судебного преследования со стороны корпорации).
Только в 1741 году корпорация получает нового главу: Людовик XV назначил Жан-Пьера Гиньона новым главой Менестрандизы.
В 1773 году Гиньон подаёт в отставку, а также прошение об упразднении Менестрандизы, которая к тому времени считается полным анахронизмом. Людовик XV, указом от марта 1773 года, принимает отставку Гиньона и упраздняет институт «короля менестрелей».
В феврале 1776 года упраздняется и сама Менестрандиза.
Примечания
- Luc Charles-Dominique. Les ménétriers français sous l'ancien régime. — Paris: Klincksieck, 1994.
- Б. Б. Бородин, Ю. А. Ермаков, Е. А. Рубаха. Комическое в музыке. — Екатеринбург: Уральская гос. консерватория им. М.П. Мусоргского, 2002. — 234 с.
- Статья VI, Statuts et Reglemens des Maîtres de Danses et Joueurs d’instrumens, tant hauts que bas, pour toutes les villes du royaume, registrés en Parlement le vingt-deuxième Août 1659 , Paris, Imprimerie D’Houry et Fils, 1753
- François Lesure. Musique et musiciens français du xvie siècle. — Genève: Minkoff, 1976. — С. 115—129.
- Encyclopædia Universalis. (фр.) . Encyclopædia Universalis. Дата обращения: 31 января 2018. 1 февраля 2018 года.
- Du Cagne. table V // Glossarium mediæ et infimæ latinitatis. — С. 762.
- Блок Л. Д. Классический танец: История и современность. — М. : Ис-кусство, 1987. — С. 69. — 556 с.
- Л. Гинзбург, В. Григорьев. История скрипичного искусства в трёх выпусках. — Москва: Музыка, 1990.
- Wilfrid Mellers. François Couperin and the French Classical Tradition. — New York: Roy Publishers.
- David Tunley. . — Routledge, 2016. — P. 110.
Литература
- Eugène d' Auriac. . — Paris: E. Dentu, 1880. — 74 p.
- Florence Gétreau. (фр.) // Musik. Raum. Akkord. Bild. Festschrift zum 65. Geburtstag von Dorothea Baumann. — 2011. — P. 163—182 .
- 2021-09-17
- 1